Люди правильно жалуются

Оценить
Депутаты их слышат. А чиновники отвечают, что денег нет

Не было ничего важнее на первом заседании комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле у депутатов Саратовской городской думы нового созыва, чем разговор о светофорах и о потерявших всякий стыд водителях маршруток. Они, по словам депутатов, настолько охамели, что никто им уже не указ. Хоть отстреливай их рядом с их бесстыжими колесами, норовящими залезть не туда, куда можно. Такие шуточные предложения тоже были.

Но беда в том, что инструментов воздействия на потерявших чувство собственной и нашей безопасности водителей общественного транспорта у городских властей нет. Даже видеокамеры теперь к городскому уровню не имеют никакого отношения.

Тонкости сложностей мы пока не узнали

Одна хорошая новость на заседании комиссии все же проскочила. Уже почти составлен новый автобусный маршрут № 59. Он будет начинаться от «Хеппи Молла» и дальше – через новые районы Солнечного, Солнечного-2 – вырулит к Большой Горной, а потом намечается поворот у Сенного рынка и движение в сторону экономического института. Финиш пока определен на улице Чернышевского в районе 2-й горбольницы. Чиновники говорят, что «все пожелания, что скопились, учли». Автобусы будут ходить большой вместимости. И льготные проездные в них будут действовать. Неизвестно пока только, когда начнется движение на этом маршруте. Какой-то важный федеральный закон нагнал муниципальных чиновников практически на старте и заставил резко притормозить с объявлением конкурса на выбор перевозчика.

Депутаты от такой новости оживились надеждами и планами. Начали просить чиновников маршруты автобусов № 11 и № 53 продлить для захода в 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 10-й микрорайоны Солнечного-2. И чиновники отчасти успокоили депутатов. Потому что по 53-му автобусному маршруту ответ, скорее всего, будет положительным – «прорабатывается схема». С 11-м маршрутом, сказали, обнадеживать не будут. Там все сложно. Тонкости сложностей не объяснили.

Это называется аккуратный разговор

– С нами, как мы с вами, аккуратно никто не разговаривает, – предупредил исполняющего обязанности председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Геннадия Свиридова депутат Олег Комаров. И, чтобы Геннадий Александрович поверил, снова и снова приводил примеры ситуаций, когда его, депутата Олега Комарова, избиратели посылают «далеко» «вместе с вами и с ГАИ».

Основных адресов, с которых доносятся проклятья населения, два. Это площадь на 3-й Дачной и перекресток улиц Деловой и Тверской.

На 3-й Дачной, по мысли Комарова, чиновники, ответственные за транспорт, должны взять под особый контроль разворотное кольцо, чтобы раз и навсегда перестать сомневаться в «хамском отношении водителей маршруток» ко всем. Там обычное дело, что «маршрутки, как воронье» себя ведут – «раз, и встала, народ высадила и тут же снова на кольцо выезжает», наплевав на то, уступили ей место, или нет: «Не уступили – тут же авария. Если авария, слышишь – куда должны идти ГАИ, чиновники, депутаты». – Дальше Олег Комаров рассказывал просто в лицах, как люди возмущаются: «Куда они смотрят, эти власти?», а маршрутники огрызаются: «Мы торопились!».

В общем, так плохо все на этом кольце, что Олегу Комарову уже кажется, что он не в Саратове находится, когда в этот район попадает, «а в Карабахе или Карачаево-Черкесии»: «Там на перекрестке на красный едут». «Нагорный Карабах» не заканчивается, по словам депутата, и когда маршрутки с 3-й Дачной едут по 50 лет Октября в город. Маршрутки «шуруют по пешеходной дорожке», поворачивают на встречку. Некоторые водители давно наплевали на свои маршруты.

Комаров убеждал чиновников, что нет никаких маршрутов на улицу Шехурдина к НИИ Юго-Востока. Можно смело сразу вызывать такси, чтобы не стоять на остановке с утра до вечера.

– И это на каждом шагу, ребята! – возмущался депутат сложившимся положением дел с транспортной доступностью и безопасностью. – Ставьте камеры, штрафуйте, наводите порядок! А на 3-й Дачной поставьте плакат с телефоном, куда жаловаться. У вас будет красный телефон от звонков возмущенного населения!

На Деловой-Тверской злодеями были уже коммунальщики. «Хамски ведет организация себя, – сказал Комаров, не уточнив ее названия. – Раскопали яму, забросали. Осел грунт. И посредине перекрестка зияет теперь яма. Люди влетают в эту яму, в интернете потом выставляют фотографии, и ругают всех подряд. Ребята, это дорожное движение!»

Комаров про эту яму уже жаловался Сергею Пилипенко, заместителю Валерия Сараева по вопросам городского хозяйства. И тот прислал ему прямо-таки издевательский ответ. Что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта разрешение на производство вскрышных работ на этом перекрестке не выдавал. «У вас одна рука не знает, что делает другая! Где же координация вашей работы, друзья мои? Люди посылают Комарова, влетая в яму, далеко. И вас вместе со мной. Когда наведете порядок?» – не успокаивался депутат.

Про 3-ю Дачную Геннадий Свиридов даже не знал, что ответить, а про Деловую-Тверскую ответил так, что показал полную растерянность власти перед коммунальщиками – владельцами коммуникаций. Потому что они избрали такую тактику, что не всегда оповещают администрацию о проведении работ. Делают раскопы быстро за ночь, оставляя за собой провалы. «Потом очень трудно добиться восстановления дорожного покрытия. В судебном порядке – долго», – сетовал на трудности Геннадий Александрович. И только один путь он видит на самом деле. Граждане должны жаловаться на такие провалы с указанием возможного лица, причинившего ущерб дороге. И тогда у муниципальных чиновников появится возможность инициировать в прокуратуре проверку. Потому что таких адресов много, и надо как-то выбирать среди них самые возмутительные.

Руководитель постоянной думской комиссии Анатолий Серебряков согласился, что жалобы граждан помогут заделывать оставленные коммунальщиками ямы на дорогах. Но такой подход совершенно не понравился депутату Славутину. Адель Михайлович более десяти лет работал в энергетических организациях (в ОАО «Чувашэнерго» юрисконсультом первой категории; в ОАО «Чувашская Энергосбытовая компания» – юрисконсультом первой категории, начальником, директором по правовым вопросам и управлению персоналом; в ОАО «Мариэнергосбыт» – советником по работе с проблемными потребителями; в ОАО «Таттеплосбыт» – начальником юридического отдела, заместителем директора по реализации тепловой энергии, директором; в ОАО «Генерирующая компания» – заместителем директора по реализации тепловой энергии). И он заверил муниципального чиновника Геннадия Свиридова, что есть все нормативные акты для тех, кто вскрывает асфальт и за собой не делает благоустройство. И они позволяют не только штраф потом взыскать, а обязать немедленно устранить яму. «Требования все прописаны. Правоприменительной практики, особенно по Приволжскому округу, навалом», – утверждает он. И не голословно, а готов проконсультировать юристов, которые отвечают, что бороться с владельцами коммуникаций практически бесполезно.

Есть повод заподозрить перевозчиков

Депутат Виктор Марков тоже имел что сказать чиновникам по поводу организации движения в Саратове. Привел два примера. Первый – про перекресток Московская-Чернышевского «около аптеки, по ходу в Заводской район справа». Рассказал, что боролись весь прошлый созыв с транспортным управлением, чтобы перенесли остановку подальше по Чернышевского. Перенесли. Сделали ограждение. И все равно микроавтобусы стоят на пешеходном переходе.

Чиновники сараевского призыва про этот перекресток, оказывается, слышали. Но у них есть оправдания. Они считают, что просто перегружен перекресток. И водителям не всегда хватает квалификации. И иногда их подводит человеколюбие. Ну, в том случае, когда задержался пассажир и не вовремя зашел или вышел...

– Там никто не задержался! – убеждал легковерных работников Транспортного управления Виктор Марков. – Они специально встают в людном месте и набирают пассажиров. Не низкая здесь квалификация, а норма устоявшаяся. Может, у колеса расстреливать водителя? Шутка. Но эффекта нет от того, что вы делаете. Одни и те же стоят там.

Вряд ли что изменится и после того, как отдел безопасности Транспортного управления проведет на перекрестке проверку. Ему поручили. Но на самом деле поведение водителей на маршрутах – давно устоявшаяся система. Просто чиновникам невыгодно ее рассматривать, потому что тогда им никуда не уйти от претензий к перевозчикам. Их роль разгадал Анатолий Серебряков после рассказа Виктора Маркова о том, что творится на улице Чапаева в отрезке от Крытого рынка вниз до Рабочей в час пик. По словам Маркова, это все легко «обнаруживает любой любознательный человек». Дело в том, что автобус большой вместимости не просто едет медленно, а останавливается на любой полосе для приема и высадки пассажиров через первую дверь. И в результате вся остальная улица стоит. Чиновники, ответственные за общественный транспорт, полагают, что водители так поступают из-за того что вдоль дороги припаркованный транспорт стоит. Но Виктор Марков говорит им на это, что так, да не так на самом деле всё.

– Транспорт «помог» заложить традицию. Но в случае даже если нет транспорта, так происходит. Они друг друга загораживают. Там же кто кого обгонит, соревнуются. И тот, что в желтой майке лидера, как биатлонист, который не хочет уступать лыжню. Он встал и собирает самый жирный поток пассажиров.

Анатолий Серебряков высказал предположение, что занимать так полосу водителей, возможно, настраивают перевозчики. Значит, и их надо наказывать. По большому счету их, конечно, надо вообще гнать с насиженных мест. По информации ГИБДД, которая прозвучала на данном заседании, за девять месяцев выявлено около 3 тысяч нарушений правил дорожного движения водителями автобусов. В том числе управление в нетрезвом состоянии – 4. Прав Комаров – «надо что-то делать, ребята!»