Третьи снизу. Или не третьи
В рейтинге удельного веса инновационных предприятий наш регион расположился на третьей строчке снизу во всем Приволжском федеральном округе. Кроме того, наш результат заметно ниже, чем в среднем по России. Об этом и о том, почему так вышло, на минувшей неделе поговорили в Поволжском институте управления им. Столыпина, где состоялся молодежный форум «Профессиональный старт». Также на форуме обсуждались проблемы малых инновационных предприятий и особенность их господдержки, которая, вероятно, будет сокращаться.
За голову пока не хвататься?
Согласно докладу кандидата экономических наук, директора Центра социальных инноваций Марины Муравьевой, в 2015 году удельный вес инновационных предприятий (если точнее, «организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций») в нашем регионе составлял только 6,3%. Это ниже, чем в Пензенской (14,7%), Кировской (9,8%), Оренбургской (10,8%) и других приволжских областях, за исключением Самарской (5%) и Ульяновской (5,2%). Лидерами же рейтинга являются Чувашская республика (24%), Татарстан (20,5%) и Мордовия (16,6%). Результат Саратовской области еще и заметно ниже, чем среднероссийский показатель (9,3%).
Однако не стоит сразу хвататься за голову. По оценке Муравьевой, одной из причин таких незавидных показателей является особенность формирования статистики. Суть в том, что к инновационной отрасли в основном относят IT-технологии, биотехнологии и т.д., в то время как инновационные продукты, связанные с агропромышленным комплексом, в статистику не попадают. А ведь как раз ими и может похвастаться саратовская земля. «Наш регион является одним из лидеров, связанных с инновациями именно в данном направлении», – отметила докладчица. В беседе с корреспондентом «Газеты недели» Муравьева пояснила, что в случае включения в статистику сферы АПК наш регион может прибавить в рейтинге несколько процентных пунктов. Тем не менее собеседник затруднилась оценить, сколько процентов в этом случае прибавят и другие регионы.
МИПы требуют поддержки
Одной из форм развития инноваций в России являются малые инновационные предприятия (МИПы) при вузах. Среди саратовских университетов лидером по созданию МИПов является СГАУ им. Вавилова, на счету которого 21 действующая организация. Далее идет СГУ им. Чернышевского (17 действующих предприятий) и СГТУ им. Гагарина (8). Муравьева заметила, что основная часть МИПов была создана в 2012-2013 годах, далее же наблюдается спад. «Вот этот толчок, который был в 2011-2012 годах, замедлился к сегодняшнему моменту», – отметила специалист.
Эту тенденцию объяснила первый заместитель министра экономического развития Саратовской области Юлия Винокурова. «Это был последний год, когда мы имели возможность на государственном уровне давать грант на создание малого инновационного предприятия и поддерживать действующие, – пояснила чиновник. – Затем на уровне федерации была принята другая концепция, и полностью эта поддержка ушла в Фонд Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. – Р.Д.). Но когда у нас был инструмент, рождаемость вот таких компаний была выше. Может быть, нам нужно вернуть такую возможность».
Пока же будущее МИПов в России смотрится не слишком радужно: по словам президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина, в следующем году программа развития, затрагивающая данное направление, будет сокращена. Кроме того, как опасается Муравьева, есть вероятность, что из законодательства скоро исчезнут предусмотренные для МИПов льготы. «Вы знаете, чем привлекательны МИПы – льготным режимом», – отметила спикер. И хотя, как считает специалист, сокращение МИПов – естественный процесс, при котором выживают сильнейшие (например, в США из трех созданных МИПов закрываются два), в России отменять их господдержку пока еще рано – учитывая ситуацию как с инновациями, так и с экономикой в целом.
Денег нет, но вы держите
В ходе обсуждения нашлось место и ноткам оптимизма. Так, по словам доцента кафедры арбитражного процесса СГЮА Иветты Захарьящевой, в плане господдержки Россия идет путем «сингапурского экономического чуда». Другими словами, поддержка оказывается не столько раздачей денег, сколько упрощением государственных процедур. И успехи в этом направлении, по мнению спикера, действительно есть: сильно упрощены процедуры регистрации индивидуального предпринимателя, открытия расчетного счета. В России работает режим «одного окна». «Раньше, несколько лет назад, мы открывали – обходили пенсионный фонд, фонды в соцстрахе. Сейчас этого ничего не нужно делать», – отметила доцент. Кроме того, недавно правительство разработало типовую форму трудового договора для микропредприятий, в Налоговом кодексе была четко зафиксирована презумпция добросовестности налогоплательщика и т.д. «На территориях опережающего развития, наверное, вообще будут снижены налоговые ставки», – отметила Захарьящева. «Мне кажется, в этом плане поддержка государства в настоящее время идет. Если ожидать денег, как сказал у нас Дмитрий Медведев, надо немножко подождать», – смущенно пояснила доцент.
Однако в том же Сингапуре, помимо упрощения госпроцедур, занимались и борьбой с коррупцией, и системой образования. На последнем моменте Захарьящева сделала еще один акцент, пояснив, что сейчас предпринимателям необходима правовая поддержка государства. «В тот же аграрный университет приезжают главы крестьянских фермерских хозяйств. И они говорят: мы не знаем элементарных правовых вещей», – отметила доцент. Например, дефицит знаний возникает по поводу споров с налоговой, оформления трудовых отношений. Также далеко не все знают, что в России создан специализированный суд по интеллектуальным правам.
Полезные советы
Ну а еще инновационным предпринимателям было дано несколько практических советов. Муравьева напомнила, что одна из причин закрытия многих МИПов – плохо просчитанный маркетинг. А вот там, где с маркетингом было все в порядке, предприятия смогли выжить и даже показать неплохие результаты. Кроме того, бизнес должен уметь предлагать разный набор услуг. «Рассчитывать только на то, что вы ставите центральным, что сразу заработаете денег, – это, наверное, не совсем верно», – отметила спикер. Например, МИП, в котором принимает участие сама Муравьева, помимо основной деятельности (информационные технологии, связанные с социальной инфраструктурой сельских территорий) занимается и издательской сферой, и социологическими исследованиями. «Ждать, что к нам придут какие-то гранты сразу, инвестиции, мы не стали. Начали искать другие способы, чтобы заработать», – пояснила кандидат наук.
Кстати, по оценке Муравьевой, хорошим полем для инновационных предприятий является вышеупомянутый агропромышленный сектор, так как компании из других сфер в него идут неохотно. «Потому что аграрный сектор считался всегда убыточным, но на сегодняшний момент это не совсем так», – объяснила спикер, напомнив, что сейчас в сельхозсфере реализуется программа импортозамещения.
[кстати сказать] Александр Калинин: СОКРАЩЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПО СТРАНЕ Для участия в форуме «Профессиональный старт» прибыл президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. Он ответил на несколько вопросов корреспондента «Газеты недели в Саратове». – Александр Сергеевич, на каком месте находится инновационное предпринимательство в Саратовской области по сравнению с остальной Россией? – У вас есть отличные точки входа, много молодежи и большой интерес. А вот вопрос дальнейшей коммерциализации – над этим нужно работать. Потому что совсем рядом у вас находится Казань с ее Иннополисом. На самом деле не так далеко находится Сколково с их возможностями. Нужно помочь людям выходить на глобальные рынки. Тогда это будет интересно. Ведь инноватикой можно заниматься в любой точке страны, но вот выход на глобальные рынки – здесь есть над чем работать. Поэтому сокращение инновационных предприятий в Саратовской области больше, чем по стране. Но интерес, тем не менее, вы видели – полные залы, у меня на секции было более 120 человек. Так надо направить интерес людей, помочь им именно выходить на глобальные рынки – вот это нужно сделать. – А в других регионах эта проблема решается? Чего не хватает конкретно нам: может быть, правительственной поддержки? – Поддержка регионального бизнеса есть. Я смотрел: тут и бизнес-инкубатор, и технопарк. Мне кажется, нужно правильно ориентировать [людей] в образовательном процессе. Ведь то, что ты головастый парень и умеешь что-то изобрести, – это хорошо, когда ты ученый. Но этого недостаточно для инновационного предпринимательства. Если ты не умеешь продавать, причем на глобальных рынках, а не на каких-то разовых образцах, – то это не бизнес. А глобальные рынки есть. Сегодня я говорил про огромный интерес к российским продуктам питания со стороны Китая и Индии. Плюс еще арабские страны. Но продукт нужно довести до того, чтобы эта инновация воплотилась в массовый товар, произведенный здесь, но продаваемый туда. Как пример, у Саратовской области в этом направлении есть огромные возможности для того, чтобы сюда пришли большие деньги. – Почему так вышло, что мы сократились сильнее, чем в среднем по России? – В период кризиса деньги в принципе мигрируют из губернии в финансовые центры. Поэтому, с одной стороны, это объективный фактор. В период экономического роста они снова приходят в регионы. Но, тем не менее, я считаю, нужно все-таки сосредоточиться на прорывных вопросах. Прежде всего, на мой взгляд, это сельское хозяйство. Здесь у вас и компетенций много, и земли хватает, и предприниматели этим интересуются. Тот проект, о котором мы сегодня говорили – создание семенного картофеля на базе технологии агроинститута, – он на самом-то деле типовой, такого может быть достаточно много. Ведь не обязательно производить продукты питания, можно производить семена, а на них огромный спрос, в том числе и в России – семенной фонд мы во многом покупаем из-за рубежа. Это в том числе и импортозамещение. По большему счету, рекомендация одна: побольше бизнесовых глобальных подходов. Нужно прорываться на глобальные рынки. Ведь даже рынок России – 140 миллионов граждан. А рынок Китая – в десять раз больше. – Наш регион еще и с Казахстаном граничит. Как думаете, есть у нас шанс продавать им свои инновации? – Вопрос в том, что такое инновации. Одно дело доводить инновации до производства. Но ведь нужно и продавать патенты. И продавать не одноразово, но и потом ежегодно получать прибыль. У нас были на круглом столе юристы, они говорят: «Вы часто просто не умеете юридически защитить свои права. А раз так, то все ваши наработки в один прекрасный момент могут обесцениться, потому что кто-то будет ими пользоваться. Но [они смогут] еще и хитрым образом защитить эти патенты и обвинить вас в том, что вы используете чужую интеллектуальную собственность». Это российская реальность. Наши инноваторы, не умея защитить себя в правовом пространстве, потом привлекаются в суд фактически за то, что их изобретения были запатентованы и защищены другими. |