Витрина и подсобка

Оценить
Поговорим о делах насущных, обычных наших саратовских проблемах. Сайт «Свободные новости» сообщает, что трамвайные вагоны, подаренные правительством Москвы Саратову, оказались ржавыми и местами даже прогнившими.

Давайте в этот раз не говорить о большой политике, о накаленной международной обстановке (на самом деле об обострении конфронтации – см. по ссылке), о Трампе и Клинтон, о выборах в Черногории, о Мотороле, итогах выборов и о новой думе и о многих прочих важных вещах. И о новых памятниках – Ивану Грозному в Орле и князю Владимиру в Москве – тоже говорить не будем, отложим на следующий раз.

Поговорим о делах насущных, обычных наших саратовских проблемах. Сайт «Свободные новости» сообщает, что трамвайные вагоны, подаренные правительством Москвы Саратову, оказались ржавыми и местами даже прогнившими. Фотографии злосчастных трамвайных вагонов опубликованы в интернет-группе «Трамваи и троллейбусы Саратова». На снимках видно, что местами вагоны изъедены коррозией и ржавчиной. На некоторых местах кузова зияют дыры, а краска облуплена. «Внутри, к сожалению, еще хуже», – прокомментировали администраторы группы «СГЭТ» состояние общественного транспорта, уточнив, что подобное состояние и есть причина того, что вагоны не выйдут на линию сразу после прибытия, а только через некоторое время.

Под новостью развернулась настоящая дискуссия, где авторы, не щадя оппонентов, обсуждают проблему.

Но что, собственно говоря, такого произошло? Для таких случаев существует русская поговорка – «дареному коню в зубы не смотрят». Подкрасят вагоны, заварят совсем уж зияющие дыры и выпустят вагоны на линию. Все равно они будут лучше большинства тех, что сейчас выходят на трамвайные маршруты нашего города.

А на самом деле практика отправки устаревшего городского транспорта из Москвы в регионы существует достаточно давно. Там даже деление такое есть – более-менее годный транспорт (те же трамваи или автобусы) продают по сниженным ценам, совсем уж изношенные вагоны отдают даром – на запасные части. Так строятся отношения столицы с сибирскими городами – Омском, Томском, Новосибирском.

Если уж задаваться вопросом, то он должен звучать так: почему в стране сложилась такая ситуация, что даже не самые бедные регионы (не Саратов имеется в виду, а сибирские города) оказываются в роли нищих родственников? Почему российские регионы обираются в пользу столицы? Нет, понятно, Москва (и Грозный) – витрина России. Витрина должна сверкать и должна быть уставлена дорогими товарами. Регионам же отведена роль подсобки, куда складывают старые вещи из тех, что и выбросить жалко, и использовать не хочется.

Регионам в этой ситуации приходится выкручиваться кто как может. И правительство России предоставляет им такую возможность. Точнее, не выкручиваться, а выкручивать руки своему населению. Примерно так, как это сделано в недалеком от нас городе Тамбове.

По всей стране введен новый порядок действия закона о налоге на недвижимость. Теперь налоговая база исчисляется по кадастровой стоимости, «максимально приближенной к рыночной». Для основной массы недвижимости ставка на практике колеблется между 0,1 и 0,5 процента (в Москве – между 0,1 и 0,3 процента – отчего бы так мягко?).

Для элитной недвижимости (критерий элитарности определяют тоже местные власти) можно установить коэффициент и в 1,5 процента. В Тамбове элитными стали квартиры дороже 2,5 миллиона рублей. В Москве – для сравнения – при стоимости квартиры до 10 миллионов процентная ставка составляет 0,1 процента. Тамбовчане богаче москвичей в разы? Нет, просто в Тамбове у власти денег нет. А где их взять? У народа. Правда, пишут в интернете, народ тамошний глухо зароптал – ну, как водится у нас – в социальных сетях. Но даже этот ропот власть услышала, и тамбовский губернатор Александр Никитин дал поручение пересмотреть ставки. Но в следующем году.

Публицист Георгий Бовт, описавший эту ситуацию, совершенно справедливо задается вопросом, была ли у населения возможность хоть как-то повлиять на ситуацию. Была на самом-то деле – драконовские законы об увеличении налогов принимают те самые депутаты, за которых тамбовчане, саратовцы и т.д. с таким желанием отдали свои голоса. Да, народ отчасти можно понять: было ли, например, в программах тех же Панкова, Грищенко, Максимова и кто там еще избирался у нас по одномандатным округам, хоть слово о налогах? Не было. Не было ничего о налогах и в программе победившей «Единой России». Но и народ не спросил: что собираетесь предпринять в этой сфере, господа? И получил вместо конкретного разговора с обществом – пустые туманные речи о скором всеобщем счастье, детские площадки в немереном количестве и т.д. В том числе в нашем конкретном городе – сильно подержанные трамваи. Но раз так, с полным безразличием отнеслись к тем, кто идет наверх, – придется смириться и с новыми налогами, и с сокращением бюджетов здравоохранения, образования, спорта. Сами же выбрали такую власть, чего теперь пенять ей. Власть – ваше, дорогие россияне, зеркало, а на зеркало в ряде случаев пенять нечего.

Местной же нашей власти хочется посоветовать в случаях получения очередной партии секонд-хенд автобусов, трамваев и прочего не устраивать на главной площади шоу с оркестром и девочками-барабанщицами. Бедным родственникам пристало подарки (подачки?) принимать с благодарностью, но тихо и смиренно.