Оптимизацию доходов вытащат из наших карманов
Министерство финансов Российской Федерации сейчас занято очень важной и очень интересной работой. Там придумывают, что бы такого сделать, чтобы соблюсти президентский запрет на повышение налогов в течение четырех лет и в то же время увеличить поступления в бюджет.
Думают, конечно, не о том, как усовершенствовать систему сбора действующих налогов, а о том, за что еще с россиян (бизнеса и населения) можно содрать денег в пользу государства. Ну вот, например, решили, что нужно брать дополнительный курортный сбор с путешествующих по стране и выезжающих за границу. Или ноу-хау для регионов: те, что побогаче, должны делиться деньгами с теми, что победнее, через манипуляции с налогом на прибыль организаций. Только за последние пару дней Минфин разродился такими инициативами, как увеличение акцизов на табак, алкоголь и бензин, повышение пени и штрафов за просрочку налоговых платежей, обложение налогом имущества, которого фактически еще нет, и прочее... Нетривиальное.
Про тунеядцев и самозанятых
Большая часть выдвинутых инициатив, безусловно, скажется на кармане населения. Потому что по-другому государство просто не может. Да и нет у государства других источников дохода, кроме его народа. Как говорят экономисты, «когда мы пытаемся понять, откуда государству взять денег, мы должны помнить, что на земле, кроме людей, никого не существует».
Самый простой способ пополнить бюджет за счет населения – увеличить подоходный налог. Но такой топорный метод был бы слишком вызывающим и опасным, грозящим возможными народными волнениями. А вот перейти уже, наконец, на прогрессивную шкалу НДФЛ (чем больше зарабатываешь, тем больше ставка налога, а те, кто и так бедствует, освобождаются от налогов совсем) – метод куда более мягкий и вполне социально справедливый.
Инициатива прейти на прогрессивную шкалу подоходного налога, впрочем, всего лишь мелькнула в информационном потоке последних дней и тут же забылась. Выходили с ней депутаты нового созыва Государственный думы, но Минфин сказал, что еще не время. Официальная причина, по которой Минфин не поддержал идею прогрессивной шкалы НДФЛ, – отсутствие фискального эффекта. Мол, зарплаты в стране в среднем колеблются от 15 до 20 тысяч рублей, и есть еще целая куча малоимущих, для которых при прогрессии надо будет делать вычет (освободить от налогов). Эти вычеты, по заявлению Минфина, просто нивелируют все дополнительные доходы от прогрессивных ставок, и толку никакого не будет.
А вот «налог на тунеядство» безумной идеей Минфину не показался. Тут-то есть где развернуться – около 20 миллионов трудоспособных граждан в стране ни в одной конторе не числятся, и социально-страховые платежи за них, соответственно, не перечисляются. Правительству при этом доподлинно известно, что в эти 20 миллионов входят не только безработные, но и те, кто трудятся без трудовых договоров с зарплатами в конвертах. Вот на них, по сути, и рассчитан налог на тунеядство. Его тоже рассматривали с разных сторон, и способы заработать на безработных придумывались разные. Была даже мысль сделать для официально нетрудоустроенных платными все медицинские услуги. Это председатель Совфеда Валентина Матвиенко отличилась гениальностью ума. Но Минфин оказался чуточку хитрее.
Платные медуслуги для безработных – тема тоже весьма взрывоопасная. Поэтому от нее отказались и сосредоточились на «самозанятых». То есть на тех как раз, кто трудится без оформления ИП или трудового договора, получает зарплату, а вот налоги не платит. Таких, по подсчетам правительственных экспертов, в стране минимум 8 миллионов человек. И под них в правительстве РФ готовится законопроект, по которому уже «с 1 января 2017 года всех самозанятых работников в стране обяжут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей». Как именно будут обязывать, пока непонятно, детали законопроекта не раскрываются. Известно только, что суть там в скидках на патенты для ИП: 10 тысяч рублей за три любых вида деятельности. И что действовать это «щедрое предложение» будет только до конца 2018 года.
Так Минфин пытается одним выстрелом попасть сразу по двум целям: увеличить налоговые поступления в бюджет и легализовать, хотя бы частично, теневую занятость репетиторов, домохозяек, нянь, сиделок и прочих работающих на себя без статуса «индивидуальный предприниматель».
Налог на несуществующую недвижимость и все перемещения
Одно из самых свежих предложений Минфина РФ – облагать налогом тех россиян, которые купили участки, начали на них что-то строить, но в собственность эти постройки не оформляют. По действующему законодательству, незавершенное строение имуществом не считается, платить за него налоги не нужно. Однако, по мнению Минфина, россияне слишком уж часто используют эту лазейку, чтобы вообще не платить налоги или не делать этого как можно дольше, так как сроки строительства регулировать невозможно. По данным Росреестра, в настоящее время ничего не известно о владельцах 38% капитальных строений в стране. А среди дачников эта цифра и вовсе переваливает за 50%.
Ничего не известно и о том, как Минфин намеревается воплощать эту свою инициативу по сбору налога с незарегистрированных недостроенных зданий. У Росреестра, например, нет возможности увязать данные о таких строениях с данными о собственниках земли, на которой они построены. При этом нынешние законы допускают, что собственник недвижимости и собственник участка под ней могут быть разными людьми. Как при аренде земельных участков, договоры которой Росреестром не регистрируются.
Еще одно нововведение, правда, не совсем минфиновское, – это курортный сбор. Этот налог на фоне всех остальных налоговых инициатив имеет самые реальные перспективы. И в этом заслуга президента России Владимира Путина. Именно он велел правительству придумать механизмы и параметры курортного сбора до 1 марта 2017. Поэтому работа прямо-таки кипит.
Смысл курортного сбора в том, чтобы собирать с отдыхающих деньги на развитие санаторно-курортного комплекса страны и туристической инфраструктуры. На благоустройство пляжей, например. Поначалу говорили, что сбор будет применяться только «на территориях с высокими курортными нагрузками», а конкретно там, где проживают туристы. Назывались даже пилотные регионы – Алтайский и Краснодарский край, Крым и Минеральные Воды. Теперь говорят, что такой сбор надо вводить по всей стране для всех приезжих (и россиян, и иностранцев). Эта блестящая идея принадлежит главе комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову.
С размером сбора тоже всё никак не могут определиться, потому что не могут определиться с зоной его действия. То есть если курортный сбор будет действовать только в курортных зонах, то размер его может составить от 150 до 300 рублей в сутки с каждого туриста. Если по всей стране и в каждом, даже некурортном, регионе – то 30-50 рублей с «гостя».
Тема курортного сбора законодателям так понравилась, что они решили обложить налогом всякие перемещения россиян. В том числе и выезды за границу. Так называемый налог на вылет из страны (инициатива обсуждалась в Совфеде на совещании по развитию региональной авиации в России) предлагается взимать с граждан, вылетающих за рубеж в отпуск, командировку или по другим делам. А деньги от этих платежей направлять на поддержание аэропортовой инфраструктуры в регионах. Оказывается, других источников финансирования региональных аэропортов в нашем государстве попросту нет. Мол, тех денег, что ежегодно выделяются из бюджета (40-42 млрд рублей) катастрофически не хватает. Потому что нужно минимум вдвое больше.
С размером этого сбора пока тоже не определились, но хотят привязать его к стоимости билета в страну назначения. Говорят, что речь идет об 1-2 процентах, то есть «существенного увеличения цен на авиабилеты не предполагается».
Налог на вылет из страны предлагается взимать с граждан, вылетающих за рубеж в отпуск, командировку или по другим делам.
Прямо – для бизнеса, косвенно – для народа
Для бизнеса у Минфина тоже припасено несколько сюрпризов. Хотя любое повышение налогов бизнес тут же отражает в стоимости своих товаров и услуг, поэтому они сразу отражаются на кошельках потребителей. Так вот косвенные налоги для населения – это увеличение акцизов на табак, алкоголь и топливо.
Минфин предлагает вдвое увеличить акциз на вино, за исключением игристых вин, шампанского, фруктового вина и винных напитков. Акциз на продукцию из импортного винограда планируется повысить с 9 до 18 рублей за литр, на российские вина – с 5 до 10 рублей за литр. Акциз на водку пока увеличивать не планируют, чтобы не росла доля контрафакта. Но Минфин тем не менее высказал желание повысить минимальную розничную цену пол-литровой бутылки водки со 190 до 197 рублей.
Министерство рассматривает возможность введения акциза на сидр, медовуху и безалкогольное пиво с такой же ставкой, как на пиво обычное (с долей алкоголя 0,5-8,6%) – 21 рубль за литр. Прицеливается Минфин и на сахаросодержащие напитки (какие именно, не уточняется). Говорят, что за каждый литр сладкой жидкости предлагается брать акциз в размере 5 рублей.
Сигареты тоже подорожают. Ставку акциза на табак ведомство хочет повышать на 10% в год в ближайшие три года (то есть на 30% к 2020 году). За счет этой меры бюджет может пополниться дополнительными 243 млрд рублей. Но главная новация в табачном вопросе – плата за «вейперы» («электронные системы доставки никотина»). Акциз будут собирать как поштучно (по 40 рублей с одноразовой электронной сигареты), так и с объема потребления (15 рублей с одного миллилитра никотинсодержащей жидкости).
Автовладельцам тоже нужно на всякий случай подготовиться к росту цен на бензин. Минфин пока не определил механизм сбора с нефтяников запланированных дополнительных 250 миллиардов налогов. Есть вариант – через введение налога на добавленный доход (НДД), через повышение налога на добычу полезных ископаемых, а есть – через НДПИ и акцизы (чтобы разделить нагрузку с потребителем). Если остановятся на этом варианте, то в течение ближайших трех лет акциз будет расти на 5% в год. И бензин в итоге будет дорожать, опережая инфляцию.
Специально для малого предпринимательства
Министерство финансов РФ не забыло и про представителей малого бизнеса. Для него увеличение налоговой нагрузки связано не с новыми сборами, а с возобновлением старых. Так, по данным РБК, Минфин предлагает разморозить с 2017 года повышающий коэффициент по единому налогу на вмененный доход для предпринимателей.
Сама ставка ЕНВД составляет 15%. А вмененный доход рассчитывается умножением базовой месячной доходности конкретного вида деятельности на число работников или площадь помещения. А также на два коэффициента: повышающий коэффициент-дефлятор (К1), ежегодно устанавливаемый Минэкономразвития, и понижающий коэффициент (К2), утверждаемый местными органами власти. Раньше коэффициент К1 и сам ЕНВД ежегодно индексировались в соответствии с официальной инфляцией. Но в 2015 году власти решили заморозить рост налога, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на бизнес, оказавшийся в сложной экономической ситуации.
Если нынешняя инициатива Минфина будет одобрена, то к 2020 году повышающий коэффициент ЕНВД вырастет почти на 15%.
Для большего эффекта от вводимых дополнительных налогов и сборов Минфин намерен ужесточить наказание для неплательщиков. Как среди компаний и организаций, так и среди физических лиц.
Еще в прошлом году министр финансов Антон Силуанов говорил, что низкий уровень пеней превратил задержку уплаты налогов в специфический вид кредитования за счет бюджета, когда налогоплательщику даже с учетом пеней выгоднее оттягивать платежи. Получается дешевле, чем взять кредит в банке. Так, за задержку выплат в бюджет и юридическим лицам, и гражданам начисляется примерно 12% годовых на сумму долга. В Минфине предлагают поднять эту ставку хотя бы до 20% (с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования). Тогда, мол, столь явной выгоды уже не будет и платежи в казну могут вырасти.
По принципу Робин Гуда
В условиях финансового кризиса Минфин придумал и новый подход в финансовых взаимоотношениях с регионами. В частности, планируется в течение трех лет передавать часть сборов налога на прибыль от обеспеченных субъектов РФ менее процветающим. Кроме того, Минфин предлагает на 30% сократить региональные субсидии и так называемые «иные межбюджетные трансферты».
Напомним, на сегодняшний день налог на прибыль организаций составляет 20%. Из них в федеральный бюджет идет только 2% , остальное достается субъектам РФ. Помимо этого регионы получают еще налоги от физлиц, что в совокупности и составляет основу их бюджета.
С 2017 года, согласно предложениям Минфина, которые уже одобрил президент Владимир Путин, федеральная часть налога на прибыль увеличится с 2 до 3%, а региональная, соответственно, уменьшится с 18 до 17%. Это правило будет действовать ближайшие 3 или 5 лет.
Таким образом, федеральный бюджет дополнительно получит в следующем году примерно 117 млрд рублей. Из них 84 млрд обещают тратить как раз на поддержку нуждающихся регионов (фонд поддержки вырастет до 600 млрд), а еще 20 млрд – на увеличение грантов для поощрения регионов.
Очевидно, что главным источником дотаций станет Москва, а также нефтедобывающие ХМАО, Тюменская область и Сахалин, а еще Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В Тюменской области уже подсчитали свои безвозвратные потери и оценили их в 3,5 миллиарда.
При этом в федеральной казне в результате манипуляций с налогом на прибыль осядет около 13 миллиардов рублей. Чиновники назвали эту сумму компенсацией потерь центра от другой меры, согласно которой регионы смогут оставлять себе часть федерального налога на прибыль, если сборы окажутся выше, чем в предыдущем году. То есть регионам, показывающим ежегодный рост сборов по налогу на прибыль, позволят оставлять разницу себе.
[кстати сказать] Налоги на солнце, на навоз и проч. Нечто подобное в налоговой системе есть и в других странах. Наши законодатели еще не самые безумные в этом смысле. Вот, например, с туристов, приезжающих отдыхать на Майорку и другие Балеарские острова, взимают «налог на солнце» еще с начала 2000-х годов. По одному евро в день. Собранные деньги власти тратят на улучшение туристической инфраструктуры. А в Китае с 2006 года берут налог на палочки для еды. Для их производства в стране вырубаются миллионы деревьев. Поэтому 5% от стоимости палочек – это плата за восстановление зеленых посадок. В штате Арканзас (США) есть налог на пирсинг. Потому что власти считают его вредным для здоровья и категорически против данной процедуры. С 2005 года каждый желающий сделать лишний прокол в своем теле должен заплатить дополнительно 6% от его стоимости. В целях сохранения свежести атмосферы в Эстонии в 2008 году введен налог за «выхлопы» коров – для фермеров, а в одном из бельгийских регионов – налог на барбекю. В общем, есть еще место для фантазии. |