Утилизировать нельзя модифицировать

Оценить
Утилизировать нельзя модифицировать
В борьбе за чистый воздух могут проиграть владельцы отечественных автомобилей

Все автомобили низкого экологического класса в России предлагают модернизировать или утилизировать. Депутаты Госдумы могут обратиться в Министерство здравоохранения с поручением провести проверку, насколько такие автомобили вредят экологии и здоровью россиян. Но только ли экологии и здоровью вредит так называемый «автохлам» на российских дорогах?

Свобода слова

«Сейчас есть требования к классам «Евро-4», «Евро-5», «Евро-6». А в 1950-х годах экологических требований к машинам было ноль. Надо посмотреть с Министерством здравоохранения, с Всемирной организацией здравоохранения, какой вред приносят авто классом «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2». Если они действительно вредны, можно предложить собственнику или переработку авто до нужного класса, или утилизировать и возместить сумму автовладельцу», – заявил председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, тем самым вызвав негодование у владельцев старых добрых «шестерок», «семерок», «пятерок», «четверок».

«Давайте вообще запретим автомобили! Негоже барским каретам в одной пробке с крепостными стоять. Все машины, что дешевле 3 миллионов рублей, в утилизацию! И на дороги нагрузка меньше, и дорожный фонд сэкономим заодно», – пишет один из неравнодушных автовладельцев на форуме, где активно обсуждалась данная депутатская инициатива. А уж идея модифицировать автомобиль до нужного экологического класса и вовсе показалась автомобилистам смешной.

Правда, далеко не все форумчане критиковали депутатскую инициативу. «Вполне разумное предложение – и аварий меньше будет, и отморозков тоже меньше станет на дорогах», – пишет другой пользователь.

Дорога дальняя, дорога ближняя

Ранним утром во дворе соседнего дома попадается мне мужчина, который увлеченно ковыряется под капотом своей ласточки – ВАЗ 2107. «Жену нужно ехать забирать из деревни вместе с ребенком. Вот сейчас проверяю, все ли на месте, все ли работает, чтобы во время пути никаких сюрпризов не было», – поясняет он мне.

Эту «семерку» мой собеседник купил с рук относительно недавно – в мае – за 75 тысяч рублей. С конвейера на заводе автомобиль сошел в 2007 году. «Нет, я не фанат отечественного автопрома. Может, купил бы что и получше. Но в кармане на тот момент у меня деньжата не шелестели, а без машины мне с моей работой нельзя. Машину, на которой ездил до этого, нужно было срочно менять».

«Надо смотреть немного вперед. Вот купишь какую-нибудь подержанную иномарку. А что дальше? Ее ведь надо содержать. Рано или поздно появится необходимость в ней какую-нибудь детальку заменить. Цены на комплектующие для иномарок отличаются, да и не в каждом магазине нужную деталь найдешь. С нашим ВАЗом все намного проще. Детали в наличии в любом автомобильном магазине и по приемлемой цене», – продолжает рассказывать автомобилист.

А для молодых людей, которые только-только постигают азы вождения, если хорошенько поискать на просторах «Авито», а потом еще и поторговаться с хозяином с глазу на глаз у капота, можно приобрести автомобиль тысяч за 15-20, а то и меньше.

По такому пути пошел Иван: «На права я сдал, как только мне исполнилось 18 лет. Но своей собственной машины у меня тогда не было. В нашей семье на тот момент автомобиль был только у папы, но взять у него ключи и просто поездить попрактиковаться – из области фантастики. Тогда я устроился работать, подкопил денег, немного помогли родители, и купил свою первую машинку. Как сейчас помню – «четверку».

Своей первой машиной Иван доволен: «Чтобы сделать ее под себя, пришлось, конечно, повозиться. Да и вложил я в нее прилично. Но не жалею. Считаю, что на таких машинах должны учиться все. А потом, когда научатся, то тогда выбирай что-то получше. А самое главное, чем горжусь до сих пор – свою первую машину я купил практически полностью на свои деньги!».

Сегодня на хлеб Иван зарабатывает, давая частные уроки по вождению для начинающих водителей: «Что бы ни говорили про наши отечественные автомобили, но по популярности они на первом месте. Практически все мои ученики начинают ездить на ВАЗе. Их несомненный плюс – цена. Жалко, что такие машины сейчас уже не выпускаются. На чем будет учиться ездить следующее поколение, ума не приложу».

Другая сторона медали

«Заколебали сопляки гонять на своих тазах. Спать спокойно по ночам не дают. Ночами напролет снуют туда-сюда без дела. Только и слышу визг тормозов и песни бестолковые. Дали дуракам игрушку», – жалуется мне житель 4-й Дачной Костя.

Он живет на втором этаже. Окна квартиры выходят во двор. Как раз под его окнами в летнее время чуть ли не ежедневно собирается автопати.

Косте вторит его соседка, пожилая женщина: «Мат-перемат стоит кругом, их толпы собираются, а потом как включат музыку на полную... Ничего не помогает. Выйдешь, попросишь музыку убавить. На какое-то время подействует, а потом заново на всю врубают».

Вспоминаю, как в годы моей молодости нас гоняли за то, что мы слишком громко слушаем музыку на телефоне возле подъезда. Современной молодежи, чтобы насладиться музыкальным творчеством любимых исполнителей, телефонов недостаточно. Непременно подавай автомобиль. Кстати, в некоторых автомобилях стоимость сабвуферов может незначительно отличаться от стоимости самой машины, а то и превышать ее.

Чтобы убедиться в правдивости слов Кости, достаточно как-нибудь вечером прогуляться по окраинным районам города. Громкая музыка, шумная компания, собравшаяся вокруг автомобиля – все, как и описывал мужчина. С наступлением холодов такие вечерние тусовки возле автомобиля переместятся в сам автомобиль. Но от этого жители близлежащих домов спокойнее засыпать не будут.

Костя как старожил микрорайона отмечает, что культура вождения в последнее время немного выросла. И дело вовсе не в том, что в Саратове куда-то подевались безлюдные дороги и площадки, на которых юные «шумахеры» под присмотром старших товарищей или родителей оттачивали переключение передач и учились парковаться, а потом сразу же со знанием дела уверенно ныряли в поток машин на оживленной магистрали. Что уж говорить про деревни, в которых полупьяные подростки могли совершенно спокойно рассекать по улицам. «На мой взгляд, лучше стало благодаря тотальному контролю. У многих на машинах видеорегистраторы стоят, видеокамеры на дорогах тоже не редкость, да и пешеходы стали более подкованными и готовыми ответить достойно на хамство водителей. Но и малолетние чересчур самоуверенные гонщики пока полностью еще не перевелись», – делится своим мнением мужчина.

После рассказа Кости я вспомнил, как на моих глазах развернулась настоящая битва за пространство. Один такой юный гонщик припарковал своего четырехколесного друга прямо на автобусной остановке и ушел по своим делам. Перед машиной остановился мужчина. Стоит, никого не трогает, ждет автобус. Возвращается хозяин тачки, садится за руль и пытается выехать, но не может. Мешает стоящий впереди мужчина. Водитель грубо требует, чтобы тот отошел в сторону. А он не собирается уходить. Мол, я стою на остановке. Не нравится – не фиг было здесь машину бросать. Юнец за рулем злится еще больше и тихонечко газует вперед, надеясь таким образом прогнать упертого мужика. Мужчина с криками «куда прешь?!» со всей дури ударяет кулаком по капоту. Вот, собственно, и вся культура вождения.