На все руки не от скуки
Дмитрий Медведев, который то и дело с отеческой заботой раздает россиянам советы относительно того, как жить дальше, вновь отличился. «Гражданам и компаниям не нужно надеяться на то, что государство сможет выделить существенные средства на вывод экономики из кризиса, инвестировать в стимулирование роста частный сектор должен самостоятельно», – сообщил российский премьер-министр в своей статье в журнале «Вопросы экономики». «Новая модель экономического роста – это, прежде всего, увеличивающиеся частные инвестиции», – пишет Медведев. Но где эти инвестиции взять, если бизнес переживает сейчас не лучшие времена, а многие индивидуальные предприниматели за последние несколько лет вынуждены были расстаться со своим престижным статусом?
Ипподромный цирюльник
В одной из парикмахерских на 6-й Дачной смена власти. Появился новый хозяин, а вместе с ним и новый обслуживающий персонал. «Я ходил сюда стричься последние лет пять-шесть. Так мне нравилось, как стрижет Людмила Сергеевна, – рассказывает местный житель Владимир. – И цены, главное, радовали. Она понимала, что далеко не с Рублевки к ней клиенты захаживают. А как-то зашел, а Людмилы Сергеевны и след простыл».
Людмила Сергеевна работала сама на себя. Лет десять назад устала работать на чужую тетю, уволилась из парикмахерской, оформилась как индивидуальный предприниматель и открыла свою. «Вся моя зарплата зависела только от меня. Мне моя работа всегда нравилась. Я бы с удовольствием работала без выходных, но на меня родные обижались. С каждым годом становилось все хуже и хуже. Росли налоги, арендодатель постоянно повышал арендную плату за помещение, стоимость расходных материалов и коммунальных платежей также выросла. В таких условиях невозможно стало работать. А тут как назло помещение, которое я арендовала, затопило. С ремонтом хозяин не спешил, а для меня такой простой невыгоден. С полгода назад я приняла решение, что закрываюсь. Это решение мне тяжело далось. Без работы я себя представить не могла. Но часто мои доходы не покрывали расходов», – вздыхая, вспоминает Людмила Сергеевна.
Но любимое дело женщина не бросила. «За годы работы я наработала довольно приличную клиентскую базу. Я мастер-универсал. Самые преданные клиенты стали просить, чтобы я их не бросала. Они-то мне и подали идею о том, что в принципе стричь людей я могу и дома. Инструмент весь необходимый у меня остался. Почему бы и не попробовать?» – рассказывает пожилой парикмахер.
Сказано – сделано. И люди к ней пошли. Правда, не так много. Живет Людмила Сергеевна недалеко от саратовского ипподрома, и не всем знакомым клиентам с 6-й Дачной удобно ездить к ней домой. «Но я не жалуюсь. Я на пенсии. У меня муж тоже пенсионер, но продолжает работать, у нас под боком восемь соток земли, за которой мы ухаживаем и собираем урожай. Так что стригу я людей не для того, чтобы обогатиться, а потому что это дело мне нравится», – поясняет она.
В поисках новых клиентов Людмила Сергеевна не заинтересована, так как на жизнь, пускай и без рябчиков и ананасов на завтрак, ей хватает. Но такой идиллией могут похвастаться далеко не все жители нашего славного города.
Игра по чужим правилам
Марина – молодая мама. Сегодня ее сын ходит уже в детский садик. Но даже находясь в декрете, Марина не сидела сложа руки. «Я никогда не считала, что сидеть с ребенком – это ох какая работа. Это для меня было в радость. Но и о себе я не забывала. Хочется выглядеть на все сто, даже когда гуляешь на детской площадке перед домом с другими мамашами. Но с пополнением в нашей семье пополнились и статьи расходов. Я стала искать способы подзаработать, – делится своим опытом Марина. – Одно время я работала мастером по маникюру-педикюру в небольшом салоне красоты. Но недолго. Моему руководству постоянно мерещилось, что беру левые заказы, всячески обманываю их, таскаю с работы расходный материал. Мне такое несправедливое отношение надоело, и я уволилась».
Теперь Марина работает на дому, получает неплохой доход. Клиентов ищет либо при помощи сарафанного радио, либо через социальные сети (в этом деле ее фаворит «Инстаграм»). Тем, кто решается записаться к Марине на маникюр, придется соблюдать несколько довольно жестких правил. Первое из них – если клиент записался, скажем, на 16.00, то приходить надо именно к 16.00. Не к 15.55 и не к пяти минутам пятого. «Вечерами ко мне довольно плотная запись. Если один опоздает, то тогда и других придется сдвигать по времени. Я уважаю и свое время, и время моих клиентов. А раньше ко мне не стоит приходить потому, что в моей квартире не зал ожидания. У меня дома ребенок, муж. Постоянное присутствие дома посторонних людей их, знаете, напрягает», – объясняет Марина.
Еще одно правило – если записался, то, будь добр, приди. «Бывает так, что человек записался, а к назначенному времени не пришел. Я звоню таким, а они либо трубки не берут, либо начинают мне какую-то чушь нести. С такими разговор короткий – им ко мне дорога с этого момента заказана. Перенос даты возможен только за три дня», – отрезает Марина.
Не берусь судить, хороший ли Марина мастер или просто таким образом набивает себе цену. Но мне бы такое отношение к себе не понравилось. Ситуации в жизни бывают, знаете ли, всякие. Например, в пробку на саратовских дорогах не попадет только тот, кто работает как раз на дому.
Шило на мыло
Если мужья Людмилы Сергеевны и Марины с пониманием относятся к занятости своих благоверных, то у мастера по ремонту одежды Оксаны все с точностью до наоборот. Начинала она свой профессиональный путь подмастерьем в одном из саратовских ателье: «Нас там работало несколько человек. В сезон на количество работы мы не жаловались. Зато когда заказов не было, а на пороге появлялся потенциальный клиент, все работники бросались к нему. Кто первый – тот и заработал. Долго я такого ритма не выдержала. Купила швейную машинку и стала работать дома. Сначала приходили знакомые, соседи, потом стали поступать заказы на школьную форму и так далее».
Но долго так работать Оксана также не смогла: «Это, знаете ли, миф, что работать на дому одно удовольствие. От домашних обязанностей меня никто не освобождал. А если я что-то не успевала сделать по дому, то муж меня этим постоянно корил. Он не понимал, что работа на дому – это такая же работа. Да и муторно это. Целыми днями сидишь безвылазно дома, ничего не видишь, ничего не слышишь».
Проработав некоторое время на дому, Оксана устроилась работать вновь в ателье. «У меня были мысли, чтобы оформиться как индивидуальный предприниматель. Даже место приглядела под свое ателье. Но передумала. Слишком это затратно и много нервотрепки. Конечно, приятно, когда сам себе начальник. Но все эти плюсы превращаются в минусы, когда надо платить налоги, оплачивать аренду и так далее. Моя подруга так и сделала. А через полтора года хозяин площади стал регулярно повышать плату за аренду. Понял, что она никуда не денется с насиженного места. Клиентов-то уже прикормили».
Правда, Оксане, работающей в ателье простым мастером, ничто не мешает подрабатывать дома. «А как вы хотели? Хочешь жить – умей вертеться», – цитирует она народную мудрость и продолжает вертеться.