«Мигание было невероятное»
Нынешний год в нашей стране объявлен Годом кино. Наверно, нелишне напомнить, что первая демонстрация «движущейся фотографии» в Саратове прошла в городском театре в мае 1897 года. Один из счастливчиков, попавших на этот сеанс, вспоминал: «Мигание было невероятное. Когда мы вышли на улицу, мы долго не могли смотреть, как смотрят нормальные люди на свет, так как зрение утомилось от беспрерывного мигания картин».
Зрителям были показаны заснятые на пленку эпизоды из жизни, что впоследствии стало называться документальным кино. Одна картина запечатлела, как рабочие ломают стену старого дома, вторая – улицы города с движущимися экипажами, конкой, пешеходами. Самое потрясающее впечатление производили две картины: о прибытии на вокзал поезда и о кавалерийской атаке. Эти картины по просьбе публики повторили дважды.
Спустя 10 лет, в июле 1907 года, на углу Никольской и Большой Кострижной (ныне улицы Радищева и Сакко и Ванцетти) обосновался железный павильон, в котором открылся электрический театр «Электробиоскоп». В нем с помощью двух электроаппаратов на экране в 70 квадратных аршин демонстрировалась «говорящая и поющая живая фотография». В следующем году на этом месте работал электротеатр «Экспресс», позже переименованный в «Волгу».
В мае 1908 года в Саратовское губернское правление поступило прошение Ю.И. Литцанского, оборудовавшего электробиоскоп «Мишель» в зимнем здании катка яхт-клуба. Заявитель просил разрешения пользоваться услугами электростанции Коммерческого собрания (ныне улица Соборная, дом 18), рядом с которым находился каток яхт-клуба, поскольку электробиоскоп имел 86 ламп разной силы, прожектор, два дуговых фонаря и два вентилятора. Соответствующее разрешение проситель получил. В сентябре электротеатр «Мишель» (позже «Гранд-Мишель») переместился в дом Парусинова на Немецкой улице (ныне пр. Кирова, дом 22). Переживший не одно переоборудование и переименование, это был один из лучших кинотеатров города. Дольше всего он назывался «Центральный» и закрылся в конце прошлого века.
А в начале двадцатого века демонстрация фильмов становится доходным делом. Началась борьба за зрителя. Одни кинематографы закрывались, другие открывались. В июле 1913 года из канцелярии губернатора в полицейское управление поступило указание об учете всех кинематографов и их владельцев. В Саратове насчитали 14 кинотеатров.
Особым великолепием отличался кинотеатр «Мурава», открывшийся в декабре 1911 года. Фасад его и интерьеры были выполнены в древнерусском стиле: кованые решетки, расписной узорчатый потолок, декоративные панно со сказочными сюжетами, обитые парчой стены, печь, выложенная изразцами с рельефами и рисунками Михаила Врубеля и Константина Коровина. Ныне в этом здании находится областная детская библиотека имени А.С. Пушкина.
Не менее роскошным был и «Художественный театр», открывшийся тогда же, но сгоревший через пять лет. Ныне на его месте стоит «Дом книги».
Саратовского зрителя старались завлечь не только свои кинопрокатчики, но и чужие. Так, в июне 1908 года прибыл из Нижнего Новгорода плавучий кинематограф «Наяда» размером с трехэтажное здание и со зрительным залом в 250 мест. Во время демонстрации картин обеспечивалось «сочетание световых и звуковых эффектов».
Новое зрелищное развлечение привлекало прежде всего молодежь. Боясь, как бы чего плохого не вышло, попечитель учебного округа запретил посещение синематографов в течение учебного года учащимся средних и низших школ. Но вместе с тем комиссия директоров средних учебных заведений признала нужным использовать этот интерес молодежи «в образовательных целях», для чего «решено снять зал клуба на один-два сеанса и поставить картины научного содержания, бытовые и виды природы».
В мае 1914 года наш город и его жители впервые стали участниками киносъемки. Операторами фирмы Ханжонкова по сценарию и под руководством артиста Павла Айдарова на улицах Саратова снимался короткометражный фильм, который и ныне хранится в Госфильмофонде.