Школа России в эпоху перемен и уроков
Мы не смогли пройти мимо этой даты, но не стали ударяться в воспоминания, а решили взглянуть – как сегодня живет обычный российский учитель? Насколько сложнее школьному педагогу стало работать, какие изменения произошли в школе и его жизни за последние двадцать лет и какие перспективы ждут нашу школу и учителей в будущем?
ФГОСы, НСОТы и ЕГЭ
Этапы реформирования российской школы
Обсуждая недавно с одной знакомой учительницей начальных классов, которая в системе образования трудится уже 24 года, реформу этой самой системы образования, мы вспомнили несколько основных этапов, которые пережила российская школа за последние 20 лет реформирования. Это введение Единого государственного экзамена, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и новая система оплаты труда учителей.
Анна Мухина
Справедливости ради надо сказать, что школа меняется от года к году, просто многие изменения не так масштабны, к ним привыкаешь, и даже трудно представить, что когда-то было по-другому.
Например, школьная форма – ее сначала отменили, а потом ввели заново – и родители теперь сломя голову каждое лето ищут, где ее в массовом порядке закупать. Или портфолио. 25 лет назад похвальные листы и грамоты складывали в папки только бережливые родители и по собственному почину, а сейчас вести дневник школьных достижений ребенка обязательно для всех.
Когда-то в школьной столовой ученики перебивались пирожком с чаем (а кто будет есть эти холодные слипшиеся макароны или суп, в котором кроме вареного лука ничего и нет?) за наличные. А сегодня каждый родитель (в нашей, например, школе) перечисляет ежемесячно сумму на персональный счет ребенка за ежедневный комплексный обед, который ученики поглощают организованно на выделенной под это дело перемене. Правда, качество приготовления макаронных изделий в школьной столовой за последние двадцать лет, увы, не изменилось.
Однако пройдемся все-таки по основным этапам реформы школьного образования.
Единый госэкзамен и его эволюция
Все источники указывают, что впервые прообраз ЕГЭ в России появился в 1997 году. Несколько отдельных школ в качестве эксперимента ввели у себя добровольное тестирование учеников. Автором этой идеи был тогдашний министр образования РФ Владимир Филиппов. Собственно, масштабная идея реформы образования в нашей стране с него и началась: присоединение России к Болонскому процессу, введение новых образовательных стандартов, введение новых способов оценки знаний школьников. Помимо этого ЕГЭ был призван уничтожить коррупцию в школах и вузах, сделать многие престижные вузы по-настоящему доступными для выпускников региональных школ. Единый госэкзамен прививали к российской системе образования несколько лет, но постепенно и все школы, и почти все вузы перестроились на эту систему: нагрузка на учеников, с одной стороны, снизилась – вместо выпускных-вступительных за одно лето им остались только выпускные. Зато последние два школьных года превратились в сущий ад как для учеников, так и для учителей.
При этом, по данным Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг и департамента экономической безопасности МВД, в 2010 году из-за обязательного госэкзамена объем коррупции в образовании только увеличился. Только взяточничество с уровня вуза перекочевало на уровень школы.
Мнения учителей относительно единого госэкзамена ожидаемо разделились: педагоги до сих пор ломают копья на профессиональных форумах не только по поводу качества составления тестовых заданий, но и по поводу необходимости ЕГЭ как такового.
Светлана Кузьмик, учитель начальных классов, пользователь форума easyen.ru пишет: «Уже 4 года присутствую на ЕГЭ по математике в качестве ответственного в аудитории. Будучи учителем начальных классов, могу утверждать, что как минимум три задания части «А» могут решить даже четвероклассники». Но ей возражают: «Чем же хороши, например, вопросы: Сколько было пуговиц на сюртуке старого князя Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»? Какие были пуговицы на одежде Чичикова? Можно найти еще кучу ляпов и по другим предметам...».
Преподаватель информатики Юлия пишет, что ЕГЭ у нас – «это массовое списывание, фотографирование КИМов (контрольно-измерительных материалов, проще – ответов – А.М.) и пересылание решающему. Одна ученица порог не перешагивала в течение года по диагностическим по истории, а ЕГЭ сдала на 90 баллов, а умный ученик, который не рассчитывал на поддержку на другом конце провода телефона – на 60 баллов».
«Списывать можно не только в аудитории, но и в туалете. Например, картину массового недержания можно наблюдать на 20-й минуте после начала экзамена, независимо от предмета», – поддерживает коллегу Сергей Глебов.
Однако на сегодняшний день для ЕГЭ в России альтернативы нет. Более того, система контроля знаний учеников путем тестирования развивается и распространяется уже на всю школу: девятиклассники сдают ОГЭ (основной государственный экзамен), у четвероклассников при переводе из начальной в среднюю школу тоже есть свой аналог государственного экзамена.
Новая система оплаты труда
В 2009 году, дабы повысить уровень жизни учителей, а вслед за этим и качество среднего образования в России, для учителей была введена новая система оплаты труда. Теперь учитель стал получать зарплату не за стаж и профессиональную категорию, а за качество преподавания.
Заработная плата школьного педагога с 2009 года состоит из двух частей: базовой, куда входит оплата аудиторной и неаудиторной занятости и компенсационные выплаты (за приоритетность предмета, например), и стимулирующей, на которую влияет портфолио педагога (достижения его учеников).
Идея была в том, что педагог, который работает много и качественно, получит на выходе много и качественно. А тот, кто работает мало и плохо, и зарабатывать будет соответственно. Уже при введении этой системы немало было сломано копий на тему «опять сельские учителя остались с жалкими грошами», поскольку в НСОТ базовая часть зарплаты здорово зависела от количества учеников, обучаемых педагогом. Естественно, что учителя малокомплектных школ взвыли от такой несправедливости.
Снова заходим на профессиональный форум и читаем отзывы учителей о новой заработной плате. Пишет Евгения Сивчик: «У меня, например, она не увеличилась, а даже стала немного меньше, хотя набираю максимальное число баллов (имеется в виду стимулирующая часть. – А.М.). Работаю учителем начальных классов. Час у нас почти в два раза дешевле, чем в старшем звене, проверку тетрадей и классное руководство во время каникул не оплачивают. То тут урежут, то там, вот и получается маленькой зарплата. А директору выгодно, так как она получит 9% премии с экономии».
«Крысиные бега» – так я называю оценивание работы учителя в виде стимулирующей таблицы», – пишет Е.Г. Зубкова на форуме http://metodisty.ru.
Те, кто говорит о плюсах этой системы, замечают, что многое, конечно, зависит от администрации школы, точнее даже, от директора. На одном из форумов, спустя два года после введения новой системы оплаты труда, педагоги жаловались, что стимулирующие не выплачивают, так как в школе нет денег.
Новые стандарты образования
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) были введены в 2011 году. Страшилки про них начали гулять по социальным сетям года за два до того, как стандарты пришли в школу. Родителей пугали, что после введения ФГОСов в школе останется три бесплатных предмета – час русского, час математики и физкультура. На деле же все предметы остались бесплатными, более того, по новым ФГОСам в школе предусматривалась бесплатная дополнительная занятость (кружки, секции).
Введение стандартов образования второго поколения, а именно они постепенно внедрялись в школы начального, среднего и старшего звена, было направлено на создание единого образовательного пространства в стране, преемственность образовательных программ на всем протяжении обучения, духовно-нравственное развитие и воспитание. Перед ФГОСами второго поколения стояла амбициозная задача по изменению подхода к обучению вообще, когда основной целью обучения является развитие личности ученика.
Но открываем любой профессиональный форум и снова понимаем, что благими намерениями вымощен путь в ад: учителя обсуждают в основном внеурочную занятость детей, то есть работу кружков и секций. Не проектный метод обучения, не развитие личности ребенка, а то, насколько дети устают, проводя в школе почти весь день. Обсуждают, насколько поселковым школам не хватает педагогов дополнительного образования, что все кружки и секции снова сваливаются на учителей-предметников, что эту работу предметникам никто не оплачивает, и так далее, и тому подобное.
Вспоминая изменения, которые пришли в российскую школу за последние пару десятков лет, мы с моей знакомой учительницей начальных классов затронули тему загруженности учителя бумажной работой. Оказалось, что работой с бумажками – отчетами, составлением программ, планами воспитательной работы, отчетами по технической безопасности и т.д. – учителя занимаются больше, чем непосредственно обучением. Если 20 лет назад план работы выглядел как тоненькая тетрадочка, где были расписаны темы уроков, то сейчас это увесистая и очень пухлая папка, в которой расписаны в том числе и методики преподавания, ожидаемые результаты, методы контроля и т.д. И таких папок, ожидаемо, не одна.
– Путин пообещал избавить учителей от всей этой бюрократической волокиты, – заметила учительница, – посмотрим, что будет.
[кстати сказать] Вернуть. Увеличить. Ввести Что новый министр нам готовит? 19 августа новым министром образования РФ стала Ольга Васильева. Несмотря на то, что должность свою министр занимает всего пару месяцев, она уже разразилась рядом резонансных инициатив. Ольга Васильева пообещала: – Вернуть престиж и мировую значимость российского высшего образования, жестко контролируя расход вузами финансовых средств. – Вернуть в вузы обязательный письменный экзамен для абитуриентов. «Нужно подумать и внести поправки о том, что вузы, особенно вузы очень сложные, социально значимые вузы, должны иметь входящие письменные экзамены, без этого нельзя...» – цитирует речь Васильевой в ходе финального испытания конкурса «Учитель года 2016» РИА-Новости. – Вернуть в школы уроки астрономии. Сделать это Васильева желает за счет сокращения времени, отведенного на изучение второго иностранного языка (на второй иностранный в программе предусмотрено 250 часов, и если речь не идет о языковой школе, то это «во многом профанация», считает новый министр образования РФ). – Увеличить количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики. Об этом Васильева заявила в недавнем интервью «Комсомольской правде». По словам Васильевой, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет культурологическую направленность, и «разъединения страны» из-за изучения разных религий не произойдет». Откуда возьмутся дополнительные часы на этот предмет, Васильева не сказала. – Разработать к концу 2016 года законопроект о правовом статусе педагога. Планируется, что в нем будет отражена «большая защита учительского труда». Например, предполагается прописать максимально возможную нагрузку педагога – она будет закреплена в трудовом договоре. – Приобщать школьников к общественно-полезному труду. Проще говоря, вернуть ученикам обязательное дежурство по уборке класса. Эту инициативу министра уже поддержали несколько губернаторов российских регионов. – Добавить в единый государственный экзамен устную часть. Министр предлагает постепенно уводить ЕГЭ от «кнопочной системы» – да/нет – к госэкзаменам советского образца. |
Открытый урок
Их профессия считается чуть ли не самой малопрестижной у нас в стране
Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, который был проведен специалистами «Левада-центра». Важной эту профессию назвали лишь 3% респондентов. А ведь каких-то десять лет назад (опять же если верить данным социологических опросов) профессия учителя в России была одной из самых популярных.
Вячеслав Коротин
Так почему же за столь короткий период произошли такие разительные перемены? Это мы и попытались выяснить у учителя русского языка и литературы одной из саратовских школ. Беседа состоялась на условиях анонимности.
– Кто сегодня работает в школе – молодежь или люди преклонного возраста?
– В нашей школе руководство делает ставку все больше на молодые кадры. С ними проще работать. Они приходят со свежими силами, полны идей и азарта. Хотят работать. Их можно и нагружать всякой дополнительной работой. Педагог со стажем уже не будет в восторге от добровольно-принудительной занятости. Но через какое-то время все желание пропадает и у молодых. И знаете, я обращаю внимание, что запала у молодых учителей хватает на все меньшее и меньшее время. Девушки приходят, отрабатывают в лучшем случае год, а потом уходят в декрет. Из декрета в школу возвращаются далеко не все. Одна в сентябре вышла из декрета. Через месяц ее и след простыл в школе.
Парни приходят в школу, чтобы официально получить отсрочку от армии. Как я понимаю, выпускники с педагогическим образованием имеют право на годовую отсрочку от службы, если пришли работать по специальности в школу.
В той системе образования, которая у нас сложилась в России, молодежи работать сложно. И дело вовсе не в том, что у вчерашних студентов зашкаливают аппетиты в отношении зарплат. Тот, кто хочет ворочать миллионами, в школу уж точно не пойдет. Человек, только-только окончивший университет, приходит работать в школу в розовых очках. Они думают, что работать будут с детьми, учить их своему предмету. Но по существу работать приходится с бумажками, строчить какие-то отписки. На детей не остается ни времени, ни сил даже у молодых специалистов.
Мне в моей работе много что не нравится, но коней на переправе не меняют. Я всю жизнь проработала в школе и себя на другой работе не представляю. Если бы мне было сейчас лет двадцать, то я, наверное, в школе надолго не задержалась бы.
– Школа, как и все в нашем мире, меняется, не стоит на месте. Современное образование катится назад? Или изменения положительные?
– Сейчас сложно сказать, куда катится российская система образования. Но абсолютно очевидно, что куда-то катится. Вперед ли, назад ли – узнаем через некоторое время.
Если мерить систему образования мерками технического прогресса, то тогда, конечно, изменения положительные. В нашей школе практически каждый кабинет оборудован интерактивной доской, компьютером, проектором, есть выход в интернет, появился электронный журнал. Вот последнее нововведение сомнительное. У учителей работы только прибавилось. О том, что такое будет повсеместно, сложно было поверить всего каких-то лет 5-7 назад. Помню, как у нас в школе появилась первая интерактивная доска. Учителя боялись к ней подходить, пылинки сдували. Теперь такими досками никого не удивишь.
Изменилось отношение родителей к школе в целом и к учителям в частности. В Советском Союзе была взаимосвязь школы и семьи. Сегодня такая связь нарушена. Большая часть родителей имеет претензии к школе, к учителям. Очень часто бывает так, что домашнюю работу за ребенка делают родители. Ребенок просто списывает то, что за него нарешали бабушки, дедушки, папы, мамы. Естественно, за такую работу, которая сделана без единой ошибки, без помарочки, он получит пятерку. Но знаний от такого списывания ученик не получит! Результат такой медвежьей услуги будет виден на ближайшей самостоятельной, контрольной работе. А родители, видя у ребенка двойки в дневнике, идут разбираться в школу. Вот почему я должна тратить свое время и силы на выяснение отношений с родителями? Я учитель и считаю, что ребенок заслужил именно ту оценку, которую поставила ему в журнал. Я же не лезу с советами к физикам-ядерщикам и не учу, как надо работать бухгалтеров, к примеру. Родители только требуют, ничего не давая взамен. Это неправильно.
– Как обстоят дела с зарплатами? Много ли учителей стали совмещать основную работу с бизнесом, как советовал недавно Дмитрий Медведев?
– Зарплата для учителей – больной вопрос. Никогда учителя в России не получали достойную зарплату. Чтобы более-менее нормально зарабатывать, учителям приходится брать дополнительную нагрузку в виде часов, в виде классного руководства, в виде ведения какого-нибудь кружка. У нас говорят так: «На одну ставку есть нечего, а на две некогда». Знаю учителей, которые ведут не один предмет, а несколько. Например, начальную школу и информатику. Кто-то работает в нескольких школах. Каждый выкручивается как может.
Самая сомнительная статья доходов – классное руководство. Я в последние годы стараюсь всячески от такого отбрыкаться. Это занимает очень много времени и денег. Вот, например, обзванивала родителей я со своего мобильного телефона. Сейчас домашние телефоны все поотключали. У меня в месяц уходила вполне приличная сумма денег на оплату связи. Мне это надо?
Еще одна статья «доходов» – портфолио. Каждый учитель создает себе портфолио с личными достижениями, куда складываются все грамоты, сертификаты, благодарственные письма. Чем больше таких достижений, тем больше стимулирующая часть заработной платы. Но достижения – это громко сказано. За каждый чих учителя теперь требуют какое-нибудь подтверждение. Так у самых предприимчивых учителей к концу года портфолио может превратиться во вполне увесистую папочку.
Ни о каком повышении зарплат речь не идет. В этом году у нас, наоборот, ее понизили. Незначительно, но знаете ли... Вместе с понижением нашей зарплаты цены в магазинах не упали.
Многие подрабатывают репетиторством. Сейчас дошло до того, что практически каждый ребенок занимается с репетитором. Если у родителей есть деньги, то даже и не с одним. У меня у знакомой дочка учится во втором классе в лицее. Во втором! Так вот к ней ходят репетитор по математике, русскому языку и английскому. С каждым девочка занимается раза по два в неделю. Стоимость одного занятия около 400 рублей. Вот и посчитайте, во сколько обходится в месяц родителям образование ребенка.
«Учит вундеркиндов за игрушечную зарплату»
Саратовцы составляют портрет современного учителя
Александр Ермишин, лидер саратовского регионального общественного движения «Жить здесь!»:
НА УЧИТЕЛЕЙ ВОЗЛАГАЮТСЯ ОБЯЗАННОСТИ, ВХОДЯЩИЕ В ПРОТИВОРЕЧИЕ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ
К сожалению, реалии таковы, что на современного учителя кроме традиционных функций воспитания и обучения наших детей возлагаются некие дополнительные, не только не связанные напрямую с преподаванием, но зачастую входящие в противоречие с общечеловеческими ценностями, которые мы бы хотели видеть присущими нашим детям. Не каждый преподаватель может от этих обязанностей уклониться, хотя многие, полагаю, были бы счастливы иметь такую возможность.
Поэтому лучшим подарком в День учителя и самим учителям, а самое главное, всем нам стало бы решение убрать участковые избирательные комиссии из помещений школ и других образовательных учреждений, а самих учителей освободить от обязанности участвовать в их работе.
Зоя Дмитриевна, пенсионерка:
С ТАКОЙ ЗАРПЛАТОЙ НАДО ЧЕЛНОЧНЫМ БИЗНЕСОМ ЗАНИМАТЬСЯ
Склоняюсь перед учителями: это тяжелая профессия, им не позавидуешь. Какие же нервы нужно иметь, чтобы справиться с современными детьми! Дети сейчас – вон какие вундеркинды пошли. Не имею в виду, что современные дети умнее, но... у нас, знаете ли, какое-то уважение было к учителям.
А зарплата у них – игрушечная, с такой зарплатой челночным бизнесом надо заниматься. Помню из новостей, 1 сентября какой-то учительнице плохо стало (кажется, это было в Саратове). Наверно, недоедает или стресса слишком много.
Наталья Геннадьевна, бабушка первоклассника:
У НАС ПОТЕРЯНА ПРЕЖНЯЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Учителя сейчас вынуждены учить по-другому. Потеряно то, что было раньше. Я вообще приверженец советской системы образования и воспитания. Разница во всем, начиная с учебников. Я пожалела, что выбросила свой учебник по математике. Я все равно объясняю своему внуку-первокласснику так, как раньше. Мы, например, все опупели, когда решили задачу на логическое мышление: думали, что ежик шел на четырех ножках – а оказалось, верный ответ, что на двух.
Конечно, гаджетов в жизни детей стало слишком много. Хотят ввести электронные учебники. Раньше у детей мечты были стать путешественником, космонавтом – мы все это брали из книжек. А о чем будет мечтать ребенок, если он целый день лупится в планшет?
А еще я была в шоке, когда узнала, что дети сейчас в четвертом классе сдают ОГЭ. Рассказывают ведь, сколько суицидов бывает, потому что 16-летние не выдерживают, а тут – у малышей психику ломают. Эксперименты ставить над детьми – это хуже некуда, я считаю. Мне страшно за моего внука.
Алихан, студент СГМУ им. В.И. Разумовского:
УЧИТЕЛЯМ И ВРАЧАМ НУЖНО БЫТЬ ВСЕГДА ГОТОВЫМи К КРИТИКЕ
Думаю, на учителей, как и на врачей, идут по призванию, по-другому и быть не может. Вспоминаю своих учителей в Новобурасском районе и могу сказать, что нам повезло – учителя у нас были хорошие и любили свое дело.
Учителей и врачей объединяет еще то, что их работа постоянно оценивается другими людьми. Некоторые учителя и врачи жалуются на чрезмерную критику в свой адрес, но к этому нужно быть готовым, придирки были и будут всегда. Я считаю, что критика – это, наверно, стимул для профессионального совершенствования.
Сергей Немец, филолог, зоозащитник:
БУМАГ СЛИШКОМ МНОГО, ВРЕМЕНИ НА ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ ОСТАЕТСЯ СЛИШКОМ МАЛО
Современные учителя, на мой взгляд, слишком завалены бумагами, они должны заполнять отчеты и собирать свои портфолио. Слишком мало времени остается на живое, неформальное общение с детьми.
Мне самому эта профессия близка – я 12 лет проработал сельским учителем в Екатериновском районе, даже был старшим пионервожатым. Первые два-три года, что я работал, эта работа была для меня счастьем! Я через три ступеньки взбирался по лестнице нашей трехэтажной школы в поселке Индустриальный. Где-то месяц назад я встретился со своими первыми ученицами, им уже сейчас 62-63 года (а мне сейчас 81). Это был очень дружный класс, мы не раз ходили в походы. Они мне говорят: «Спасибо вам, Сергей Клавдиевич, что вы были в нашей жизни!» Это самые дорогие для учителя слова.
Тимур, студент СГМУ им. В.И. Разумовского:
В ШКОЛЫ ИДУТ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ, ПО СЛУЧАЙНОСТИ ИЛИ ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ БАЛЛОВ ПО ЕГЭ
А я не согласен с братом и думаю, что не все учителя идут в школы по призванию, многие из них – от безысходности, по случайности или из-за нехватки баллов по ЕГЭ для поступления на другой факультет.
Когда говорят об учителях, я сразу на автомате задумываюсь об их зарплате. Допустим, их зарплата 20-23 тысячи – разве можно на эти деньги мужчине прокормить семью с двумя детьми? А мужчин в школах очень не хватает. Государство должно платить учителям минимум 35, даже 40 тысяч рублей.
Опрос подготовила Гульмира Амангалиева