Про Сталина, Володина и расстрелы

Оценить
Как я агитировал за «Яблоко» и что услышал от будущих избирателей

Мое участие в минувших выборах не ограничилось лишь наблюдением за избирательным участком. Этому сомнительному удовольствию предшествовала вполне оптимистичная агитационная кампания, в ходе которой я помогал кандидату от «Яблока» Григорию Гришину. Встретиться лицом к лицу с будущими избирателями нам довелось на просторах Волжского района. Физически я не пострадал. Морально – не знаю.

Как и полагается, большинству людей вся эта предвыборная возня была малоинтересна. Символика партии тоже далеко не каждому о чем-то говорила. «А за что он выступает? – добродушно поинтересовался молодой парень гоповатого вида. – Надеюсь, не за то, чтобы у нас было как на Западе этом?».

Хотя отдельные граждане реагировали на «Яблоко» вполне позитивно, что меня как агитатора не могло не радовать. Например, одна дама в возрасте, услышав название партии, с воодушевлением взяла листовку: «Яблоко? Давайте!»

Но нашлось место и критике. «А что он вообще сделал, этот Явлинский?» – эмоционально спросила женщина, которой я пытался всучить агитку. Как выяснилось, она работает в сфере образования, на выборах будет голосовать за «Единую Россию» и благодарна заместителю руководителя администрации президента (ныне – спикеру Госдумы) Вячеславу Володину за его созидательную деятельность в регионе. Например, при поддержке Вячеслава Викторовича в Саратовской области была построена школа.

Тут я попытался возразить, что на самом деле школа была построена за счет самой же женщины (и миллионов других налогоплательщиков), а кроме того, непонятно, почему школы в Саратовской области должны строиться заботами чиновника из аппарата президента. Но все это разбилось о железобетонную аргументацию. «При Володине она хотя бы была построена! – резюмировала женщина. – А что сделал Явлинский? В правительстве его вообще нет, в Думе – тоже».

Национальному вопросу тоже нашлось место. Например, одна из прохожих нашла в кандидатах Гришине и Ермишине (избирался по соседнему округу) семитские признаки, а за таких она не голосует.

Поговорили и о борьбе с коррупцией, точнее – о массовых репрессиях. Один пожилой мужчина с ностальгией вспомнил времена чилийского диктатора Аугусто Пиночета и события на Национальном стадионе, где диктатор запер десятки тысяч противников военной хунты. По мнению мужчины, пора бы и нам, как в славные пиночетовские времена, собрать всех коррупционеров и жуликов в одном месте, да и последовать примеру чилийцев. К тому же при Пиночете погибло всего-то несколько тысяч человек!

Кучковавшиеся у остановки водители маршруток потосковали о Сталине. При этом наши люди, похоже, не очень хорошо понимают, что массовые расстрелы имеют свойство оборачиваться в первую очередь против них самих. Например, один из водителей в ответ на мой вопрос: «А вы не боитесь, что расстреляют в том числе и вас?» – с удивлением парировал: «А меня-то за что?». Как будто люди не помнят родившуюся на российской земле поговорку: был бы человек – статья найдется.