Без сюрприза, но с грядущей потерей

Оценить
Без сюрприза, но с грядущей потерей
Собственно говоря, ничего не изменилось. И первая после думских каникул комитетская неделя в Саратовской областной думе мало чем отличалась от десятков предыдущих

За исключением разве только того, что иногда депутаты вспоминали о минувших выборах. Причем контекст был не сильно утешительным. Дескать, хватит популизма, выборы закончились.

Как обычно, на заседаниях комитетов присутствовал председатель общественной платы Александр Ландо. Но не на всех, а всего на двух. Видимо, у Александра Соломоновича были более неотложные дела.

Зато в трех из семи заседаний принимал участие председатель законодательного собрания Владимир Капкаев. Хотя Владимир Васильевич является членом всего двух комитетов. Как всегда, заседания некоторых комитетов продолжались почти час, некоторые укладывались в десять минут. На некоторых комитетах было донельзя скучно, на некоторых невероятно забавно.

Короче, осенняя думская сессия, предпоследняя для этого созыва, началась.

Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению:

ИМЕНИ СТРЕЛЮХИНА

Без всяких преувеличений, этому заседанию можно присвоить имя Александра Михайловича Стрелюхина, который еще депутат, но уже и чиновник. Эта коллизия разрешится завтра на заседании думы, потому как Александр Михайлович, как это и положено, написал заявление о сложении с себя депутатских полномочий. Завтра же депутаты согласуют его кандидатуру на должность первого заместителя председателя правительства Саратовской области.

Короче, первым пунктом повестки дня было согласование кандидатуры Стрелюхина. Понятное дело, все проголосовали за, потому как Стрелюхина уважают. Еще два документа – регламент думы и положение о комитете по госстроительству – тоже претерпели изменения, поскольку в них вносили уточнения, связанные с введением новой должности – первого заместителя председателя правительства. То есть Стрелюхина.

Традиционно на заседании комитета согласовывают кандидатуры мировых судей. В этот раз депутаты одобрили семь человек. Еще с судебной тематикой были связаны два законопроекта. Один менял описание границ участка в Ртищевском районе, другой – вводил новую должность секретаря руководителя мирового судьи. Требования к кандидатам на эту должность и денежное содержание остались неизменными.

Далее депутаты внесли изменения в закон о правительстве. Опять изменилось федеральное законодательство – и теперь исполнительной власти дали очередные функции по государственному контролю и велели оказывать поддержку национальной гвардии.

Изменения в закон «О порядке избрания и сроке полномочий глав муниципальных образований в Саратовской области» теперь касаются порядка избрания глав ЗАТО. Руководители закрытых образований будут избираться так же, как и главы администраций, например, Саратова. Только в конкурсную комиссию, наряду с депутатами и членами правительства, будут входить представители федеральных структур, по чьей инициативе созданы ЗАТО.

После принятия федерального закона о профилактике правонарушений в Саратовской области в думе разработан новый закон с аналогичным названием. Старый документ будет признан утратившим силу.

Изменения в закон о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов делают легитимными заседания комиссии, если на них присутствует более половины от состава комиссии. Кроме того, депутатам, чьи дела рассматривает комиссия, будут присылаться выписки из протоколов, а не их копии.

По инициативе прокуратуры меняется закон «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области». Дело в том, что требования к муниципальным служащим, по мнению прокуратуры, занижены относительно государственных служащих, работающих на одинаковых должностях. Теперь решено, что в обоих случаях будет требоваться высшее образование.

Депутат Владимир Капкаев спросил, не возникнет ли в муниципалитетах проблемы в связи с ужесточением требований. Представитель прокуратуры Олег Петров уверенно заявил, что на действующие трудовые отношения закон не повлияет.

Комитет работал более получаса.

Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:

ПОД ОДНО КРЫЛО

Несмотря на обширную повестку дня, депутаты комитета уложились в 20 минут. Впрочем, семь из 18 вопросов повестки дня касались награждения достойных людей региона и одного хозяйства, тоже замечательного, почетными грамотами.

Практически все остальные законопроекты были разработаны, дабы привести в соответствие федеральному наше региональное законодательство.

Очередной федеральный закон расширяет возможности оказания имущественной поддержки малого и среднего бизнеса и позволяет региональным органам государственной власти самостоятельно устанавливать размер льготной ставки арендной платы при заключении договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Изменения в областной закон о приватизации – опять федеральные коррективы по поводу размещения информации о приватизируемом имуществе.

Для принятия в первом чтении на думское заседание вносятся изменения в закон о предоставлении многодетным гражданам бесплатных земельных участков. В числе новаций – муниципалитеты самостоятельно определяют, на какие земли могут претендовать граждане, проживающие в сельском поселении. Еще законом, по требованию прокуратуры, уточняется перечень документов, которые необходимо представить в органы местного самоуправления для постановки на учет.

Кажется, заканчивается эпопея с упорядочиванием торговли алкогольной продукцией. Речь идет о законопроекте, вносящем изменения в отдельные законодательные акты и регулирующие торговлю алкоголем в тех местах, где нет интернета. Так, наше правительство может утверждать перечень поселений, где отсутствует интернет. Еще уточняются места и прилегающие к ним территории, где запрещена торговля алкоголем, устанавливаются особенности торговли алкогольной продукцией в заведениях общепита. Этот документ вносится на думское заседание для принятия его в двух чтениях.

На заседании комитета рассмотрели целый пакет документов, передающих имущество из собственности муниципальных образований в собственность районов. Судя по всему, прошла мода на дробление муниципальной власти, и администрации Базарно-Карабулакского, Хвалынского и Балтайского районов начали собирать под своим крылом все, что необходимо для «исполнения полномочий» по дорожной деятельности, включая сами дороги.

Впрочем, в Хвалынском районе пошли дальше и начали объединять в одних руках (муниципального района) все, что требуется для «исполнения полномочий» по обеспечению населения электроэнергией и газом.

А еще депутаты исключили из прогнозного плана приватизации некое одноэтажное жилое знание площадью 62 квадратных метра, расположенное на участке земли в 134 квадратных метра по адресу: г. Энгельс, ул. Нестерова, д.14. Все это «счастье» планируют передать муниципальному автономному учреждению «Общественный центр». «Общественный центр» «осуществляет деятельность в целях упорядочения информационного обеспечения населения г. Энгельса и Энгельсского муниципального района в сфере рекламы».

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:

И НЕМНОГО АКТУАЛИЗИРОВАТЬ

Несмотря на вполне спокойный, неспешный темп рассмотрения повестки дня, депутаты отработали быстро. Впрочем, на обсуждение было вынесено всего четыре вопроса.

Какие изменения были приятны в закон о представлении жилых помещений в Саратовской области, так и осталось неясным. В пояснительной записке к документу были предложены два примера расчетов, обсуждать депутаты ничего не стали. Сказали только, что уточняется порядок расчета, и отправили на думское заседание для принятия двух чтениях. Впрочем, очень подробно об этом законопроекте писала Дина Болгова в предыдущем номере нашей газеты.

Изменения в статью 20 о градостроительной деятельности касаются публичных слушаний и численности населения, которое надо слушаниями охватить. Все свои проблемы областные депутаты решили. А порядок процедуры будет прорабатывать новый состав городской думы.

В очередной раз депутаты говорили об изменении закона, устанавливающего порядок подготовки и утверждения областной программы капитального ремонта многоквартирных домов.

В этот раз речь шла об актуализации списка домов-счастливчиков, попавших в программу. А именно, список обновляется не позднее, чем через три месяца после поступления документов о необходимости ремонта в органы власти. Процедура эта очень важна, программа по капремонту составлена на 30 лет.

В ходе обсуждения вопроса опять поговорили о мотивации владельцев жилья. По мнению депутата Леонида Писного, мотивационная составляющая необходима. Тут речь идет о том, что первым в случае одинакового места в очереди будут ремонтировать тот дом, где живут более сознательные граждане, более дисциплинированно вносящие плату за капремонт. За разъяснениями по этому вопросу депутаты собираются обратиться в Госдуму.

Комитет заседал 10 минут.

Комитет по аграрным вопросам:

ОН ЖЕ ЖЕРТВА!

Как обычно, комитет работает вдумчиво, скрупулезно и иногда неоправданно долго. В этот раз продолжительность работы депутатов была вполне обоснована – в повестке дня заседания комитета значилось 8 вопросов, что бывает очень редко.

Впрочем, большую часть времени занял вопрос о ситуации с африканской чумой свиней. В повестке дня он значился как «О решении Общественного совета при министерстве сельского хозяйства по предупреждению заболевания АЧС на территории Саратовской области». Совет предложил, в том числе, полностью ликвидировать поголовье дикого кабана на территории области, рекомендовать арендаторам лесничеств оградить свои угодья от фермерских полей. А еще совет сетует, что в связи с объявленным карантином на продажу свинины у селян отсутствует возможность... собрать детей в школу.

Но начали не с решения совета, а от печки. Для начала председатель комитета Николай Кузнецов предоставил слово министру-председателю охотничьего комитета Игорю Потапову. Господин Потапов рассказал о том, что первичный занос АЧС связан с антропогенным фактором, что занести чуму могут птицы, звери, люди. Вообще, факторов возникновения очагов АЧС – множество. И главный среди них – человеческий фактор.

А еще Игорь Николаевич возразил против предложения совета по полной ликвидации поголовья кабана. Потому как, по словам Потапова, кабан – тоже жертва. Но, главное, предложения совета противоречат требованиям Минсельхоза России. А еще невозможно контролировать популяцию кабана, если его распространение менее 0,25 особей на 1000 га. Но, тем не менее, решено сократить поголовье кабана до 0,10 особей на тысячу гектаров.

Но лидер профсоюза работников АПК Александр Качанов настаивал – он вспомнил случившийся некогда полный отстрел больших серых волков, о котором до сих пор с благодарностью вспоминает население. А кабан, уверен Александр Иванович, переносчик вируса, и доводить его численность до 0,25 – безрассудство. Качанова поправили: не доводить, а сокращать – потому как 0,1 меньше, чем 0,25.

Еще Александр Качанов рассказал, что в европейских странах все леса обнесены оградой и защищены от домашнего скота. И что полное уничтожение свиней означает обнищание людей на селе. Короче, все плохо.

Но Николай Кузнецов ловко перевел дискуссию в другое русло. Дескать, кабаны – это одно, но человеческий фактор – это важнее. Во-первых, хозяева личных подсобных хозяйств не соблюдают требования по содержанию свиней, во-вторых, в некоторых ЛПХ содержится до 700 голов, а это уже не подсобное хозяйство вовсе, а полноценный производственный комплекс. Помимо всего прочего, около населенных пунктов возникают свалки, где кормятся кабаны, что тоже способствует возникновению и росту очагов АЧС.

Депутата Кузнецова поддержал министр Потапов, который сказал, что в ЛПХ очень много случаев заболевания свиней АЧС даже в тех случаях, когда дикого кабана рядом нет.

Короче, о проблеме могли бы говорить увлеченно и бесконечно. Но депутат Олег Алексеев вышел с конкретным предложением – разработать свою программу по борьбе с АЧС, в которой учитывать опыт других регионов. Еще Алексеев напомнил, что очаги АЧС зафиксированы только на правом берегу, хотя на левом берегу свалки тоже есть.

Но началось заседание комитета не с проблемы АЧС, а с двух законопроектов, разработанных депутатами. Во втором чтении на завтрашней думе примут рамочный закон о продовольственной безопасности и изменения в закон о господдержке кадрового потенциала АПК. Во втором документе уточняется порядок получения господдержки при нахождении молодого специалиста в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком.

Еще на заседании аграрного комитета в очередной раз говорили о всероссийской сельскохозяйственной переписи населения.

Депутаты работали почти час.

Комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике:

ГУБЕРНАТОРСКАЯ ТРЕТЬ

По большому счету, это заседание было просвещено Общественной палате Саратовской области. Два из трех вопросов повестки дня касались нашей ОПы. Еще один вопрос – ходатайство Владимира Капкаева о награждении почетной грамотой.

Итак, изменения вносятся в закон о губернаторе. Потому как принят федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации». В соответствии с новым документом губернатор назначает треть состава общественной палаты. Эта треть формируется из «зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений».

В связи с этим предлагаются изменения еще в один наш закон – «Об Общественной палате Саратовской области», где говорится о губернаторской трети, о трети от областной думы. Затем губернаторские и думские общественники будут утверждать кандидатуры оставшихся членов палаты.

Как сказал присутствовавший на заседании комитета председатель нашей ОПы Александр Ландо, в новом федеральном законе есть серьезные новеллы, которые требуют проработки в нашем документе. Посему есть два варианта развития событий. Или в закон об общественной палате будут вноситься правки, или будет написан новый закон. ОП решение еще не приняла, потому пока вносятся изменения в имеющийся документ.

Комитет заседал 7 минут.

Комитет по социальной политике:

ДОКУМЕНТ НА 25 ПОЕЗДОК

Обычно заседания социального комитета проходят в максимально сжатые сроки – сказывается фундаментальная подготовка документов на рабочих группах. В этот раз все было иначе. Но не из-за плохой проработки документов или возникшей было бурной дискуссии. Просто депутаты говорили о больном – об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но сначала было рассмотрено четыре законопроекта. Первый из которых сулит нам много интересного. Документ называется оригинально – «Внесение изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области». Для начала помимо единого социального проездного билета, дающего право на 50 поездок, появится еще и билет на 25 поездок. Впрочем, понятие «единый социальный проездной билет» уходит в вечность. На его место приходит «социальный проездной документ».

IMG_7094.jpgКак пояснила министр социального развития Лариса Колязина, в области планируется эксперимент с введением транспортной карты. И надо заранее позаботиться о названии документа. На пользователях проездных документов новации никак не отразятся, уверила министр. Еще законопроект исключает из категории льготников ветеранов государственной службы. Собственно, де-факто этой категории и не было, когда-то планировали ввести, но не сложилось.

А вот в закон о ежемесячном пособии на ребенка вносятся спорные изменения – теперь подтверждающие многодетность документы надо будет приносить в органы опеки не раз в три года, а раз в год. Но ежемесячные выплаты пособия сохраняются, что радует.

О проблемах образования «особых детей» рассказывала заместитель министра образования Наталья Жуковская. Она подробно доложила о ситуации с образованием детей с ограниченными возможностями. Наталья Васильевна оговорилась сразу – делается очень много, но проблем еще больше. По ее словам, в 2015-2016 годах специальная комиссия обследовала 6080 детей, и 86% из них имели различные отклонения: «Причем в 2013 году таких детей было 4800, в 2014-м – около пяти тысяч. Можно сказать, что таких детей с каждым годом становится больше». Впрочем, чиновник оговорилась, что такой рост связан с тем, что раньше детей обследовали не так активно.

Еще Жуковская отметила, что в детских дошкольных учреждениям открыто 273 группы компенсирующего и комбинированного вида. Наиболее сложные отклонения у 135 детей. Также 97 детей-аутистов проходят обучение на разном уровне.

Еще было сказано, что профобразование получают около 740 детей-инвалидов. «Мы приступили к реализации специального государственного образовательного стандарта для таких детей, в том числе и с умственной отсталостью. К нам пришли детки и в первый класс, и в другие. Ведем огромную работу с учителями и педагогами. В прошлом году у нас была организована серия семинаров, тренинги, вебинары. Курсы повышения квалификации прошли более 600 специалистов. Но нам по-прежнему нужны дефектологи и логопеды».

По большому счету, депутаты вопросов не задавали, только депутат Ирина Титаренко поинтересовалась, какие еще есть трудности, кроме нехватки специалистов. По словам Жуковской, надо серьезно заниматься материально-технической базой, но эту работу следует проводить точечно.

Комитет работал более 45 минут.

Комитет по бюджету и налогам:

БЮДЖЕТ И ШУМНЫЙ НАЛОГ

Заседание бюджетного комитета вел заместитель председателя комитета Николай Бушуев. И вел его, несмотря на малый опыт в этом деле, прекрасно.

IMG_7267.jpgПри обсуждении бюджета Николай Александрович отступил от традиции выслушивать каждого бюджетополучателя, потому им пришлось отвечать на вопросы депутатов. Но когда началась реальная дискуссия с отстаиванием интересов, господин Бушуев твердо встал на сторону бюджета и выстоял.

Но сначала про закон о бюджете. После принятия на федеральном уровне решения о переносе сроков внесения в Госдуму проекта федерального бюджета и на региональном уровне быстро разработали закон, позволяющий поступить аналогично. Объяснение тут простое – у нас нет основных параметров будущего бюджета.

Что касается очередных изменений в бюджет-2016, то связаны они с поступившими федеральными средствами, в том числе на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – на сумму 53,8 млн рублей, оплату санаторно-курортного лечения – 6,2 млн рублей.

В целом бюджет увеличен на 73,9 миллиона рублей без изменения дефицита.

Третьим и последним вопросом в повестке дня заседаний комитета по бюджету и налогам значились изменения в закон о введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций. И обсуждали его долго – минут 25. (Подробно о самом налоге и его судьбе – в материале Дины Болговой на стр. 8.) Мы же поговорим о том, что происходило на заседании комитета.

Для начала депутат Николай Бушуев сообщил, что от депутата Сергея Курихина поступили две поправки в закон, которые депутаты обязаны рассмотреть на заседании комитета. И предоставил слово министру Олегу Галкину, который теперь отвечает за инвестиционную составляющую областного бюджета. Олег Александрович начал издалека. Дескать, закон обсуждался активно, потому ставку сделали по самым низким ставкам. Год показал, что нагрузка на бизнес была достаточно умеренной. Кроме того, из-за скудости бюджета мы взяли на себя обязательства перед Минфином РФ по увеличению ставки до 1,5 процента в 2017 году и до 2,0 – в 2018-м.

Что касается поправок депутата Курихина по сохранению налоговых ставок, продолжил министр, то они идут вразрез с обязательствами, которые взял на себя регион перед Минфином.

За поправки Курихина вступился депутат Леонид Писной. Его аргументы, судя по всему, Галкина удовлетворили, но... Леонид Александрович интересовался, кто попал под налог в 2016 году и сколько заплатил. Во-первых, за второй квартал еще нет статистики, ответил Галкин. Как только она появится, ее тут же передадут депутатам. Что касается конкретных сумм, то это налоговая тайна.

Тут в спор вступил депутат Владимир Соловьев, который рассказал, что в Балакове под закон попадают пять предприятий, но, тем не менее, он ударит по населению.

IMG_7139.jpgЕще кто-то заметил, что увеличение арендной платы монополистов отразится на тарифах.

Депутат Алексей Мазепов сообщил, что главная нагрузка в тарифах естественных монополий – это расходы на инвестиционные проекты, а налоги в структуре тарифа – копейки.


Затем в спор вмешался депутат Владимир Капкаев, который уверен, что идет перераспределение средств – и за счет более сильных оказывается помощь самым слабым. И ничего в этом страшного нет. В конце концов против поправок Курихина высказалось большинство членов комитета. Депутаты Писной, Самсонова и Соловьев воздержались. Они же воздержались, когда депутаты голосовали за внесение документа на думское заседание для принятия его в двух чтениях.