Причина плохого поведения детей – в родителях
Как-то сидя в маникюрном салоне, я зацепилась глазом за украинское реалити-шоу «Дорогая, мы убиваем наших детей». Родители, измученные своими непослушными девятилетками, писали в программу – помогите, мое дитя меня не слушается. Приезжал детский психолог и помогал, попутно сообщая родителю, что он безрукая бестолочь, не умеющая любить. «Няня 911» – американский первоисточник этого дела, только там няни куда более щадящие. Что интересно, на канале «Ю» передачи идут друг за другом.
Нянь в команде скорой воспитательной помощи – целых пять. Все с огромным (более 20 лет) стажем работы, некоторые воспитывали детей британской аристократии. Команда получает вызов от измученных родителей, подбирает няню, по своим компетенциям наиболее подходящую для решения проблемы, и у семьи и «мэри поппинс» есть неделя, чтобы потушить пожар, разгоравшийся многие годы. Сегодня няня Деб приехала в американскую семью Моро: у 34-летней Кары и 35-летнего Эда трое детей – девятилетний Энтони, шестилетний Пол и трехлетняя Изабелла. Дети кричат, не слушаются, плюются едой, дерутся, отказываются выполнять работу по дому, воюют за телевизор и видеоигры, а старший и вовсе говорит отцу ужасные вещи: я тебя ненавижу, ты вонючка. Родители в ответ орут. В общем, нормальный такой хаос.
Первые два дня няня наблюдает, практически не вмешиваясь, но попутно выясняя, что Эд вырос с очень жестоким отцом, который держал всю семью в страхе, и он просто транслирует в свою семью это поведение. Хотя сам быть жестоким не хочет. На третий день устанавливаются семейные правила: в семье никто не имеет права повышать голос на другого, привилегии в виде компьютерных игр надо зарабатывать делами по дому, за дерзость, грубость и нарушение правил заработанные привилегии отнимаются. Младшие легко включаются в новую игру – Пол с удовольствием моет посуду, получает за это кольца-бонусы, равные минутам за компьютером, Изабелла начинает засыпать без скандалов. И только девятилетка сопротивляется новым правилам: выполняет работу без энтузиазма, не соглашается на отъем привилегий, дерзит. Хуже того, он начинает доставать отца – ходит за ним по пятам, говорит ему ужасные, обидные вещи, всячески провоцируя отца на скандал. Эд мужественно держится, а когда совсем невмоготу, выходит на улицу покурить, подышать свежим воздухом.
Няня берет ситуацию в свои руки. Выясняется, что старший сын Моро просто не верит отцу. Он настолько привык к постоянному крику, запугиваниям и страху, что делает все для того, чтобы доказать свою правоту. Довольно часто психологи описывают такое поведение у детей, усыновленных из детских домов. Ребенок, многократно отвергнутый, не умеет доверять миру и постоянно создает ситуации, в котором его просто обязаны отвергнуть. Преодоление этой травмы – путь очень долгий и трудный. Но няня Деб верит, что у Эда и Кары с их старшим сыном все получится. Самое главное, помнить правила и клятву семьи Моро: уважать друг друга и чувства друг друга.
Очень трогает то, как отец, понимая, сколько дров он уже наломал, говорит сыну о своих чувствах: о горечи, о сожалении, о любви к нему, несмотря ни на что.
Очень жаль, что сюжет остается незавершенным – по прошествии недели няня уезжает обратно, а семья остается с новыми правилам в самом начале пути. Было бы интересно посмотреть, получилось ли у них? Поверил ли Энтони отцу?