А будет?

Оценить
В Сочи завершился международный экономический форум, и прилетела оттуда радостная новость: губернатор Валерий Радаев подписал соглашение с группой компаний «Букет» и компанией Valmont Irrigation Eurasia...

В Сочи завершился международный экономический форум, и прилетела оттуда радостная новость: губернатор Валерий Радаев подписал соглашение с группой компаний «Букет» и компанией Valmont Irrigation Eurasia о реализации на территории Энгельсского муниципального района инвестиционного проекта по созданию производства дождевальных установок.

Что же, дело хорошее. Когда-то Саратовская область была в Советском Союзе лидером по орошению земель. Два с половиной миллиона гектаров орошалось могучим трестом Саратовмелиоводхоз под руководством Ивана Петровича Кузнецова. Заволжскую степь прорезали каналы, вода уходила до границ области и дальше – в Казахстан. Даже технику свою оросительную выпускали – установки «Фрегат». Делали их, правда, в исправительно-трудовых колониях – «двойке» и тринадцатой, расположенных на окраине Энгельса. Да и каналы тоже осужденные строили – например, Комсомольскую оросительную систему строили осужденные-поселенцы восьмой колонии, которая была в селе Подлесном Марксовского района. Поселенцы почти все сидели за аварии со смертельным исходом, их свозили со всей страны, в «восьмерке» было больше двух тысяч человек.

Потом мелиорация пришла в упадок, трубы разворовали, «Фрегаты» тоже разобрали на металлолом. И вот появились намеки на реанимацию. Правда, размеры несравнимы. «На сегодняшний день 1350 гектаров мелиорации нами построено, в настоящее время начинается строительство второго этапа на 3,5 тысячи гектаров. В ближайший год мы планируем ввести в строй 30 тысяч орошаемых земель, и у нас уже есть проекты на эти площади», – говорит президент «Букета» Владислав Буров.

Есть и другие хорошие новости. Завтра в рамках агропромышленной выставки «Золотая осень» в Москве будет подписано соглашение между областным минсельхозом и АО «Саратовский рыбопитомник растительноядных рыб». Не совсем, однако, понятно, зачем саратовским чиновникам надо ехать в Москву, чтобы подписывать соглашение с балаковскими рыбоводами. Еще больше непонятно, что областное министерство будет с этим питомником делать. По сути, там надо начинать с самого начала. Летом 2014 года из-за долгов перед «Саратовэнерго» Саратовский рыбопитомник растительноядных рыб, который тогда находился в областной собственности, был отключен от электросетей. Местные чиновники обращались за помощью к губернатору Валерию Радаеву – не помогло. Тогда же, в июле 2014 года, в водоемах предприятия погибла последняя рыба – маточное поголовье и пять тонн малька. Заместитель директора питомника Сергей Огнев считает, что для запуска производства «с нуля» при появлении инвестора потребуется 20 миллионов рублей и четыре года работы. Понятно, это не тот питомник, куда Валерий Радаев возил Дмитрия Медведева показывать привезенных из Астрахани осетров. Это другое предприятие, которое сначала погубили, а теперь думают, как восстановить.

Но и на этом хорошие новости не кончаются. Александр Ландо, который, как известно, отвечает за все, взял под контроль производство щебня в Саратовской области – «в связи с тем, что проекты, начатые Володиным, продолжаются – пешеходные зоны, дороги...» «Выступили с инициативой владельцы карьеров. Они понимают, что ОПа их «достанет». Они готовы закупить оборудование, чтобы производить щебень лучшего качества», – заявил Александр Соломонович. Производителей щебня общественная палата, может, и достанет, но с природой не поспоришь. Она, подлая, разбросала по нашей области осадочные и метаморфические породы, известняк, например. Как ни старайся, из него не получится хорошего щебня. А гранитных или обсидиановых карьеров в нашей области не наблюдается.

Понятно, договор о намерениях – дело хорошее (это мы вернулись к выпуску оросительной техники). Но лучше подождать все же, когда производство заработает. Хотя и это тоже не гарантирует успех. Тепловозы-электровозы с каким шумом начали делать, теперь выясняется, что как бы и не нужны они никому. РЖД от них отказались – с самого начала отказывались. А идея поставлять наши локомотивы на Кубу и вовсе выглядит фантастической – там железные дороги не очень-то развиты, а чтобы оплатить тепловоз и доставку через пол земного шара, у кубинцев никаких денег не хватит. У них денег вообще нет.

Если же вспоминать проекты, которые дальше разговоров не пошли... Речи, конечно, были торжественные и духоподъемные, только где у нас автобусный завод? Где производство самолетов «Даймонд»? Где многочисленные (три, по-моему, обещали) мосты через Волгу? Понятно, провинция нищает, не только наша область без денег. И Москва не оставляет своих стараний по обиранию регионов. Недавно, например, решили, что с налога на прибыль в федеральный центр надо отчислять еще больше. А где она, прибыль? Да и контакты с зарубежными партнерами в современной обстановке всегда под вопросом. Valmont Irrigation – фирма американская из штата Небраска, хотя пресс-служба губернатора считает ее европейской. Valmont Irrigation с приставкой Eurasia – это европейское представительство. С американцами, сами знаете, какие сейчас отношения.

В общем, каждый раз, как читаешь о новых планах наших властей, возникает вопрос: а будет ли, получится ли? Естественно, хочется, чтобы было. Только жизнь в последнее время скептически смотрит на наши старания.