Рассказы о рыжиках и маслятах

Оценить
Где происходили описанные ниже события – информация под грифом «строго секретно»

Дождь как зарядил с вечера, так и шел всю ночь. И утром тоже моросил. Но утешив себя народной мудростью, что ночной дождь до утра, «а утренний до обеда» – добавил мой спутник, мы все-таки отправились в неблизкий путь. Ибо никакая непогода не может остановить грибника, если уж он решился отправиться на «третью охоту», как назвал сбор грибов великий знаток этого дела писатель Владимир Солоухин.

Необходимое уточнение: никаких конкретных мест я называть не буду – хоть пытайте. Единственно скажу, что отправились мы на север области.

В сборе грибов очень важна информация. Ехать по грибы с бухты-барахты, только потому, что захотелось, могут позволить себе только дилетанты. У нас с моим другом, к счастью, источник информации был – его двоюродная сестра, живущая в селе П. на севере области. Источник, скажем так, своеобразный. Помню, в прошлом году Николай – так зовут моего товарища по грибам – в середине засушливого лета категорически заявил: «Едем!». Приехали. Ни черта не нашли, даже засохшего масленка, даже дуньки и той не нашли. Заехали к его сестре с некоторой претензией и были посрамлены: «Я что сказала? Я сказала – люди ходят. А приносят ли чего – не сказала, потому что ты, Коля, и не спрашивал».

В этот раз информация была более оптимистичной – «грибы пошли». И вот под мелким дождем мы стоим на опушке сосновых посадок. Мы приехали сюда по рыжики. В прошлый раз (правда, было это в позапрошлом году) мы тут хорошо собрали этих замечательных грибов. Пошли, через несколько шагов стали попадаться маслята. К большим даже и не наклонялись – порожнее дело, большой масленок обязательно червив; брали только маленькие – с пятачок и чуть больше. Масленок на самом деле – замечательный гриб, только возни с ним много – к его шляпке липнут сосновые иголки, листья, да так крепко липнут, что и не отдерешь. И потом его всегда, ну или почти всегда, бывает так много, что это уже не поиск грибов, а какая-то уборка урожая – до тех пор, пока не надоест или не стемнеет. Стараниями Дмитрия Медведева сейчас темнеет к шести, а в лесу – еще раньше, особенно в пасмурный день.

Понятно, косовица маслят не у каждого приключается, но если вы ходите по грибы достаточно часто, то вам повезет с этим столкнуться. Или не повезет, если помнить, что собранные грибы нужно обрабатывать. Со мной такое приключалось два раза. Как-то давно уже я гостил у дальних родственников в Воронежской области. После сильного летнего ливня мы поехали за грибами – вдвоем на мотоцикле с люлькой. Картина такая: холм, засаженный соснами. Между рядами деревьев тянутся желтые полосы – это грибы. В первый день мы собрали сколько смогли увезти. Во второй пришлось уже сортировать маслята: что меньше пяти копеек – брали, остальные игнорировали.

Мы все привыкли, что масленок – гриб с желтой кожицей на шляпке. Это масленок сосновый. Но есть еще и масленок обыкновенный. У его шляпка коричневая, он крепче в ножке и – большой плюс – меньше подвержен нападениям червяков. Мы с моим партнером по грибам наткнулись на них не в самом грибном месте: каменистая осыпь и разнодеревье – сосенки, березы, клены, ясени. Дело было так: порознь мы вышли из сосняка, и я уже шел по этому откосу к дороге, как наткнулся на эти грибы. Их было великое множество – поодиночке и тесными группами они стояли, сплетаясь шляпками.

На самом-то деле каждый грибник втайне мечтает о таком, и я не исключение. В своих точных до деталей мечтах, когда ведра были наполнены, я снимал рубашку, вязал ее узлом и собирал туда. В этот раз мне пришлось снимать и рубашку, и майку. И собирал грибы я ползком. И лишь одна мысль беспокоила меня: «Как там Николай, надо сказать ему. Ну ничего, доползу вот до тех кустов и покричу его». Не успел, потому как только я раздвинул кусты, увидел своего партнера, вернее часть его, обтянутую синими тренировочными штанами. Пришлось менять концепцию: с укоризной я сказал ему: «Что же ты меня не крикнул?». Коля ответил: «Я как раз собирался, думаю, до той березы доберусь и покричу тебя. Да ладно, маслят этих здесь на всех хватит». А то я не знал!

Ну а как же рыжики, за которыми мы, собственно, и приехали в такую даль? А вот не было рыжиков. Даже в их излюбленных местах – на небольших, поросших ярко-зеленым мхом полянках, которые появлялись там, где редели сосны. Не то что совсем не было – попадались по одному-два. Где-то я вычитал, что при царском режиме рыжики для засолки калибровали так: смотрели, проходит гриб в горлышко бутылки от шампанского или нет. Если проходит – то годен. Наши немногочисленные рыжики были чуть больше «царского» размера. Усталые и недовольные мы вышли из леса. Дальше того места, где оставили машину. Пошли по опушке, продираясь сквозь густую и уже поникшую траву. И тут я бросил взгляд вниз. Батюшки, да вот они – в траве! Большие, размером почти с чайное блюдце, в воронках шляпок скопилась дождевая вода. Тянуть из травы их приходилось с большой осторожностью – острые травинки могли разрезать наши трофеи. Да и, честно говоря, не так уж много было там рыжиков – собрали десятка по три.

А вот груздей так и не нашли – ни одного. Придется ехать за груздями. И при этом главное – не брать маслят! Уже и морозильник забит ими, и на террасе выстроились банки с маринованными. С другой стороны – как не брать? Ведь гриб для того и растет, чтобы его нашел человек, срезал и положил себе в лукошко.