Алена Омарова: Квесты Саратова: бренд типа «Абибас»

Оценить
Первый квест в Саратове открылся в 2014 году. Многие поначалу отнеслись со скепсисом к новому виду досуга: мол, жители города быстро переболеют этим аналогом компьютерных игр в реальности, и квесты закроются.

Первый квест в Саратове открылся в 2014 году. Многие поначалу отнеслись со скепсисом к новому виду досуга: мол, жители города быстро переболеют этим аналогом компьютерных игр в реальности, и квесты закроются. Однако на деле все оказалось совсем иначе. На текущий момент у нас функционирует около ста квест-румов, и Саратов стал городом с наибольшим количеством квестов на душу населения. Разумеется, со временем развилась и активная субкультура местных фанатов этого вида досуга. Они обитают на тематических сайтах и пабликах в соцсетях. Наиболее активные из них пишут рецензии. Например, Алена Омарова, которую в квест-сообществе иногда называют «королевой скандала». С вопроса о том, почему она получила такой титул, мы и начали наше интервью.

– Я не ожидала, что вопросы сразу будут провокационные. Думала, мы о квестах поговорим (смеется). На протяжении пяти лет я вела блог в живом журнале. ЖЖ надоел, и я временно переехала в ВК. Как ни пыталась объяснить людям, что для меня походы на квесты и общение в соцсетях – это не связанные удовольствия, все равно находились те, кто любой шутливый комментарий воспринимал за чистую монету. Так и получилось: что ни пост, то какие-то споры о вкусах, скандалы и непонятные мне обиды.

– Как я понимаю, на квесты ты ходишь, как и все жители города, за свои кровные. Скажи честно, организаторы пытались тебя подкупить, раз уж ты частенько пишешь разгромные рецензии и их активно читают?

– Конечно, все куплено. Всегда говорю, что ставка за отзыв 1 рубль/знак. Правда, пока заплатить 3000 рублей (количество знаков среднего моего отзыва на «Подслушано Саратов | Квесты») никто не согласился. Но однажды предлагали скидку в размере 2000 рублей на команду за четыре положительных отзыва. Организатор одного скандально известного проекта позвал поиграть бесплатно, но его квест это не спасло от критики. Еще не раз пытались переманить на сторону света шоколадками и шампанским. Но, не буду скрывать, иногда срабатывает фактор «милейший организатор», когда разгромные отзывы писать кажется крайне невежливым, даже если квест совсем не понравился.

– Как должен выглядеть, на твой взгляд, идеальный квест, к которому у тебя точно не будет никаких претензий?

– Если анализировать по пунктам, то:

1. Ремонт – он должен быть аккуратным, вандалостойким, соответствовать легенде квеста, переносить в другую реальность – ну не интересно играть в совковой квартире, больничке, обители бомжей, на складе и т.п.!

2. Антураж – должны быть уникальные вещицы, которые сами по себе будут вызывать вау-эффект. То самое «пощупать-потрогать-заныкать в карман в мертвой зоне».

3. Сюжет – он должен быть. Точка. Кому будет интересно бессмысленно бродить, решать ребусы или ловить веселые трындюляшки от актеров? Ну и ко всему прочему, сюжет не должен быть описан на каком-нибудь квестовом элементе километровой простынею и не должен раскрываться одной аудиозаписью в начале или конце квеста. Это халтурка, на мой взгляд.

4. Загадки – они должны быть оригинальные и вписываться в логику квеста. Например, если ты попал в обитель зомби, то вряд ли подойдет загадка на подсчет лепестков у цветочков. Еще я ненавистник кодов. Черт с ними, с замками, надоели однотипные задания «найди цифру – вбей цифру» или, еще хуже, посчитай цифры, реши систему уравнений, укажи, какой порядковый номер у буквы по алфавиту. Это скучно уже после третьего пройденного квеста.

5. Перфоманс – мечтаю увидеть в квесте актера в роли манерного психа с отличным чувством юмора. Бить людей при этом не обязательно (хотя, судя по всему, квестоделы сейчас со мной не согласятся).

– Ого. Немало. А какого типа квестов, на твой взгляд, не хватает Саратову?

– Сейчас спрос рождают квесты, на которых чуть ли не убивают: режьте, насилуйте, бейте, таскайте за волосы, подвешивайте, кусайте, облизывайте...

Тут подцепляют на крючок сразу несколько слоев квестоманов: малолетних девочек, которые начитались «50 оттенков серого», утомленных бытовухой жен, которые привыкли к нежному, ласковому, на все согласному мужу, гопоту из Завчика (Заводской район. – Прим. авт.), которые любят помахать кулаками, и просто озорников-любителей бессмысленного и беспощадного махача с элементами догонялок и пряток на квестовой полосе препятствий.

Организаторы хватаются за голову, проклинают вкусы квестоманов... И массово скупают шокеры...

Но: сейчас на рынке действительно мало качественных, заставляющих думать головой квестов, где помимо кучи загадок с первой страницы Яндекса есть сюжет, продуманная локация и классная электронная начинка. И лично мне хотелось бы видеть побольше приключенческих квестов с элементами перфоманса – цепляет, как в первый раз. Болтливый актер с богатой мимикой может вытянуть даже совсем простенький в плане убранства локации квест.

– Все гениальное просто?

– Нет, нужно постараться как-то очень оригинально выпендриться, чтобы заиметь любовь всех и вся.

– Помимо квестов в классическом понимании сейчас еще начали появляться квесты-перфомансы вроде «Готики». Объясни в двух словах для тех, кто не в теме, что это вообще такое и чем они отличаются от ролевых игр?

– О, для меня это было вообще открытием. Мы (команда. – Прим. авт.) сначала ничего не поняли, потом... тоже ничего не поняли! (Смеется)Мы все два часа бродили с мыслью, что вот-вот начнется квест. А квест в стандартном понимании так и не случился. Мы, в итоге, не выполнили свое задание, не набрали нужные баллы и вообще расстроились. Благо послевкусие от того неожиданного действа осталось приятное, хотя и смазанное. Ну не знали мы, как в это играть.

А вообще, перфомансом можно обозвать многие квесты с актерами. Уже в «Амнезии» (100500 квестовых лет назад) нужно было взаимодействовать с аниматором, чтобы пройти дальше по сюжету. И подобных квестов открыто немало.

– То есть жанра как такового нет? Или его нет в Саратове в чистом виде?

– В Саратове так называют любой квест, где функционал аниматора чуть шире, чем «буу» из темноты. А что уж там на самом деле имеется в виду, я не знаю.

– В общем, надо ехать в Питер или Москву, чтобы понять?

– Не все квесты двух столиц одинаково хороши. Там некачественных творений тоже немало. Ну, это, конечно, из раздела «ходят слухи». Сама не проверяла.

– Ты там вообще квесты не проходила?

– Пока еще даже саратовские не все прошла.

– А сколько всего ты прошла?

– 94 оригинальных. Плюс некоторые посетила несколько раз.

– Вернемся к столицам. Как я слышал, в Москве и Санкт-Петербурге в квестах практически не используются актеры. Почему?

– Это неправда. В Москве просто есть четкое разделение на квесты (читай, эскейп-рум – в буквальном смысле «выйти из комнаты». – Прим. авт.) и перфомансы (с актерами). Причем за некоторые такие «представления» придется отдать очень кругленькую сумму, как будто за реальный спектакль. Только с твоим участием. И опять же «ходят слухи», что актеры в некоторых квестах действительно обладают квалификацией, для того чтобы отыгрывать роли. В Саратове, как правило, анимашки – это инициативные студенты на подработке.

– Из-за наших экономических условий?

– Город студентов же! (Смеется)Работы нет, денег нет. Выгодно использовать дешевую рабсилу с дипломами.

На мой взгляд, квесты не должны стоить дороже, чем поход в кино (500-600 рублей с человека), чтобы на них ходить часто и без ощутимого удара по кошельку. Но чтобы обеспечить такую цену, работа квестового персонала должна оплачиваться очень скромно.

– В общем, получается, что хоть Саратов и стал городом с самым большим количеством квестов на душу населения, некоторая пропасть между нами и столицами все равно будет сохраняться просто в силу несопоставимых финансовых возможностей и развитости индустрии?

– Как боженька молвил. (Смеется)Ну а что толку с этого мильона открытых бомжатников с код-замками и девочками с мочалками на голове? Только высасывают деньги у неискушенных игроков и мешают развиваться нормальным проектам.

– Допустим. Но мне кажется, что если бы на наши квесты ходили так, как сейчас ходят, то никто не стал бы снижать цены и как-то заморачиваться над тем, чтобы сделать свой квест еще лучше. Это банальная прагматика. Хотя мне до сих пор непонятно, почему в Саратове – с не самыми, прямо скажем, высокими зарплатами – народ так активно ходит на квесты. Или не так активно, как об этом говорят?

– Думаю, преувеличивают. Насколько мне известно, не самая радужная ситуация наблюдается у многих организаторов, у кого помещение не в собственности и у кого всего один квест. И это касается как квестов с бюджетом в 200 тысяч рублей, так и с миллионными вложениями.

Выживают все как могут, доходит уже до того, что «все по рублю», «скидки студентам, дедушкам и собачкам» и т.д. Больных, глубоко зависимых квестоманов, тех, кто ходит каждую неделю на квесты, не так много. Это быстро надоедает. А многие и вовсе не пойдут на половину саратовского, прости господи, днища, где квестоделы даже не пытаются, к примеру, замаскировать следы обитания прошлого арендосъемщика.

Кого ни спрашивала из «неквестоманских» – ходят очень выборочно, и повезет, если раз в два месяца выберутся поиграть. Потому что дорого, потому что надоело, потому что лучше в боулинг, пейнтбол, кино, театр и т.д.

– А себя ты, кстати, к квестоманам относишь?

– А то. Угомонилась только сейчас, когда из непройденных осталась только парочка скромненьких квестов сомнительного качества.

– Квестомания – это болезнь?

– Она лечится плохими низкобюджетными квестами. Принимать однократно. В начале квестового пути. Курс надо повторять раз в месяц. Действует почти на всех. Но бывают хронические случаи, приписка к диагнозу «главное – эмоции». Меня, честно говоря, пугают эти люди.

– Как твои близкие относятся к твоему увлечению?

– Самый близкий-преблизкий человек (муж) ходит на квесты со мной. Всем остальным говорю, что либо я такой крутой блогер, что меня везде зовут бесплатно (объяснить, например, маме-папе, что тратишь по 10 тысяч рублей в месяц на квесты, кажется мне абсолютно невозможным – отправят лечить маниакальное расстройство личности, и, наверняка, прозвучит слово «секта»), либо стараюсь не афишировать свою страсть.

А вот к хобби «подслушано-срач» (имеются в виду дискуссии по поводу рецензий Алены на «Подслушано Саратов | Квесты». – Прим. авт.) муж относится крайне негативно. Потому что многие участники паблика опускаются в гневе (или что они там за эмоцию испытывают, даже не знаю) до личных оскорблений. И, разумеется, муж не понимает такого интернет-мазохизма.

– Продолжим тему семьи. Как ты считаешь, детский сегмент квестов в Саратове достойно представлен, ведь если верить некоторым тематическим сайтам, у нас их единицы?

– Я насчитала 12, на которые можно, не опасаясь за психику ребенка, прийти поиграть семьей. Чисто теоретически надо бы еще построить красивые, добрые, качественные квесты, но это очень дорого, как их окупать? Да и народ не хочет классику, хочет бояться. Так показывает статистика. И мне кажется, квестоделам как предпринимателям безразлично, много или мало именно в процентном соотношении на рынке какого-то жанра. Они будут строить то, что пользуется спросом.

– Организаторы прислушиваются к твоему мнению? Все-таки одно дело быть создателем квест-рума и совсем другое – потребителем, пускай и взыскательным. Есть же расхожее мнение, что критиками становятся те, кто не может сам написать.

– Самый частый аргумент, который я слышу от ненавистников, это: «Когда мы уже увидим твой идеальный квест, ко-ко-ко». Ответ всегда один – никогда.

Я бы уж точно не стала открываться на таком пресыщенном рынке с такими искушенными игроками-нищебродами. И если бы уж и подалась в бизнесмены, то сценарием бы занимался один человек, ремонтом – второй, электрикой – третий, бутафорией – четвертый и т.д., то есть кто это может, умеет, практикует... А не так, как часто у нас – «клуб неумелые ручки», «куплю на авито дешево» и «окейгугл, лучшие загадки 2016».

– Какие прогнозы насчет развития квестов в Саратове?

– Если проанализировать, как развиваются квесты в нашем городе – сначала нужно было просто выйти из комнаты с загадками, потом выйти из комнаты с загадками и актером, сейчас – из комнаты с загадками и с кучей очень жестоких актеров, – то вроде тенденция понятна...

Но лично я за слом этой странной системы. Хотелось бы видеть в будущем больше суперантуражных квестов с крутыми механизмами и масштабными, полностью задействованными в сюжете квеста локациями.

– Почему, на твой взгляд, именно в Саратове квесты начали расти как грибы?

– Затрудняюсь ответить. Читала, что квест считается малоприбыльным бизнесом. Но для Саратова даже эта заявленная «малая прибыль» могла показаться неплохой, учитывая средний уровень зарплат. А что там с пунктом «ожидание-реальность» – я уже не берусь судить.

– Может, жизнь в Саратове какая-то особо унылая, что все хотят именно на квесты сходить?

– А жизнь как везде – работай и занимайся семьей, друзьями, спортом, хобби. Не думаю, что в столице по сравнению с нами какие-то кардинальные отличия.

– Ты, наверное, в курсе, что наш губернатор Валерий Радаев очень любит слово «бренд». Как ты думаешь, могли бы квесты стать брендом Саратова?

– Думаю, пока уровень квестов Саратова не достаточно высок. Либо это будет бренд типа «Абибас».

От редакции: «Абибас» – подделка под фирму «Adidas». В широком смысле – любая подделка, фальсификация.