Совет ПФО: «Мер достаточно, но о них мало кто знает»

Оценить
В Саратове обсудили инструменты поддержки производственных предприятий

Процесс импортозамещения в России в целом идет неплохо. Но регионам еще нужно поработать над улучшением инвестиционного климата, реализацией собственных планов импортозамещения и повышением экспортного потенциала высокотехнологичных отраслей. Эти задачи должны стать приоритетными для всех тех субъектов России, которые хотят развивать реальный сектор экономики. Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на проходившем в Саратове Совете Приволжского федерального округа. При этом одной из основных проблем региональных предприятий министр считает их низкую информированность о способах получения государственной поддержки.

Совещание Совета ПФО, посвященное проблемам развития реального сектора экономики и импортозамещения, состоялось в минувшую пятницу в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина – РАНХиГС. Вел мероприятие, естественно, полпред президента в ПФО Михаил Бабич. Кроме высокопоставленных чиновников на нем присутствовали государственные служащие рангом пониже – губернаторы приволжских регионов и их заместители. А также руководители промышленных предприятий Приволжского федерального округа, которые на организованной по случаю выставке достижений импортозамещающих производств продемонстрировали свои успехи.

Все проблемные вопросы, связанные с развитием реального сектора экономики и с импортозамещением, обсуждались, что называется, за закрытыми дверями. Журналистам разрешили послушать только три первых выступления – вступительную речь Михаила Бабича, доклад Дениса Мантурова и обзорный рапорт губернатора Саратовской области Валерия Радаева как принимающей стороны. Самым содержательным из трех было, пожалуй, выступление главы Минпромторга РФ. Потому что он рассказывал о тех методах поддержки импортозамещающих проектов, которые действуют на федеральном уровне, и о тех, которые должны бы уже начать действовать в регионах.

Меры действующие и эффективные

По словам Дениса Мантурова, самым эффективным инструментом из действующих на сегодняшний день является Фонд развития промышленности РФ. Буквально за два года ФРП Минпромторга России развернул полномасштабную деятельность, в которую вовлечены практически все регионы, отметил министр. Проблема только в том, что Фонд ориентирован в основном на крупные отраслевые проекты. Тогда как в каждом регионе есть множество более мелких, но не менее значимых проектов, приоритетных для конкретных территорий, и логично было бы, если их реализацией будут заниматься региональные фонды развития промышленности.

Однако как было отмечено, из 85 субъектов РФ подобные региональные фонды развития промышленности были созданы только в десяти, в том числе в трех регионах ПФО (Татарстане, Пермском крае и Ульяновской области). В Саратовской области такого фонда нет, но предполагается. По крайней мере, некоторое время назад, когда к нам с рабочим визитом приезжали заместители Дениса Мантурова, областные чиновники заверяли, что свой ФРП у нас в стадии формирования.

Другой механизм поддержки промпредприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию, выделенный главой Минпромторга РФ, – специнвестконтракты. Этот механизм заработал в России в текущем 2016 году, и к настоящему моменту подписано уже пять таких соглашений, а еще три готовятся к подписанию.

Специальный инвестиционный контракт (или СПИК) представляет собой, напомним, трехстороннее соглашение между инвестором, регионом и минпромторгом, в соответствии с которым инвестор создает, модернизирует или осваивает промышленное производство, важное для региона или для всей страны. Срок контракта определяется исходя из срока выхода проекта на проектную операционную прибыль по бизнес-плану, плюс пять лет. При этом в совокупности этот период не должен превышать 10 лет.

В ПФО производится более 15% ВВП страны, здесь осваивается 16% инвестиций. Реализацией мероприятия отраслевых планов Минпромторга РФ в ПФО занимаются 155 предприятий. Финансовую поддержку на общую сумму 8 миллиардов рублей получили 102 из них. По итогам 2015 года регионам ПФО было выделено порядка 28,3 млрд рублей, что составило почти половину от всех объемов средств, направленных Минпромторгом на развитие промышленности.

Для заключения контракта инвестор должен документально подтвердить вложение в проект инвестиций в размере не менее 750 млн рублей. Государственные стороны контракта при этом гарантируют, что в течение всего срока условия контракта меняться не будут вне зависимости от изменений в федеральном и региональном законодательстве (налоговые льготы, стоимость аренды госимущества или земли и т.п.).

На Совете ПФО Денис Мантуров заявил, что не видит никаких препятствий к тому, чтобы регионы перенимали эту практику и заключали свои специнвестконтракты (то есть двусторонние соглашения). Применение этого механизма, по его словам, наоборот, повысило бы инвестиционную привлекательность регионов. К тому же большинство субъектов РФ уже приняли свои законы «О промышленной политике», которые дают возможность это делать.

Кроме того, Мантуров напомнил, что небольшие высокотехнологичные компании и стартапы имеют возможность размещаться в индустриальных парках и промышленных технопарках. Минпромторгом России были предусмотрены специальные меры и средства поддержки для их развития. Регионам, по словам министра, необходимо активнее ими пользоваться – объемы финансирования на развитие индустриальных и технопарков, заложенные в федеральном бюджете, пока позволяют это делать.

Главное в импортозамещении – научиться конкурировать

Что касается выполнения задач по импортозамещению, то, по словам Мантурова, процесс в целом идет неплохо – регионы и крупные корпорации формируют свои планы импортозамещения, отрасли выдерживают годовые цифры. При этом министр отметил, что у государства нет цели уничтожить импорт «на корню», давая преференции менее качественной продукции или просто копируя зарубежные аналоги. Главная задача, по его словам, в том, чтобы используя высвободившиеся объемы спроса, обеспечить создание более совершенной высокотехнологичной продукции, способной выигрывать конкурентную борьбу и на внутреннем, и на внешнем рынке. Минпромторг РФ получил поддержку федерального правительства в вопросе увеличения объемов финансирования мер по стимулированию несырьевого экспорта. Всю работу по этому направлению будет администрировать Российский экспортный центр (РЭЦ).

Регионам со своей стороны, как отметил глава Минпромторга, необходимо создавать региональные центры поддержки экспорта, чтобы местные компании могли получать комплексную систему сопровождения для развития своей внешнеэкономической активности. А также активнее информировать предприятия малого и среднего бизнеса о возможностях экспорта своей продукции на внешние рынки. По словам Дениса Мантурова, если крупные предприятия «найдут правильные информационные потоки для продвижения своей продукции на внешних рынках», то малым и средним это дается сложнее.

«У малых и средних предприятий отсутствует возможность часто ездить в Москву за нужной информацией, поэтому необходимо, чтобы в своих регионах им местные администрации, отделения РЭЦ и торгово-промышленной палаты оказывали информационную поддержку», – отметил министр.

Пора брать уроки у маркетологов

Вообще проблему недоинформированности предприятий о существующих мерах государственной поддержки Денис Мантуров назвал одной из основных на сегодняшний день. Инструментов и механизмов придумано уже достаточно, но многие из тех, на кого они рассчитаны, не догадываются об их существовании. Не все предприятия знают о субсидиях на НИОКР, комплексные инвестпроекты и прочие меры.

«Главное – чтобы все регионы Приволжья знали, как можно получить господдержку и пользоваться этим механизмом для поддержки промышленности. Работу в этом направлении необходимо синхронизировать», – подчеркнул он.

В Минпромторге уже организованы стажировки и создан консультационный центр при Фонде развития промышленности РФ. Регионам, со своей стороны, необходимо создавать у себя на местах информационные базы, информаты, с помощью которых предприятия могли бы узнать, на какую поддержку государства могут рассчитывать. Кроме того, по словам Мантурова, субъектам РФ нужно активнее разрабатывать собственные механизмы поддержки перспективных проектов и информировать о них местные предприятия, а также заниматься продвижением той продукции, которую региональные предприятия выпускают.

Региональные власти, кстати, тоже пожаловались на дефицит информации. В своем выступлении губернатор Саратовской области Валерий Радаев отметил, что нашему региону, в частности, мешает отсутствие информации о потенциальных заказчиках импортозамещающей продукции, ее характеристиках и необходимых объемах производства. Это, по его словам, создает сложности при разработке инвестпроектов. Тут же было отмечено, что проблема может нивелироваться, когда заработает ГИС «Промышленность» (государственная информационная система), то есть заполнится недостающими сейчас сведениями, необходимыми при планировании инвестпроектов. Тогда же, возможно, заработает и обратная связь от предприятий, нужная для контроля эффективности применяемых мер стимулирования.

Валерий Радаев в своем докладе сделал и смелую ремарку о том, мол, что еще не все меры поддержки продуманы на федеральном уровне и учтены интересы не всех отраслей. Вот, например, в АПК одной из насущных проблем является высокий уровень зависимости от импортных поставок семян и племенного материала. Поэтому для обеспечения сельхозпроизводителей отечественным посевным и племенным фондом надо бы разработать дополнительные меры стимулирования развития селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров. По мнению Радаева, поручить эту работу можно было бы Минсельхозу РФ.

Не исключено, что свои предложения по мерам поддержки высказали представители и других регионов, участвовавших в Совете ПФО. В ходе уже закрытой части совещания.

Совет ПФО: «Мер достаточно, но о них мало кто знает»