«Концессия» состоялась. Получится ли?

Оценить
Саратовский водоканал передали в тридцатилетнее управление бизнесу

Свершилось! То, о чем говорили последние семь лет и ждали с апреля текущего года. Муниципальное предприятие «Саратовводоканал» со всеми трубопроводами отдали тем, кто лучше понимает в управлении, а главное, имеет деньги на исправление ошибок власти. На минувшей неделе, 19 октября, было подписано концессионное соглашение между администрацией города Саратова и ООО «Концессия водоснабжения – Саратов» (УК «Лидер»).

Что теперь будет?

По условиям подписанного соглашения, новый управляющий «Саратовводоканала» в течение следующих 30 лет, то есть до 2045 года, должен провести ремонт, реконструкцию и модернизацию систем городского водоснабжения, головных сооружений водопровода, городской станции аэрации, водопроводных подкачивающих насосных станций и канализационных насосных станций. Кроме этого ООО «Концессия водоснабжения – Саратов» должно построить новые магистральные и квартальные водопроводные и канализационные сети, подключить к системе централизованного водоотведения поселки Латухино, Жасминный, Мирный, Увек, Лесопильный, а также закупить спецтехнику для обслуживания всех сетей и прочих объектов системы саратовского водоканала.

Почему это не может сделать городская власть?

У городской власти просто нет денег. Те водопроводные сети, по которым в настоящее время вода подается в квартиры горожан, были проложены еще в 60-70-х годах прошлого века. Срок их эксплуатации давно исчерпан. Износ централизованной системы водоснабжения Саратова оценивается экспертами в 80%. Минимальная сумма, необходимая для восстановления водопроводов – 10 миллиардов рублей, что совершенно неподъемно для городского бюджета, весь объем которого составляет примерно столько же. Ежегодные минимальные затраты на перекладку сетей, по оценкам специалистов, могли бы составить 300 миллионов. Но и этих денег в бюджете города не нашлось – все бюджетные средства расписаны по другим, еще более важным направлениям. Все, что может власть себе позволить, – латать дыры в сгнивших трубах. Но и это с каждым годом дается все труднее. В 2014 году фиксировали по 50 аварий на водопроводах в день в целом по городу. У МУПП «Саратовводоканал» просто не хватало ремонтных бригад для устранения течей, поэтому некоторые из них не ликвидировались неделями.

Попытки найти необходимые саратовскому водопроводу деньги на восстановление в других бюджетах – областном или федеральном – успехом не увенчались. Государство предложило попросить денег у бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, одной из форм которого и является концессия.

ООО «Концессия водоснабжения – Саратов» (УК «Лидер») обещает вложить в систему централизованного водоснабжения Саратова 18 миллиардов рублей. Это меньше, чем хотел муниципалитет, которому сумма вложений со стороны бизнеса виделась как 36 миллиардов рублей. Причем 6 миллиардов должны быть вложены, по представлениям муниципалитета, в первые три года действия соглашения, начиная с 2016 года. Концессионер посчитал по-другому, и муниципалитет с этими расчетами, как видим, согласился.

Тарифы вырастут?

Тарифы вырастут, но обещают, что не сильно. Председатель областного комитета по тарифам Лариса Новикова еще летом 2016 года заявила, что прибавка составит не более двух рублей к стоимости кубометра воды как на холодное водоснабжение, так и на водоотведение. Хотя концессионерам хотелось бы иметь больший тариф для того, чтобы быстрее отбивать затраты и начинать на саратовском водоканале зарабатывать. Власть против, потому что прекрасно осознает, как будет против население. Если бы комитет и вообще региональное правительство пошло на поводу у концессионеров, то тарифы могли бы подскочить на 50%.

Но, по словам Ларисы Новиковой, у инвесторов есть и другие возможности для извлечения прибыли. Например, за счет сокращения издержек: после того, как произойдет техническое перевооружение сетей и на сетях станет меньше повреждений, потери воды тоже сократятся. Соответственно сократятся и расходы компании, и даже если тариф не будет меняться вообще, концессионер постепенно начнет получать прибыль. Правда, произойдет это не раньше, чем через девять лет работы.