Саратов. Октябрь 1916 года
13 октября. Запас постного масла в Саратове «весь истощен». Всего с заводов было продано в розницу 2800 пудов и передано в лавки для продажи 13000 пудов по ордерам городской управы. Продовольственный отдел просит К.Н. Гримма распорядиться, чтобы владельцы маслобойных заводов начали выдачу масла из нового урожая семян.
14 октября. К.Н. Гримм запросил мнение городской управы относительно целесообразности продавать в городских лавках шоколад и бисквиты. Тогда для их изготовления придется выдавать кондитерский сахар. Продовольственная комиссия признала, что кондитерские изделия – это «предмет роскоши, а не продовольствия» и выдавать сахар для этих изделий не следует.
За последние два дня керосиновые лавки буквально атакуются покупателями. Они уверены, что керосин в Саратове кончается. Городская продовольственная комиссия выяснила, что слухи о недостаточном количестве керосина ложны. Его запасы достигают 5 миллионов пудов. Контора братьев Нобель получила предписание удерживать керосин на своих складах для Саратова и не повышать на него цены.
Губернатор указал, что похороны воинов, умерших в лазаретах и больницах, должны производиться с большей торжественностью.
15 октября. Департамент земледелия заключил договор с членом Государственной думы А.М. Масленниковым о поставке им для нужд военного ведомства 500000 пудов фосфоритной муки. Для производства этой муки в имении Масленникова в селе Хмелевка Саратовского уезда требуется построить завод. На территории уезда в его имении находятся большие залежи фосфоритов.
В уездном медицинском совете обсуждался вопрос о снабжении земских больниц продуктами питания. Нормы питания решили оставить прежними за исключением тех случаев, когда ограничение их, по местным условиям, представляется необходимым.
16 октября. Принимаются меры по спасению затопляемых на острове дров: часть их перетаскивается на середину острова, другие перевозятся в Саратов.
За сентябрь в Саратове умерло от разных болезней 698 человек (из них 55 – беженцы). В одном только земском детском приюте умерло 166 детей.
За сентябрь в Саратове заболело заразными болезнями 608 человек (53 – беженцы): оспой – 17, корью – 73, скарлатиной – 129, дифтеритом – 106, коклюшем – 21, инфлюэнцией (гриппом) – 8, тифом брюшным – 60, сыпным – 14, возвратным – 16, дизентерией – 60, рожей – 83 (!).
18 октября. Состоялось заседание экономического совета, рассмотревшее вопрос о повышении твердых цен на хлеб. Было принято решение о повышении твердых цен в соответствии с себестоимостью хлеба: «...понимая установление новых твердых цен как своего рода налог, вызываемый условиями военного времени, распределить таковой в интересах элементарной справедливости пропорционально и на другие классы населения, как то: заводчиков, фабрикантов и купцов...».
19 октября. Для ловли унесенных водой дров устроены особые гавани. Прибытие воды вчера составило семь с половиной вершков.
Центральное бюро по распределению сахара согласилось отправлять сахар, предназначенный для Саратовской губернии, по пять вагонов ежедневно, вне очереди.
На днях в 1-м реальном училище состоялся вечер народно-русской песни и музыки гусляров-сказителей С.П. Колосова и Н.Н. Лавровой. Репертуар этнографов-музыкантов составлен ими в глухих деревнях смоленского Приднепровья. Артисты намерены дать несколько концертов в городе, затем отправиться вниз по Волге и вновь приехать в Саратов.
Газету «Саратовский листок» читала Наталия Самохвалова