По «Волжской-Арбату» на своих двоих
Наш именитый земляк и неравнодушный к своей малой родине политик Вячеслав Володин в самый разгар прошедшего лета предложил продлить пешеходную зону до Набережной Космонавтов. Проспект Кирова (от Чапаева до Радищева), улицы Волжская (от Радищева) и Октябрьская (до набережной) – и вот наш город затмевает собой не только российские, но и европейские города, которым о такой протяженной пешеходной улице остается только мечтать, а их жителям завистливо кусать локти. Но так ли необходима саратовцам такая длинная прогулочная зона? По Волжскому Арбату (рабочее название новой пешеходной зоны) прогулялся корреспондент «Газеты недели в Саратове».
Аврал на работе!
Ближе к концу августа улица Волжская была закрыта для проезда автомобилей. Начались работы по демонтажу дорожного полотна. Если раньше здесь можно было ходить только по тротуарам, то теперь народ стал не стесняясь передвигаться и по бывшей проезжей части. Правда, от строительной пыли быстро пачкаются обувь и одежда. Сотрудники некоторых магазинов выкладывали для покупателей к своим дверям дорожки из картона. Но горы пыли оседали и на только что постеленном картоне.
«У вас, наверное, негусто с покупателями из-за ремонта?» – интересуюсь я у продавщицы маленького продуктового магазинчика. «Сейчас, конечно, не много. Так, мимо пробегающие и рабочие. А вот когда все сделают, то будет супер. Считай, продолжение проспекта тут будет», – мечтает продавщица.
Думаю, что на это делают ставку многие предприниматели. Возможно, уже в следующем году на пешеходной Волжской появятся небольшие уличные кафешки и лавочки со всевозможным барахлом. Все-таки самая длинная пешеходная зона в Европе! Значит, и осваивать ее надо по-европейски.
За годы губернаторства Валерия Радаева Саратову не привыкать преображаться в рекордно короткие сроки. Достаточно вспомнить, какими ударными темпами шло строительство музея трудовой славы на Соколовой горе в парке Победы и ремонт старого автомобильного моста, соединяющего наш город с Энгельсом. Теперь на очереди «Волжская-Арбат». Для пущей убедительности на сайте «Единой России» за ходом работ можно наблюдать в режиме реального времени при помощи камер видеонаблюдения.
«Лучше бы у меня во дворе пешеходную зону сделали. Надоело круглый год как по окопам лазать», – обсуждают между собой насущные проблемы две случайно проходящие женщины.
А автомобилистов не спросили?
Если уж не все пешеходы оценили инициативу Вячеслава Викторовича и рвение местных властей как можно скорее перенести задуманное с листка бумаги в реальность, то про автомобилистов и говорить не стоит. «Я слабо себе представляю, как это будет выглядеть, – уже готовится к худшему таксист Владислав Прибытков. – Но на моей работе это отразится точно. Последние лет пять расценки в такси только и делают, что падают, а протяженность пробок растет, как и запросы у клиентов. В машине не кури, такую музыку не слушай, сиденье откинь, подвези чуть ли не до дверей квартиры, подожди полчаса и так далее. Теперь же будет гораздо сложнее подъехать к тому или иному объекту, придется больше кругов наворачивать. А затраты на бензин тебе никто не компенсирует».
Между тем Волжскую превращают в пешеходную улицу ударными темпами. Если дела пойдут так и дальше, то пройтись по ней пешком без вреда для ног и обуви можно будет уже до 1 ноября.
«Я вообще все эти инициативы Володина не поддерживаю. Вот кому стало хоть от одной его идеи жить лучше? Он оторван от Саратова. Он живет в Москве и не понимает, что Саратов – это не Москва. То, что приживется в Москве, в Саратове может выглядеть глупо. Недавно был какой-то праздник для студентов. Перекрыли половину, если не весь центр города. Я как ошалелый кружил по центральным улицам – все никак не мог клиента довезти до пункта назначения. Спрашивается, и для чего это? Ладно, концерт на Театралке забабахали, так зачем еще и шествие это карнавальное придумывать? У нас что, проблем больше нет, кроме как праздники закатывать?» – продолжает жаловаться таксист.
Еще один автомобилист Александр планирует и вовсе отказаться от автомобиля: «Просто будет больше пробок и меньше парковочных мест. Собственно, к пробкам все уже привыкли, и дефицитом парковок никого не удивишь. Перед своей работой автомобиль приходится оставлять чуть ли не в трех кварталах. Получается, что идти примерно столько же, сколько до трамвайной остановки. Вспоминать об автомобиле буду только на выходных, когда на дачу надо ехать или в магазин за покупками».
Под кирпичом
Парковочные места на улице Волжской – больной вопрос для многих. На улице расположено немало разных кафешек, магазинов, бутиков, издательство «Слово». Автомобилисты, приезжая на Волжскую, теперь вынуждены оставлять свои машины на соседних улочках, обочины которых также никогда особо не пустовали.
«Да сколько ни сделай парковок, все равно будет мало, – высказывает свое мнение саратовец Борис Евгеньевич, с которым мы прошли несколько кварталов по будущей пешеходной улице. – У нас бум никак на машины не закончится. Если всего несколько лет назад одна машина в семье считалась роскошью, то сейчас двумя машинами на ячейку общества никого не удивишь. Все ноют-ноют, что жить плохо, а автомобильные центры почему-то все открываются и открываются. Как грибы после дождя. Ну не в убыток же себе. Значит, там кто-то что-то покупает. Поэтому я рад, что Волжскую улицу сделают скоро пешеходной. Саратову нужно как можно больше территорий, не доступных для машин. Иначе мы просто задохнемся. Это для нас еще один глоток воздуха!»
На своих двоих
С появлением новой пешеходной зоны в Саратове придется вносить изменения в существующие экскурсионные маршруты. Раньше осмотр достопримечательностей старого Саратова вдоль Волжской был неотъемлемой частью автобусных экскурсий.
«На улице Волжская расположено достаточно много объектов, которые не стыдно было показать из окна автобуса, – рассказывает экскурсовод Татьяна Гейн. – В архитектурном ансамбле Волжской сохранились старинные особняки, которые создают присущий только нашему городу своеобразный колорит. Это особняк влиятельного мукомола Эммануила Бореля, построенный в стиле модерн саратовским архитектором Петром Зыбиным – бывший городской загс. Не доезжая улицы Некрасова – аптечный супермаркет, в котором некогда была открыта первая гинекологическая больница в городе, построенная на средства меценатов Медведевых по проекту автора Крытого рынка Василия Люкшина. Наконец, необыкновенный особняк мукомола Ивана Шмидта, в котором и в годы советской власти происходило много интересного. Это и гостиница для партийных функционеров, и обком комсомола, и несостоявшийся детский сад, превращенный губернатором Аяцковым в дом приема официальных делегаций. И это не все... Раньше маршрут автобусных экскурсий пролегал как раз по Волжской, а дальше мы сворачивали на Радищева у памятника Чернышевскому. Теперь все эти красоты из наших автобусных экскурсий выпадают, а Первомайская улица не так богата на интересные объекты».