Саратов. Октябрь 1916 года

Оценить
Ю.Ф. де Вильде попросил городскую управу обратиться к публике с просьбой «корректно обращаться» с кондукторами, которые часто увольняются со службы, не желая терпеть грубое отношение к себе пассажиров.

20 октября. Бельгийская компания повысила арендную плату за счетчики со всех абонентов. Городская управа, находя данное повышение неправомерным, предложила управляющему Ю.Ф. де Вильде взимать за счетчики, приобретенные до войны, прежнюю плату; разрешить же повысить плату только за счетчики, приобретенные во время войны. Вильде отклонил это предложение и попросил пересмотреть вопрос в третейском суде.

Ю.Ф. де Вильде попросил городскую управу обратиться к публике с просьбой «корректно обращаться» с кондукторами, которые часто увольняются со службы, не желая терпеть грубое отношение к себе пассажиров.

21 октября. Уездная земская управа в ответ на предложение губернатора о cнятии с полевых работ 30% военнопленных сообщила, что ввиду большой нужды в рабочих руках возможно снять с работ и предоставить в распоряжение военного ведомства только 50 человек военнопленных. Это составляет 2,5% всего числа пленных, проживающих и работающих в губернии.

Из Министерства народного просвещения получено извещение о том, что студенты, желающие перей­ти из одного высшего учебного заведения, которое не дает права на отсрочку от призыва на воинскую службу, в другое, предоставляющее такое право, не могут быть в него принятыми как уклоняющиеся от отбывания воинской повинности.

25 октября. 23 октября около двух часов ночи загорелся синематограф «Художественный театр». На место происшествия немедленно явились пожарные. Несмотря на их дружную работу, огонь распространился внутри здания «со страшной силой». Во время падения сгоревших балок перекрытия, под их обломками оказались 6 пожарных. Их увезли в больницу. Пожар удалось потушить к 10 часам утра. Здание синематографа было застраховано на 53000 рублей, а обстановка – на 11000 рублей. По одной из версий, «Художественный» загорелся от «усиленной топки», по другой – от замыкания электрических проводов.

26 октября. При Александровском ремесленном училище оборудована оптическая мастерская по изготовлению биноклей для армии. На ее оборудование затрачено 40000 рублей. При училище создаются курсы по механике для увечных воинов.

Городскую молочную ферму, снабжающую молоком лазареты, причислили к предприятиям, работающим на оборону.

27 октября. Городской караульной комиссией принято решение на должность караульщиков пригласить женщин. Для зажигания керосиновых фонарей на окраинах города управа тоже приняла несколько женщин.

Лектор-инструктор Общества народных университетов В.П. Прозоров разработал программу лекций для чтения в селах в 1916 – 1917 гг. Темы лекций следующие: географическое положение воюющих стран, экономико-географические очерки России, основы и формы кооперации, земство и его работа, литературные образы, «рисующие гибельность пьянства».

28 октября. Женщины-зубные врачи обратились с ходатайством в больничный совет губернского земства о предоставлении им права поступать в лазареты в качестве сестер милосердия. Совет не нашел возможным удовлетворить их просьбу.

Городская ревизионная комиссия установила, что на Митрофаньевском и Верхнем базарах торговцы, пользуясь слабым надзором, самовольно захватывают места и не платят за них. Среди них есть один гласный городской думы. «Неузаконенных» торговцев на саратовских базарах насчитали 177.

29 октября. Городская земельная комиссия постановила устроить для свалки нечистот из казарм несколько восьмисаженных поглотительных колодцев. Санитарный надзор нашел это решение неправильным, так как с подпочвенными водами нечистоты будут стекать в Глебучев овраг.

30 октября. Губернатор С.Д. Тверской запросил сведения о текущих расходах на удовлетворение религиозных нужд беженцев, в частности, на содержание духовных лиц. Данный запрос мотивируется необходимостью сокращения расходов на устройство беженцев, которые производятся из средств Государственного казначейства.

В Покровске земская управа платит школьному сторожу 15 рублей в месяц. Работать за такое жалованье при теперешней дороговизне не соглашаются даже женщины. Поэтому во многих школах сторожей нет.

Газету «Саратовский листок» читала Наталия Самохвалова