Веселая страна

Оценить
Посмеешься над нашей действительностью – и на душе легче становится. Только ненадолго

Какая нафиг теперь сатира?
О чем бы Райкин теперь сказал,
когда ликующая скотина
сдает под баню греческий зал?

У нас веселая страна, все и почти все время шутят. Президент недавно пошутил, что США должны оплатить введенные нами же продуктовые контрсанкции. Странно: до этого нам говорили, что от уничтожения тысяч тонн продуктов нам стало хорошо, а отечественные производители бананов и персиков вообще стократно увеличили свои показатели. Но нет, тут мне подсказывают, что президент не шутил, а был абсолютно серьезен. Все равно смешно. И все равно все продолжают шутить и снова на тему продуктов. Премьер-министр, побывав на продуктовой выставке, хвалит мордовский сыр пармезан – мол, приближается по качеству к настоящему. Тоже не шутка? Странно, ведь звучало крайне забавно.

Эпиграфом к этому тексту и к отдельным его главкам мы будем ставить четверостишия из стихотворения Дмитрия Быкова, посвященного Аркадию Райкину.

Прикроватная тумбочка любовника

Очень много шутит телевизор. Почти все свободное от разоблачения козней и заговоров время. ЧП у меня случилось: запала кнопка на пульте управления, и я на минуту застрял на канале «Россия» на программе «Юморина». Женщина уже весьма почтенного возраста, но при этом обильно накрашенная, в одеждах по-цыгански пестрых и в сапогах на большой платформе развлекала зал.

– Толя! Толя! – истошно кричала она, потом доверительно – залу – сообщила: – Муж ушел. Обиделся. Спрашивает меня: «Где твое обручальное кольцо? На тумбочке у кровати любовника оставила?» А я ему отвечаю: «Что ты, дорогой, у него никакой тумбочки у кровати не стоит». Вот он и обиделся...

В зале сидели пожилые в основном женщины. В любом другом случае они сочили бы это непотребством, но здесь смеялись от души – юмор же!

Продолжает шутить дряхлеющий КВН. Шутки о Медведеве из него вырезают, шутки об Обаме оставляют, смешнее от этого не становится.

Шутят заслуженные юмористы-сатирики. Михаил Задорнов шутил, пока не заболел серьезно. Заболев, уехал лечиться в Прибалтику. Ту самую Прибалтику, о которой он сказал так: «Прибалтика напоминает мне нищего бомжа в яркой жилетке от Евросоюза».

Гибрид абсурда с маразмом

Предварим эту главку четверостишием из того же стихотворения Дмитрия Быкова:

В умах сегодня разруха полная,
чему порукою интернет.
Тогда страна хоть приличия помнила,
теперь здесь просто закона нет.

Понятно, что есть много поводов для смеха и кроме забывчивой любовницы, простака-Обамы и стремительно нищающей Прибалтики. Вот только некоторые события прошедшей недели. Заметим, что об экономике мы вспоминать не будем, ибо о нашей экономике – только при занавешенных зеркалах, медленно и печально.

Министр культуры Владимир Мединский назвал людей, не верящих в легенду о подвиге 28 панфиловцев (сам подвиг официально признан фальсификацией) «кончеными мразями». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков меланхолично отметил, что министр в совершенстве владеет русским языком.

Министерство обороны неожиданно заявило, что снижает стоимость похорон первых лиц государства на 400 с лишним тысяч рублей. Понятно, что кризис, но вообще к чему бы это?

Некая комиссия при московском патриархате заявила, что в школьной программе есть книги, пропагандирующие суицид. Это, понятно, «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта» и «Бедная Лиза». Бедная, бедная Лиза – впору опять топиться.

Рамзан Кадыров в честь своего дня рождения устроил бои без правил для детей 8-10 лет. Государственный депутат Игорь Лебедев предложил распространить это начинание по всей России, дескать, отвлекает детей от улицы. На очереди – гладиаторские бои.

Там же в Думе ее новобранцы тоже успели отличиться. Геннадий Онищенко предложил заменить мягкие кресла депутатов жесткими – это полезнее для осанки. Виталий Милонов считает, что для депутатов должна быть создана единая форма. Бедный Вячеслав Викторович Володин, кем ему приходится руководить.

В Сургуте поставили, а затем снесли памятник Иосифу Сталину. Странно, что снесли, ведь рядом намеревались установить еще и бюст Лаврентия Берии.

Главный раввин России Берл Лазар комментирует стрельбу в синагоге – виновата политика попустительства экстремизму, которую ведут лидеры ведущих стран Европы. Ребе, по всей видимости, не знал, что стрелял душевнобольной человек, к тому же работающий почему-то в православном учебном заведении. Меркель, понятно, виновата во многом, но тут-то почему?

В Саратове вечный спикер по всем проблемам Александр Ландо отметил исчезновение одной из русских бед: «В России две беды – дураки и дороги. Они, конечно, были раньше, но применительно к сегодняшнему времени они исчезли. Дороги остались, но что касается дураков, то это не по нашей части. Может быть, эта составляющая и есть в других сферах где-то, но не у нас». И тут же рассказал, что «граждане обратили внимание на дорожных рабочих, которые приступили к снятию асфальта с улицы Чапаева, того асфальта, который совсем недавно там положили. Это никуда не годится». Понятно, что никуда не годится, ведь только в одной новости опять появляются дураки и исчезают дороги.

И такие Гоголи, чтобы нас не трогали

О чем, когда храбрецы умеренны,
а правдолюбцы ниже травы?
Да, мы уверенны, но вы сумели бы,
но где найти такого, как вы?

Сначала немного истории. В отнюдь не травоядные сталинские времена один из тогдашних руководителей партии и государства Георгий Маленков в отчетном докладе XIX съезду партии неожиданно произнес: «Нам нужны советские Гоголи и Щедрины». Поэт Юрий Благов откликнулся эпиграммой: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Смешно, но тогда понимали, что сатира нужна – хотя бы для того, чтобы бороться с «отдельными недостатками и недоработками», сейчас такого понимания нет. Хотя приведенный в предыдущей главке перечень событий заслуживает своих писателей. Но нет их. Странно это. Великая русская литература всегда славилась тем, что в каждом поколении были писатели-сатирики. Даже великий Федор Михайлович Достоевский не чурался сатирического изображения нигилистов в своем романе «Бесы». Даже угрюмо-мрачный Алексей Писемский, даже известный нам только по «Левше» Николай Лесков использовали в своих романах сатирические приемы.

Интересно, что, пожалуй, только в двух литературах – русской и английской – было столько писателей-сатириков. У них от Джонатана Свифта до Ивлина Во. У нас от Гоголя до Саши Черного. И конечно, отдельной глыбой стоит Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Почти каждая строка его, когда еще написанная, со стопроцентной точностью характеризует то, что происходит в России в нулевые и десятые годы двадцать первого века. А нынешние, где они? Виктор Шендерович из писателя-сатирика стал просто политиком, хотя и язвительным, желчным. Есть Дмитрий Быков. Есть Андрей Орлов-Орлуша. Но согласитесь, на такой массив идиотизма и абсурда этого явно мало.

Тут еще очень важно одно замечание. До определенного момента все выдающиеся литераторы-сатирики верили, что своими произведениями они могут если не изменить окружающий их мир, но что-то исправить в нем. Понимание собственного бессилия началось, наверное, опять же с Михаила Салтыкова-Щедрина. Сатира становилась все злее, смех все язвительнее. Ощущение собственного бессилия – все явственнее.

Сейчас на смену сатире пришло то, что в определенных кругах зовется словом кратким «стёб». Да, смешно, да зло, но при этом с пониманием, что над всей чередой нелепостей можно только стебаться – на радость читателям и в утешение себе. Да-да, в утешение, ибо писание сатирических текстов сейчас есть не что иное, как собственная защита автора от надвигающегося мрака. Написал, высмеял, и вроде стало легче. Ненадолго, но легче. Или как говорил Александр Вампилов, «юмор – это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи».

И еще одно замечание. Все больше и больше журналистов, работающих в печатных СМИ, от строгого изложения фактов и комментариев к ним переходят к осмеянию действительности. Только в Саратове, смотрите: Михаил Деришев, Дмитрий Воронков, Лев Гурский. Да и автора этих строк тоже время от времени прорывает. И действительно – испытано на себе – на душе становится легче.

140 знаков для сатиры и иронии

Но куда же податься современным сатирикам? Книг сейчас не читают практически. В телевизоре юмор сами понимаете, какой: там до сих пор Петросян с женой, как говорят, числятся в главных звездах. Понятно, что если хочется шутить обо всех и без цензуры – то одна дорога остается в интернет. Можно в Фейсбук, можно в ВКонтакте, можно в твиттер, там шутка еще и оттого острее, что необходимо уложиться в 140 символов. Тут каждое слово ценно.

Не будем называть пользователей – не в этом суть, тем более что многие скрыты под никами и это пока разрешено. Яровая сюда еще не добралась. Поводом для анонимной (не всегда) иронии становится буквально всё. Вот пользователь размещает скан сообщения ТАСС о том, что премьер Медведев посетил выставку продуктов, но от предложенного торта отказался. Следует короткий комментарий: «Жить-то хочется».

Вот еще один пользователь объявляет конкурс для названия придуманной им партии любителей дневного сна. Надо отметить, что он опоздал: некоторое время назад председатель саратовской ОПы Александр Ландо требовал установить «тихий час» в середине дня, чтобы человек, придя в перерыв домой, мог отдохнуть пару часов. Под этим человеком, по всей видимости, имелся в виду сам председатель. Но пользователь сети развивает идею: любителей дневного сна надо объединить в партию. Нужно только название. Понятное дело, ему предложили «Спящая Россия». Автор идеи от предложения отказывается, мол, это больше подходит ОНФ. И тут же выдвигает свою инициативу. Указав, что в русском языке есть слово «соснуть» означающее короткий сон, он предлагает назвать придуманную им организацию «Соснувшая Россия». На грани фола, да, но в интернете еще и не такое есть.

Реакция здесь моментальная: не успел Виталий Милонов предложить переодеть депутатов Государственной думы в сюртуки, последовала моментальная реплика: «А сударынь думских обязать носить кокошники».

Продолжение истории с детскими боями без правил. Известный российский боец Федор Емельяненко их осудил. Депутат Госдумы Адам Делимханов жестко осадил Емельяненко и добавил: «Федю никогда не подпускали к себе достойные парни из авторитетных кругов». Твиттер украсил эту цитату фото Емельяненко с Путиным и Кадыровым.

Много смеха в интернете, много стёба, но опять же повторим – всё это для внутреннего пользования. Ожидать, что кто-то во властных коридорах хоть как-то отреагирует – непростительная наивность. Власть предпочитает не замечать шутников (хотя, очень может быть, ведет реестр острословов) и продолжает громоздить одну нелепость на другую. Иногда даже кажется, что это специально делается, чтобы позлить критиков. Вы посчитали предпоследний закон несусветной глупостью? Ошиблись, мы можем еще тупее. А вы хихикайте у себя в сети – до поры до времени.

«Мы продолжаем КВН»

Товарищ Райкин, я вам докладываю
со смесью горечи и стыда:
Глядя на нашу реальность адовую,
мы вам завидуем иногда.

Продолжим летопись нашей жизни.

Вице-спикер заксобрания Санкт-Петербурга Анатолий Дроздов оскорбил и ударил журналистку «Новой газеты» Александру Гармажапову. По словам журналистки и двух ее коллег, Дроздов, проходя мимо девушек, назвал Гармажапову «Гармажоповой». Александра включила запись видео на телефоне и пошла вслед за депутатом, прося повторить, как он ее назвал. Дроздов попытался закрыться в буфете и толкнуть девушку дверью, а потом ударил ее по руке, выбив телефон. Члены партии «Единая Россия» осудили поступок однопартийца – в социальных сетях.

В законодательном собрании Вологодской области подготовили к внесению в Госдуму законопроект, согласно которому продажа спиртосодержащей непищевой продукции – настойки боярышника, «стекломоя», «незамерзайки», лосьонов, одеколонов и любой другой жидкости с содержанием спирта более 25% – должна быть запрещена с 23 до 8 часов утра по местному времени.

Президент РФ Владимир Путин отправил в отставку исполняющего обязанности губернатора Калининградской области Евгения Зиничева, который занял этот пост 28 июля 2016 года. Таким образом, Зиничев возглавлял Калининградскую область в течение двух месяцев восьми дней. Одной из причин отставки названа чрезмерная стеснительность губернатора. За два месяца он встретился с прессой только один раз. Встреча длилась 49 секунд.

Абсурдность происходящего чувствуют многие. Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального даже организовал новый интернет-проект «Левиафан» – отсыл к великолепному фильму Андрея Звягинцева. «Левиафан», как пишут его основатели, «дневник абсурдных, странных, а иногда по-настоящему безумных событий, из которых состоит российская действительность». Мы собираем самые циничные высказывания чиновников, коррупционные истории и бытовые ужасы с единственной целью – мы хотим заставить вас задуматься».

Вот кое-что оттуда.

«Массовое увлечение молодых тоболяков субкультурой гопников не влияет на криминальную обстановку в городе», – Евгений Бирюков, прокурор Тобольска.

Представители духовенства провели чин освящения аварийно-опасных дорожных перекрестков города Феодосии в Крыму. В рамках обряда были освящены перекрестки улиц Чкалова – Симферопольское шоссе, а также Советская – Галерейная. В мероприятии приняли участие городские чиновники и сотрудники местного подразделения ГИБДД.

Рязанский гончар из села Дегтярное Ряжского района увековечил бывшего губернатора области Олега Ковалева в глине. Губернатор изображен как торговец грибами, одетый в военный китель с каракулевым воротником.

И так – каждый божий день.