Истории железных леди

Оценить
Канал ОТР, «Женщины идут в политику»

Проглядывая телепрограмму в поисках чего-нибудь интересного, натыкаюсь на «Женщины идут в политику» Леонида Млечина. К каналу ОТР я отношусь достаточно прохладно. На мой вкус, он сероват – мало цвета, мало эмоций – любых. Он неспешный и немного как будто из другого мира и другого времени. Но вот передача про женщин в политике меня заинтересовала.

В кадре – великолепно выглядящий автор: благородно седой, стройный, подтянутый, в костюме, застегнутом на все пуговицы. Позади него два экрана под углом друг к другу, куда выводятся фотографии политиков, о которых он рассказывает. Манера изложения неспешная, речь приглушенная, лицо ведущего расслаблено, улыбка мягкая и немного ироничная. После оглушающих истерик программ НТВ, России 1 и Первого канала этот неторопливый ритм подчиняет себе, и ты, вслед за автором, расслабляешься.

Ангела Меркель. На экране ее детское фото, будущему канцлеру ФРГ там года три, не больше. Она родом из Западной Германии, с окраины Гамбурга. И в то время, когда восточные немцы стремились как-нибудь перебраться на Запад, ее родители поехали на Восток. Никакой идейности – ее отец, священник, был отправлен туда по долгу службы. Ангела, мечтавшая быть учителем, не получила места в школе, поскольку детей священников в странах соцлагеря старались держать подальше от системы образования. В итоге Меркель увлеклась политикой, пробила себе дорогу наверх в одной из самых консервативных партий Германии – «Христианский демократический союз». А затем, легко расправляясь со своими конкурентами-мужчинами, добилась должности канцлера ФРГ. Она пришла на пике кризиса и сделала из своей страны экономического лидера Европы.

Млечин отмечает, что Меркель не мягкая и не женственная, ее не заботит, как она выглядит. Меркель предпочитает брючные костюмы, не пользуется косметикой. У нее нет огромных загородных домов, в Берлине она живет в обычной квартире обычного многоквартирного дома. Ее муж сам ходит за покупками, а канцлер иногда, когда у нее есть время, готовит ужин. По слухам, лучше всего у нее получается черничный пирог.

За спиной у ведущего меняются фотографии. Вот фото дома, где она живет, вот сама Ангела в церкви (она протестантка, это Млечин подчеркивает особо, поскольку именно протестантские ценности сделали экономику европейских стран тем, что она есть сейчас – много трудись, много зарабатывай, но зарабатывай честно, и помогай ближним по мере возможности), вот Меркель на каком-то приеме в неизменном брючном костюме. Мозг никак не может справиться с привычной задачей – отшелушить пропаганду. Очень сдержанный, хоть и поверхностный рассказ о буднях западного политика, прост – там нет слоев, нет подтекстов.

В одном только Млечин далек от европейцев. «Женщина должна быть красивой!» – вот его постулат, который и в рассказе о Меркель он подтверждает рассказом о том, как Ангела пришла на открытие оперы в Осло – в длинном вечернем платье с глубоким декольте.

За этим «должна быть» сразу теряется личность, человек, остается образ, нарисованный чьей-то фантазией и наделенный какими-то обязательными с его точки зрения качествами. Вот это «она женственная», «она подчеркивает красоту», «она нравится избирателям не только как политик, но и как женщина» – затирает личность каждой его героини, подводит их под один знаменатель – чужого восприятия. А ведь все они яркие, разные, совершенно не похожие друг на друга люди. Все, что у них есть общего – это железный характер и стремление добиваться своего. Особенно это видно на примере Хиллари Клинтон, которая своей неуемной энергией, верой в победу, своим жестким и глубоким умом вывела в президенты своего мужа Билла, а теперь и сама претендует на этот пост. В ее истории появляется много аллюзий на сериалы «Хорошая жена» и «Карточный домик».

За исключением этого довольно серьезного, на мой взгляд, минуса, программа Млечина пригодна к просмотру. Потому что она разгружает мозг, но оставляет пространство для дискуссии.