Дефицит страхования

Оценить
Представитель страхового бизнеса объяснил, почему в Саратове есть сложности с получением полисов ОСАГО

Проблемы с получением полисов обязательного автострахования связаны не с нежеланием страховых компаний выдавать их, а с дефицитом страховщиков на рынке. Такое объяснение «Газете недели» дал председатель гильдии страховщиков Торгово-промышленной палаты Саратовской области Павел Михеев. По его словам, эта проблема – общероссийская, и к ее решению уже подключился Центральный банк РФ.

Автомобилисты Саратова опять становятся в очередь за получением полисов ОСАГО. Проблемы с обязательным страхованием тянутся в России не первый год. Ранее уже сообщалось, что страховщики не желают продавать полисы ОСАГО, так как государство установило на этот вид страхования невыгодный тариф. Работая по нему, компании несут слишком большие убытки. По этой причине менеджеры компаний отказывали клиентам в страховке по различным причинам – к примеру, ссылаясь на отсутствие бланков. Либо же автомобилистам продавали полис при условии покупки дополнительной услуги (например, страхования жизни). Между тем отсутствие действующего полиса ОСАГО означает для владельца машины штраф.

Однако после того, как государство подняло размер тарифа по ОСАГО, бланки в страховых компаниях стали появляться, а очереди – исчезать. Но недавно проблемы с получением полисов опять стали освещаться в медиасфере. То, что сложности с покупкой ОСАГО в Саратове есть, «Газете недели» подтвердил председатель саратовского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Дмитрий Зиновьев. По его словам, после прошлогоднего повышения тарифов проблема действительно исчезла, но ненадолго: «Буквально на несколько месяцев, потом все заново началось». Как пояснил собеседник, у страховых компаний постоянно находятся причины отказывать автомобилистам: «Создают очереди. То есть люди могут там чуть ли не по двое суток ждать, пока очередь дойдет. Потом могут по какой-то причине потребовать документ и сказать: нам надо еще вот это, а у вас этого нет. И все начинается заново».

Если же автомобилист попытается купить полис не в центральном офисе компании, а через страховых брокеров, то может получить отказ уже по другой причине. «Теперь новая фишка: если водителю нет 31 года, вообще невозможно приобрести полис», – отмечает Зиновьев. Брокеры при этом ссылаются на условия договора, который они заключили со страховщиком. Отдельные проблемы испытывают владельцы грузовых машин и автобусов – застраховать их можно в только течение месяца после обращения. «И то – они не говорят, что застрахуют. Они говорят: вы обращайтесь, мы рассмотрим», – отметил собеседник.

При этом Зиновьев допускает, что полисы ОСАГО действительно могут приносить страховым компаниям убытки, однако не считает, что это должно отражаться на рядовых автолюбителях: «Это не проблема законопослушных автомобилистов, а проблема страховых компаний, которые должны с этим работать».

Тем не менее, как объяснил редакции председатель гильдии страховщиков Торгово-промышленной палаты Саратовской области Павел Михеев, нынешняя проблема с ОСАГО лежит совсем в другой плоскости и не связана с финансовыми нюансами. По его словам, в настоящий момент рынок столкнулся с дефицитом страховщиков: «В этом году с рынка ОСАГО ушло несколько страховщиков, у которых был значительный портфель договоров страхования. И в связи с тем, что они ушли, на оставшихся страховщиков навалился больший объем, под который они не были готовы ни физически, ни юридически, ни морально, ни технически». Например, страховую компанию ЖАСО, занимавшую 10 процентов рынка, поглотила компания СОГАЗ. При этом поглощение вовсе не означает, что СОГАЗ принял к себе всех сотрудников ЖАСО и перевел на себя все объемы его работы. Поэтому бывшие клиенты ЖАСО и других компаний вынуждены искать себе новых страховщиков, что и заканчивается ажиотажем на рынке. «Ну закройте вы 30 процентов магазинов – побегут же люди в оставшиеся и их будут перегружать», – объяснил собеседник. Дополнительно ситуацию осложнили планы властей по увеличению штрафа за езду без полиса – с 500 до 8 тыс. рублей.

«У нас по статистике большое количество людей не имели полиса ОСАГО, – пояснил Михеев. – Особенно те, которые живут в сельской местности». В результате страховку стало приобретать еще больше автомобилистов, что также увеличило нагрузку на рынок. «Получается, что все это вместе взятое – оно дает вот такой эффект», – резюмировал собеседник. По его словам, сейчас страховые компании разбираются с проблемой при участии регулятора рынка – ЦБ РФ. Будет она рассмотрена и в федеральном правительстве. «На этой неделе мы все по полочкам разложим, аргументированно, чтобы было видно», – отметил Михеев.

Что же касается очередей, то, по словам собеседника, они иногда просто кому-то выгодны. «Мне рассказывал один страховщик, что из соседних городов приезжают автобусы ночью, занимают места и парализуют работу всей организации, – отметил Михеев. – Хотя они не саратовские. Они могут приезжать из Воронежской области, Пензенской, Самарской, потому что там еще сложнее приобрести полис. Поэтому идет продажа очереди, на этом кто-то зарабатывает». Проблему отказа в продаже полиса лицам, не достигшим 31 года, собеседник объяснил так: «Да понятно: конечно, хотелось бы страховать иномарки и водителей с возрастом и стажем. Но по закону нельзя отказывать и другим. Да, там где-то какие-то страховые компании что-то навязывают, другие дополнительные услуги. Но у нас есть период – пять дней «охлаждения», когда можно прийти, написать заявление и вернуть эти деньги».