Зеленая миля

Оценить
Новый акционер ПОРТа пытается сохранить за предприятием право на берег Волги

Все смешалось в саратовском речпорту. Незаконный захват куска Набережной Космонавтов и строительство на нем кафе, противостояние малых предпринимательниц Богдановой и Тимошок, борьба за влияние в портовом бизнесе крупных бизнесменов, «рейдерские захваты» и «благородные» попытки муниципалитета «вернуть» себе здание речного вокзала... В общем, кони-люди, что называется. Пора бы уже внести ясность и разобраться, кто и за что тут воюет.

Внимание широкой общественности к ситуации, развивающейся на саратовской набережной, привлек скандал между предпринимательницами Светланой Тимошок и Светланой Богдановой. Конфликт между ними завязался из-за строительства одной из Светлан (Богдановой) «детского кафе» на берегу Волги, прямо в зеленой зоне – посреди сквера в районе речного вокзала, рядом с третьим причалом, если быть совсем уж точными.

Строительство это не понравилось другой предпринимательнице – Светлане Тимошок. Она возглавляет ЗАО «Пассажирское речное управление» (единственный на сегодняшний день в Саратове речной пригородный перевозчик), а также АО «Поволжский туристический холдинг». И помимо речного флота (пассажирских «омиков») компаниям Светланы Тимошок принадлежат помещения в здании речного вокзала, в которых, так уж совпало, тоже расположены кафе и прочие увеселительные заведения. То есть можно было бы расценить претензии одной Светланы (Тимошок) к другой Светлане (Богдановой) как войну конкурентов за клиента. Однако не все так просто. И на кону стоит куда более лакомый приз, чем простой потребитель. Да и в целом конфликт между предпринимательницами – это своего рода ширма, за которой скрывается куда более серьезная игра куда более влиятельных игроков.

Закон не писан

Тимошок с мая месяца заявляет о том, что Богданова свое кафе строит незаконно, что незаконно бурит набережную, вбивает сваи и уж тем более незаконно прокладывает водопровод через территорию, находящуюся у нее, Тимошок, в аренде, потому что она на то своего согласия не давала. В этой части противостояние было особенно жестким: с баррикадами и полицией (подробнее можно почитать на сайте информагентства «Свободные новости»).

Надо отметить, что в своих предположениях Тимошок оказалась права. Региональное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и прокуратура Саратовской области незаконность строительства детского кафе Светланой Богдановой подтвердили. И по факту «самовольного занятия земельного участка на Набережной Космонавтов» в отношении ИП Богдановой в начале июля было возбуждено административное дело по статье 7.1 КоАП РФ. Более того, предпринимательницу в начале сентября оштрафовали на сто тысяч рублей за допущенное правонарушение. Однако на нее этот факт, похоже, никакого впечатления не произвел, потому что стройку Богданова не останавливала все лето и продолжила ее в сентябре, уже после штрафа. Предпринимательница прикрывается одной-единственной бумажкой – соглашением с ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (ОАО «ПОРТ»), аффилированным к небезызвестному саратовскому олигарху Сергею Курихину. Причем срок действия этого соглашения уже истек (30 сентября 2016 года).

Курихину в ОАО «ПОРТ» принадлежит 17,7% акций, однако вместе со своими партнерами (адвокатом Сергеем Тереховым и председателем совета директоров ОАО Игорем Зубатовым) он контролирует более половины акций данного акционерного общества (56,6%). 

Этим соглашением ОАО «ПОРТ» сдало Богдановой спорный участок в субаренду, хотя прав на это у компании не было. И вот почему.

В пользовании без подтвержденного права

Участок Набережной Космонавтов площадью 35,8 тысячи квадратных метров, на части которого развернулось возведение летнего детского кафе, находится в федеральной собственности. Еще в середине прошлого века он был выделен под строительство комплекса речного вокзала, а в 1992 году был закреплен за землями Российской Федерации. ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» получило эту землю в постоянное (бессрочное) пользование с целевым назначением «для пассажирского порта». Собственно, целевое назначение участка не предполагает размещения на нем какого-либо нового строительства коммерческих объектов, да и генпланом Саратова никакого строительства на этой территории не предусмотрено. Это во-первых. Во-вторых, прежде чем передавать землю в пользование третьим лицам, землепользователь в лице ОАО «ПОРТ» должен был как минимум поинтересоваться мнением на этот счет собственника участка – Российской Федерации в лице Росимущества – и как максимум получить от него соответствующее разрешение. Ни того ни другого сделано не было.

Но есть еще и в-третьих. В 2001 году, то есть 15 лет назад, в российское земельное законодательство были внесены изменения, отменяющие, по сути, само понятие «бессрочности» пользования земельными участками. Все землепользователи, включая ОАО «ПОРТ», должны были переоформить свои права на переданные им участки: взять их в долгосрочную аренду или выкупить в собственность. При этом в марте текущего года на предприятии была проведена проверка органами земельного надзора, которая и выявила данное нарушение. На акционерное общество возложили обязанность устранить нарушение до 17 сентября (выписано соответствующее предписание), а также штраф в размере 20 тысяч рублей.

Однако, как рассказывают представители одного из акционеров ОАО «ПОРТ» – ООО «Союз Инвест» (25,5%), руководство ПОРТа до сих пор не предприняло никаких действий по переоформлению прав на земельный участок. В ответе на последний запрос «Союз Инвеста» о том, какие меры предприняты по устранению нарушения, гендиректор ПОРТа Виктор Синицын сделал вид, что вопроса акционера просто не заметил. Зато дал подробный отчет о том, что штраф Росреестра был успешно оспорен. По формальному, правда, поводу: суд отменил штраф из-за ошибки в оформлении документов, что никак не влияет на обязанность предприятия оформить права на участок в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Обличить или оболгать

Вы спросите, почему ООО «Союз Инвест» как акционер не вмешался в ситуацию, если знал о нарушениях своего предприятия? А он как раз таки и вмешался. Единственный из нынешних акционеров ПОРТа. Представители «Союз Инвеста» еще в мае отправили запрос руководству ПОРТа с требованием пояснить, что за стройка ведется на Набережной Космонавтов в пределах границ находящегося в пользовании предприятия участка и на каком основании. Не получив ответа, акционер подал жалобы в прокуратуру, в Росреестр, в территориальное управление Росимущества и в администрацию города Саратова с просьбой разобраться в этой ситуации.

На запросы ООО «Союз Инвест» по поводу переоформления прав на имеющийся участок в соответствии с требованиями закона ПОРТ тоже упорно молчит, игнорируя законные требования акционера. Более того, руководство ОАО и другие акционеры общества обвиняют ООО «Союз Инвест» в том, что своими «бесконечными запросами» компания мешает предприятию работать, а в активности акционера видят не что иное, как стремление захватить власть. Обвиняют, причем, публично, размещая публикации якобы обличительного, а по существу – ложного характера во всех доступных изданиях, в том числе в СМИ подконтрольных Сергею Курихину. Так, в одной из «разоблачающих» ООО «Союз Инвест» статей сказано, что за последние девять месяцев ПОРТ получил 23 запроса от акционера, ответы в общей сложности заняли тысячу страниц печатного текста, а процесс их подготовки, мол, парализует работу всего предприятия.

«Я так понимаю, они пытаются что-то найти, чтобы использовать против действующего руководства ПОРТа», – жалуется журналистам председатель Совета директоров ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» Игорь Зубатов.

В интересах бизнеса

ООО «Союз Инвест», принадлежащее известному крупному бизнесмену-промышленнику Аркадию Евстафьеву, стало акционером ОАО «ПОРТ» всего год назад, выкупив у Росимущества 25,5% акций общества на открытом аукционе. Поэтому нет ничего странного в том, что новый акционер запрашивает информацию, в том числе финансовую и бухгалтерскую отчетность, у руководства предприятия, акционером которого стал.

Проблема в другом. Изучив полученную информацию, а точнее, только ее незначительную часть (собственно, что такое тысяча страниц отчета для якобы активно работающего предприятия), акционер обнаружил, что ПОРТ как коммерческое предприятие не только не развивается, но и сегодня работает неэффективно.

По словам представителей ООО «Союз Инвест», финансы ПОРТа используются нерационально, вложения делаются неэффективно, в производственных отчетах много белых пятен, бухгалтерская отчетность не соответствует реальному финансовому состоянию предприятия, нет ни бизнес-плана, ни стратегии развития.

«Управление в ПОРТу никаким образом не осуществляется. Административно-хозяйственной деятельностью предприятия руководит единственный человек – гендиректор Виктор Синицын. При этом Синицын не отчитывается перед советом директоров, да и сам совет директоров, который должен определять политику ПОРТа, определять бизнес-план, стратегию развития, принимать решения и по сделкам и по договорам, ничего не делает. Собирается три раза в год, чтобы назначить общее собрание акционеров, утвердить годовой отчет и избрать председателя совета директоров – всё. Более совет директоров себя никак не проявляет и ничем не интересуется», – говорит представитель ООО «Союз Инвест» Николай Разуков.

При этом, как отмечают представители компании, для них очевидно, что до настоящего времени ПОРТ работал исключительно в интересах одного акционера, коим является Сергей Курихин. И никто из нынешнего руководства предприятия, и прежде всего он сам, не заинтересован, чтобы это положение менялось.

На сегодняшний день в ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» пять крупных акционеров: застройщик и депутат Саратовской областной думы Сергей Курихин (17,2%), его партнер и личный адвокат Сергей Терехов (26,68%), председатель совета директоров Игорь Зубатов (12,4%) и так называемая «группа Евстафьева»: ООО «Союз Инвест» (25,5%) и Алексей Мовчан (10,5%).

Учитывая вышесказанное, новый акционер действительно предпринимал попытки сменить руководство ПОРТа и не скрывает этого. ООО «Союз Инвест» в июле текущего года инициировал проведение внеочередного собрания акционеров, чтобы переизбрать совет директоров предприятия на более эффективных управленцев.

«Для того чтобы собрание состоялось, на нем должно присутствовать более 50% акционеров, владеющих голосующими акциями. На 10 утра 25 июля, когда было намечено собрание, присутствовали пять акционеров: Зубатов, Мовчан, «Союз Инвест», Гусев и Петькин. Совокупно это более 51% акционеров с голосующими акциями, то есть кворум был и можно было принимать решения. Ни Терехов, ни Курихин на собрание к указанному времени не явились, – рассказывает Николай Разуков, представитель ООО «Союз Инвест». – Однако в проведении собрания объявляется перерыв на один час еще до его начала, хотя оснований для этого не было и это действие – уже нарушение закона».

Что происходило в этот час, догадаться несложно. Потому как по его истечении на место проведения собрания приехал Сергей Терехов с доверенностью от Сергея Курихина. В итоге численный перевес голосующих акций оказывается на стороне группы акционеров Курихина, и, естественно, никакого переизбрания совета директоров не происходит.

Растащить по клочкам и по закоулочкам

«К сожалению, мы не можем ничего сделать в наших 36 процентах акций с учетом доли Алексея Мовчана. Потому что 56,3% акций находятся в руках лиц, не заинтересованных ни в каких изменениях на предприятии, – говорит Николай Разуков. – Мы это понимаем, но все равно пытаемся. 23 сентября мы подали в ПОРТ новое требование созыва заседания совета директоров – для того, чтобы решить ряд вопросов, не терпящих, на наш взгляд, отлагательства».

ООО «Союз Инвест» предлагает, в частности, освободить от должности нынешнего гендиректора ПОРТа Виктора Синицына и привлечь его к дисциплинарной ответственности за недобросовестное исполнение обязанностей, а конкретно – за подписание соглашения с ИП Богдановой в нарушение действующего федерального законодательства. Исполняющим обязанности гендиректора предприятия ООО «Союз Инвест» предлагает назначить действующего председателя совета директоров Игоря Зубатова. И обязать его исправить ситуацию с земельным участком, находящимся в пользовании ОАО «ПОРТ». То есть расторгнуть соглашение с Богдановой и обеспечить снос незаконного строения. Кроме того, на Зубатова предлагается возложить ответственность и за переоформление прав на указанный земельный участок, как того требует закон и предписание Росреестра.

По словам Николая Разукова, нарушения земельного законодательства – не единственные серьезные ошибки ОАО «ПОРТ», но если не решить хотя бы их, положение предприятия может усугубиться.

«Дело в том, что ПОРТ может вообще потерять тот земельный участок на Набережной Космонавтов. В связи с тем, что права на владение им руководством ПОРТа никак не подтверждены и не переоформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, Росреестр может лишить предприятие всяких прав на эту землю, – поясняет Николай Разуков. – Возможно, именно этого и добиваются своим бездействием другие акционеры ПОРТа, включая Курихина, Терехова и Зубатова, и ждут заинтересованные предприниматели вроде Светланы Богдановой. Если участок будет выведен из-под контроля ОАО «ПОРТ», его будет проще растащить по кускам и строить на нем не только детские кафе, но и объекты покрупнее. В этом случае город просто потеряет часть набережной».

 

В скандал на саратовской набережной вмешалась и городская власть. Правда, преследуя собственный корыстный интерес. Пока предприниматели и бизнесмены бьются за землю, муниципалитет решил, что пришла пора вернуть речной вокзал в муниципальную собственность. И начал судиться с... ПОРТом.

Основной довод чиновников в споре с ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» состоит в том, что комплекс зданий, включавший речвокзал, ресторан и гостиницу, изначально возводился в советское время как социально-бытовой объект.

Суды чиновников, правда, пока не поддерживают и объясняют им, что объекты, которые хочет вернуть город, никогда не принадлежали ему де-юре.

В 1994 году помещения речвокзала были приватизированы несколькими компаниями, а участок на набережной отошел в бессрочное пользование ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие». Владельцами помещений речвокзала на сегодняшний день являются ЗАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ) и АО «Поволжский туристический центр», которые возглавляет Светлана Тимошок, а также ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город». Поэтому если мэрия хочет вернуть здание речвокзала, то судиться надо с собственниками помещений в зданиях речвокзала, а не с владельцами земли.

Судебное разбирательство вокруг зданий, кстати, спровоцировало владельцев помещений в бывшем речвокзале на земельные притязания. В августе этого года ООО «Брудершафт-Л» подало к ОАО «ПОРТ» иск о разделе земельного участка по адресу: Набережная Космонавтов, 7А. Таким образом компания пытается закрепить территорию за собой и не потерять ее, если администрация Саратова все-таки сумеет доказать свои права на речвокзал.

Что, собственно, только подтверждает опасения акционера ПОРТа ООО «Союз Инвест» в стремлении ряда заинтересованных лиц растащить участок набережной на куски.