Богатые пусть тоже платят

Оценить
Владельцев крупных торговых и офисных площадей ждет повышение налога на имущество

Смешно, ей-богу, наблюдать истерику депутатов от бизнеса по поводу растущих ставок налога на имущество организаций. Правительство Саратовской области решило следовать своему плану и повысить этот налог до полутора процентов в следующем 2017 году и до двух процентов – в 2018-м. И вроде бы с бизнесом об этом договорились еще год назад, и было у бизнеса время к грядущему оброку подготовиться морально. Но нет. Опять истерика, опять вой и проклятья.

И ладно бы эта якобы вопиющая и якобы несправедливость касалась слабо защищенных слоев населения – пенсионеров, например, многодетных семей, или вот хотя бы малого и среднего бизнеса, распластавшегося под грузом налогов и внебюджетных платежей, – за которых кроме депутатов и заступиться-то некому. Что вы! Речь идет о проблемах успешных и далеко не бедствующих рантье, чей арендный бизнес даже не является основным источником дохода и обогащения, а всего лишь одним из прочих многочисленных.

Массы волнуются – раз...

Поправки в закон о налоге на имущество организаций Саратовской области, предполагающие повышение налоговой ставки в следующие два года, поступили на рассмотрение Саратовской областной думы от имени губернатора Валерия Радаева в середине июля, и с тех пор вокруг него пытаются организовать какое-то волнение масс. Но волнуются пока только депутаты, и то не многие, и то только те, у которых, собственно, есть во владении те самые здания и помещения, с которых приходится платить налог.

Самым непримиримым противником повышения налоговых ставок сейчас выступает Сергей Курихин. Поддерживают его в этом Леонид Писной, Владимир Соловьев и Зинаида Самсонова. Хотя в прошлом году противников налога было больше, в том числе и в бизнес-сообществе, но тогда и ситуация была другая, и условия предлагались не те.

Попытка отыграть назад

Несмотря на то, что нынешняя инициатива губернатора повысить ставки по налогу на арендную недвижимость – это как раз таки реализация прошлогодних договоренностей с крупным бизнесом и последовавшего за этим обещания Минфину РФ довести налог до 2%, встречена она была, мягко говоря, без восторга. Бизнесмены снова протестуют, правда, в этот раз не слишком активно, не очень организованно и не так чтобы громко. Если в прошлом году бизнесмены, общественники, независимые экономисты, депутаты, прокуроры и прочие эксперты собирались несколько раз, чтобы целенаправленно обсудить налог на арендную недвижимость, то в этом году вопрос поднимался как бы между делом.

Позиция бизнеса сейчас сводится к следующему: мы, мол, согласились на ставку в один процент, пойдя навстречу региональным властям, но на этом всё, оснований для повышения налога нет, точка.

«Мы видим сейчас, что замедляется мировая экономика, видим падение российской и саратовской экономики. Никакого роста экономики у нас сейчас нет, хотя есть некая стабилизация. В том секторе, о котором сейчас идет речь – девелоперский, строительный бизнес, – нет никакого роста, – говорит, в частности, бизнесмен, член Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков. – Если будет принято увеличение налоговой ставки, мы увидим дальнейшее падение инвестиций. Нужно думать не только о бюджете, но и об экономике в целом. Потому что увеличение налоговой ставки дает не только прибавку в бюджет, оно еще и разрушает экономику региона. Предприятия будут снижать закупки, сворачивать инвестиционные проекты. И в дальнейшем все это отрицательно скажется как раз на региональном бюджете».

Про неравнодушных и ответственных

О негативном влиянии повышения ставок налога на имущество на бизнес и экономику региона много и подробно говорил также Сергей Курихин, тоже бизнесмен, но еще и депутат Саратовской областной думы. Он тоже считает, что раз экономическая ситуация в стране и в регионе не улучшилась, то и налоги для бизнеса повышать нельзя.

«Этот шаг может стать губительным для строительной отрасли и для тех социально ответственных предпринимателей, которые занимаются благоустройством прилегающей территории, в том числе тротуаров, зеленых насаждений и т.д., – говорит он, видимо, имея в виду и непосредственно себя тоже. – Ведь такие неравнодушные бизнесмены, понимая, что в бюджете денег на все не хватает, по сути, подменяют в этом вопросе муниципальную власть, которая по закону обязана заниматься содержанием и благоустройством мест общего пользования».

Курихин убежден, что в связи с увеличением расходов на оплату налогов предприниматели будут сокращать расходы по другим статьям, в том числе расходы на содержание и благоустройство территории. А потом у предпринимателей, мол, и вовсе пропадет желание улучшать свое имущество, так как любая капитализация может привести к увеличению кадастровой стоимости и, как следствие, росту налога.

«Боюсь, что проектировать и строить качественные, красивые и дорогостоящие объекты недвижимости совсем перестанут», – делится переживаниями Сергей Георгиевич.

Своими действиями, как говорит Курихин, исполнительная власть полностью убивает желание заниматься предпринимательской деятельностью или инвестировать в экономику региона.

Тут с Сергеем Курихиным сложно не согласиться. Власть, не только исполнительная, своими действиями напрочь отбивает охоту чем-либо заниматься. А обязанность платить государству налоги вообще всегда портит настроение. Особенно когда видишь, что государство, в лице в том числе и депутатов, не очень-то эффективно эти налоги потом расходует. Поэтому лучше вообще отменить все налоги – и пусть социально ответственный бизнес и неравнодушные предприниматели примут на себя все нынешние социальные обязательства государства, раз они уже местами его так успешно подменяют.

Всем будет плохо. Гарантировано

Рисуя мрачные перспективы экономики всей страны от повышения в Саратовской области налога на арендную недвижимость, крупные бизнесмены, в том числе те, что вызвались отстаивать интересы региона и его населения, отстаивают пока только свои личные интересы. Хотя и делают вид, что заботятся о населении.

Вот на днях законопроект губернатора, который до этого носил кличку «поправки Галкина» и «закон Семенца», обсуждался сначала на рабочей группе комитета по бюджету и налогам, а потом и на заседании самого комитета. И в ходе обсуждения те депутаты, у которых есть крупный арендный бизнес (как правило, это торгово-развлекательные центры или бизнес-центры), говорили о том, что повышение налога вынудит предпринимателей (и их, видимо, в том числе) повысить стоимость аренды для своих арендаторов – субъектов малого и среднего бизнеса. А те, в свою очередь, внесут эти расходы в стоимость своих товаров и услуг для населения. Особенно страшно прозвучал прогноз про рост тарифов на услуги естественных монополий, офисные помещения которых тоже облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. Потому что они, мол, обязательно заложат возросшие расходы в тарифы, и опять пострадает население. Поэтому если авторы законопроекта не враги населению, то должны отказаться от идеи повышения налоговой ставки и оставить ее на прежнем уровне, то есть 1% от кадастровой стоимости арендной недвижимости.

Налог для богатых

На все эти пугающие заявления находятся не менее убедительные ответы. Что касается возможного роста тарифов естественных монополий из-за повышения налога на имущество, то, как заметил депутат областной думы Алексей Мазепов, налоги в структуре тарифа – сущие копейки. Кроме того, нелишне напомнить, что тарифы естественных монополий у нас худо-бедно регулируются государством, и выше установленной планки задрать их при всем желании монополистов не получится. А если вспомнить недавнее обещание Игоря Артемьева, главы ФАС, то монополисты и вовсе будут получать право на повышение тарифа только в обмен на инвестиции.

Что касается нагрузки на малый и средний бизнес, которая якобы должна возрасти от повышения ставки налога на арендную недвижимость, то, по словам Олега Галкина, главы комитета по инвестициям и имуществу, малый бизнес в большинстве своем арендует площади во встроенно-пристроенных помещениях, которые под закон не попадают. А депутат Николай Бушуев добавил, что любые налоги так или иначе ложатся на плечи населения, но конкретно этот налог ляжет на очень богатые плечи, и ничего в этом страшного нет. Кроме того, по словам Бушуева, который является гендиректором ОАО «НПП «Алмаз», членом Совета директоров радиоэлектронного комплекса и председателем регионального отделения Союза машиностроителей России, производственные предприятия, связанные с формированием валового внутреннего продукта, от которых в большей степени зависит состояние экономики региона и страны, от новых ставок налога на имущество организаций не пострадают. По его словам, ставки в полтора и два процента уже действуют в других регионах России и существенного влияния на экономику предприятий не оказывают.

А всего-то 98 копеек сверху

Поправки Сергея Курихина, которыми он пытался добиться льгот по налогу на имущество для объектов культурного наследия, «содержание и ремонт которых крайне дороги, а они являются неотъемлемой частью архитектурно-исторического облика города», тоже не прошли. Дело в том, что для объектов культурного наследия переход на налогообложение по кадастровой стоимости – уже льготирование, потому как кадастровая стоимость объектов культурного наследия весьма умеренная, она определялась как раз с учетом изрядной нагрузки по их содержанию. Почему эти льготы интересны Сергею Курихину? Возможно, потому что одним из таких объектов культурного наследия он считает свою галерею «Каштан». По крайней мере, неоднократно в ходе обсуждения «кадастрового налога» депутат подчеркивал высокое значение этого здания для архитектурно-исторического облика города и свой вклад в его «восстановление». Однако на сегодняшний день из признанных объектов культурного наследия всего два здания предоставляют свои площади в аренду и, следовательно, попадают под действие налога. Это здание управления Приволжской железной дороги и Крытый рынок. Собственники данных зданий против исчисления налога в соответствии с новым законом не возражают, кадастровая стоимость там очень умеренная, и налог там вырастет всего на несколько десятков тысяч рублей в год.

Да и для остальных, как пояснил Олег Галкин, увеличение ставок налога повлечет пустяковую прибавку к расходам. Средняя арендная плата составляет 1500 рублей за квадратный метр. Внесенные в закон правки прибавят к этой сумме 98 копеек.

«Не думаю, что это сильно скажется на потребителе», – заключил министр.


[кстати сказать]

Долго спорили и договорились

В прошлом году налог на имущество организаций обсуждался бурно, широко и скандально. Тогда правительство, напомним, собиралось перейти к расчетам налога по кадастровой стоимости (близка к рыночной и в несколько раз выше балансовой) и начать сразу с максимально возможной ставки в 2% уже в 2016 году. Потому что при задаче получить дополнительные доходы в областной бюджет меньший процент по налогу для правительства выглядел бессмысленным (подробно мы писали об этом в № 32 (354) от 15 сентября 2015 года).

Налоговый кодекс РФ (поправки были приняты еще в 2013 году) позволяет регионам самим решать, применять ли новую схема расчета, основанную на кадастровой цене объектов недвижимости, какие ставки и в какие сроки при этом у себя вводить. В федеральном законе были определены только категория объектов недвижимости (торговые и офисные помещения, сдаваемые в аренду) и этапы повышения «кадастрового налога». Так, в 2014 году ставка по налогу не должна была превышать 1% от кадастровой стоимости объекта недвижимости, в 2015-м – 1,5%, начиная с 2016-го – не выше 2%.

Кроме того, регионы получили возможность самостоятельно выбирать те объекты коммерческой недвижимости из указанной категории, которые будут облагаться этим налогом. Поэтому во всех регионах, решившихся на кадастровый налог на арендные помещения, свои критерии отбора этих помещений. Например, в соседней Самарской области под налог попали все административно-деловые центры и торговые комплексы без исключения, а также все нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, даже некоторые жилые дома. В Ростовской области такой налог решили брать только с недвижимости, принадлежащей иностранным организациям. В Ставропольском крае был установлен критерий по площади – свыше 250 квадратных метров для зданий и помещений. И в Саратовской области тоже. Но у нас налог на имущество по кадастровой стоимости решили брать только со зданий площадью свыше 1000 квадратных метров и с нежилых помещений свыше 200 квадратных метров. А также с недвижимости, принадлежащей иностранным организациям.

Правда, преследуя цель наполнения бюджета, бывший комитет по управлению имуществом правительства Саратовской области (ныне комитет инвестиционной политики и имущественных отношений) включил в перечень облагаемых налогом объектов недвижимости не только коммерческие помещения, но и заводоуправления, записав их в категорию офисных зданий. С этого и начался весь прошлогодний сыр-бор. До драки не дошло, но спорили жарко на множестве дискуссионных площадок.

В конце концов промышленники убедили правительство области брать с них налог на имущество по старой схеме и заводоуправления из перечня арендных объектов исключить. Потому что поправки в НК РФ были внесены не для того, чтобы увеличить нагрузку на производственный бизнес, а наоборот, чтобы перераспределить эту нагрузку в сторону бизнеса непроизводственного – менее затратного, но не менее прибыльного. Освободили от «кадастрового налога» и арендные помещения, находящиеся в пристройках к жилым домам, по той причине, что они в основном принадлежат субъектам малого и среднего бизнеса, а их перегружать налогами у властей тоже нет резона. Договорились бизнесмены с региональным правительством и о постепенном переходе на максимальную ставку по налогу на имущество. Поэтому в текущем году вместо планируемых 2% ставка составила 1% от кадастровой стоимости объекта недвижимости.