«Записки президента»

Оценить
Столичное издательство «Синдбад» переиздало мемуары Бориса Ельцина «Записки президента». Это вторая книга воспоминаний Бориса Николаевича, которая охватывает наиболее драматические вехи его правления: 1991-1993 годы.

Столичное издательство «Синдбад» переиздало мемуары Бориса Ельцина «Записки президента». Это вторая книга воспоминаний Бориса Николаевича, которая охватывает наиболее драматические вехи его правления: 1991 год (путч ГКЧП) и 1993 год (попытка переворота Верховного Совета). «Главная тема этой книги – первые шаги российской демократии и череда политических потрясений, которые стали жестким испытанием и для страны, и для ее первого президента», – сказано в аннотации.

Процитируем авторское предисловие к первому изданию: «Моя книга – это попытка объясниться. Попытка сейчас, а не потом разобраться, что же произошло с Россией, попытка понять, куда мы идем, что нас всех ждет впереди». Борис Минаев, биограф Ельцина, автор книги о нем в серии «ЖЗЛ», недаром подчеркивал: «Это первый руководитель нашего государства, который получил свой пост не путем договоренности элит, по наследству или в результате переворота, – а в результате прямого народного волеизъявления».

Ельцин, надо признать, вообще сильно отличался от многих советских и российских вождей. Он не курил, никогда не ругался матом, всегда и всем на работе говорил «вы»; сын изобретателя-самородка, репрессированного при Сталине, закончил школу с двумя четверками в аттестате (остальные были пятерки), в студенческие каникулы объездил полстраны – без копейки денег, на одном энтузиазме, а его дипломной работой в уральском политехе был, между прочим, проект телебашни. Ельцин пережил пик всенародной любви, которая сменилась массовым разочарованием, когда оказалось, что в постсоветскую эпоху человек должен прежде всего рассчитывать на себя, а не надеяться на государство.

Профессиональный строитель Ельцин стал, по сути, архитектором страны, в которой мы живем почти два десятилетия. И с каждым годом, отделяющим нас от апреля 2007 года, когда Борис Николаевич ушел из жизни, многие из нас все отчетливее понимают, НАСКОЛЬКО его сегодня не хватает. Либералам – как знамени, коммунистам – как пугала, журналистам – как человека власти, который давал им, а не давил их. Борис Николаевич середины 90-х был, конечно же, не только политиком, но и живым невыдуманным литературным и киношным персонажем: властным, могучим, противоречивым, но, безусловно, положительным и, главное, ярким.

В наше время, когда Кремль, подобно кадавру из повести «Понедельник начинается в субботу», пытается закуклить пространство и остановить время, яркие люди не востребованы властью. Каждый из них наверняка оставит после себя том воспоминаний, только вот кому они будут интересны?