Овсянка, сэры! Без пестицидов и нитратов

Оценить
Саратовцы приобщаются к культуре потребления «здоровых» продуктов

Вот и до нас докатилась мода на экопродукты. Сначала она поглотила Америку и Европу, потом Россия, начиная с Москвы и Питера, «распробовала экологию». Теперь накрыло Саратов. Магазины здорового питания и фермерской продукции открываются в нашем городе уже чуть ли не каждый день в разных форматах. Буквально за минувшую неделю мне совершенно случайно попались на глаза сразу три «здоровых» магазина. При целенаправленном поиске – уже с десяток. Если поискать получше, наверняка найдется еще.

Большинство магазинов натуральных продуктов питания работают в интернете, то есть налаживают связь с покупателем в сети, там же себя рекламируют или, как сейчас принято говорить, продвигают. А еще у нас появляются места общественного питания, сосредоточенные на приготовлении еды из натуральных продуктов по рецептам движения ЗОЖ. И вот мы задумались, что это за бум такой – модный бизнес-тренд или действительно реакция предпринимателей на изменившиеся потребности населения, когда предложение рождается спросом?

Похожие по уникальности

В пару магазинов в Саратове я не поленилась зайти сама, благо они предпочитают открываться в центре города, самом «проходимом» районе. Изучила продукцию, пообщалась с владельцами – предприятия эти маленькие, как правило, владельцы в них сами занимаются торговлей.

Интересно, что, несмотря на схожесть ассортимента, каждый продавец экопродуктов уверен в своей уникальности: «Мы предлагаем продукты, которые вы не встретите ни в одном магазине Саратова».

Продают тут муку из всего, что можно смолоть: из семян льна, тыквы, амаранта, кунжута, расторопши и прочего. Говорят, из нее можно печь пироги, можно подмешивать в разные блюда или употреблять как биодобавку. Продают крекеры, чипсы, печенье, из той же муки или семян приготовленные: батончики из шелковицы, крекеры льняные и так далее. Шоколад на меду (по 150-200 рублей за 90 граммов), пастила яблочная, конфитюры и ореховые пасты. Мюсли и отруби, макароны и крупы (вроде полбы и булгура), травяной чай и многое другое экзотическое и диковинное. Например, «Кэроб обжаренный» – это плоды рожкового дерева. Оказывается, их тоже можно есть.

Уверяют, что в составе каждого товара только чистые, натуральные ингредиенты. То есть если кокосовая паста, то в составе кроме кокосовой стружки ничего больше нет, а пастеризуется она по специальной технологии. Ее, мол, можно ложкой есть – по одной по утрам, можно смешивать с медом и использовать в приготовлении десертов, можно даже в косметических целях использовать – везде годится.

Все продаваемое расфасовано и упаковано в фабричную упаковку. И выясняется, что и сами натурпродукты фабричные. Везут с Алтая, из Томска, Дагестана. «Все чистое, – говорят, – без пестицидов и нитратов». От саратовских производителей, правда, нет ничего. Но владельцы магазинов заверяют, что это только пока.

О товарах своих продавцы экопродуктов рассказывают увлеченно. Невольно и заслушиваешься, и увлекаешься, рассматриваешь, нюхаешь, хочешь попробовать. Догадываешься, что сами они все это едят, причем с удовольствием. Собеседники подтверждают и даже уверяют, что все их друзья и знакомые тоже едят и тоже с удовольствием.

«Я сам уже пять лет придерживаюсь здорового питания и употребляю в пищу все эти продукты, – говорит Павел из магазина «Шпинат». – Правда, достать их в Саратове было не так-то просто, приходилось мотаться с одного конца города в другой. Мои друзья и знакомые тоже увлечены этой темой и тоже испытывали трудности с приобретением продуктов для здорового питания. Мы поняли, что Саратову не хватает специализированных магазинов экопродуктов, где можно было бы купить все, что нужно, сразу, поэтому решили открыть свой».

«Шпинат» – очень молодой магазин, ему еще и недели нет, а родился, как несложно догадаться, из личного увлечения Павла и его друзей «здоровыми» продуктами без трансжиров, пищевых стабилизаторов и заменителей натуральных ингредиентов. Да, собственно, и без сахара, потому что это никому не полезно. То есть «Шпинат» – это, что называется, магазин для себя, а заодно и для всех желающих и увлекающихся. Хотя у владельцев «Шпината» есть и далеко идущие бизнес-планы: хотят продавать натуральные молочные продукты от местных фермеров, хлеб собственного приготовления – в общем, собираются расширять ассортимент и делать его разнообразней.

Бум еще впереди, это только начало

Расширение ассортимента в планах и у владельцев другого розничного магазина экопродуктов – «Овсянка», открытие которого стало очередным этапом развития их бизнеса.

«Мы начинали торговлю в интернете, у нас есть свой сайт, есть группа в социальной сети, но пользуясь только интернет-площадкой, трудно развиться в крупное предприятие, трудно привлечь достаточное количество покупателей, чтобы магазин приносил доход», – говорит Сергей Дацков, совладелец «Овсянки».

Сергей рассказал, что у него уже есть опыт в продовольственном бизнесе, он и сейчас работает в компании, занимающейся продуктами питания, но захотелось чего-то своего, и нужно было найти свободную и перспективную нишу. При этом Сергей не согласен, что экопродукты и все, что с ними связано, – это мода.

«Мода – это зеленые джинсы. А возникновение магазинов экопродуктов, натуральных продуктов или продуктов здорового питания – это, скорее, развитие рынка. Все-таки это штука коммерческая, – говорит Сергей Дацков. – До недавнего времени российский рынок ничего такого не предлагал. Еще два-три года назад даже в продвинутой Москве такие магазины были единичны, а сейчас появляются целые специализированные сети. Кроме того, интерес к экопродуктам и здоровому питанию – это еще и развитие общества. Люди стали внимательней относиться к собственному здоровью, стали следить за тем, что они едят, и тщательно выбирают продукты питания. Все больше людей отказываются от всякой ерунды на пальмовом масле и переходят на полезные продукты: меньше углеводов, меньше сладкого, больше маслосодержащих семян, больше клетчатки и так далее».

При этом, по словам моего собеседника, бум здорового питания у России еще впереди, а проявляемый интерес к этому направлению, который наблюдается сегодня, – всего лишь начало.

«Сейчас производством натуральных продуктов, тех же каш, ореховых паст, отрубей и прочего, занимаются очень маленькие компании, можно сказать, семейные, ремесленные предприятия. Мы их ищем по всей стране – и в Адыгее, и на Алтае. Но в недалеком будущем, я думаю, появятся и более крупные производители, которые будут выпускать больше продукции и она начнет постепенно замещать все то, что сейчас лежит на прилавках супермаркетов. Я на это надеюсь. Конечно, супермаркеты с привычным ассортиментом никуда не денутся, но потеснятся наверняка. Думаю, это будут две равных, но разных ниши», – рассуждает Сергей Дацков.

Похожие настроения мы обнаружили у владельцев еще одного нового магазина экопродуктов – «Пятый урожай». Здесь тоже продают товары фабричного производства, вроде паст и паштетов из семян и орехов, каш с овощами и суповых заправок из натуральных ингредиентов и т.д. И если пока другие только собираются налаживать поставки продукции местных фермеров в свои магазины, то «Пятый урожай» уже это делает. Магазин предлагает охлажденное мясо, птицу, яйца, натуральное молоко и кисломолочную продукцию напрямую, говорят, от фермеров. Уверяют при этом, что для сотрудничества выбирают небольшие хозяйства: «С крупными не работаем, потому что нам важно, чтобы в производстве мяса или молока не использовались химикаты, гормоны роста и прочее».

«Из натуральных ингредиентов самостоятельно варим варенья, компоты, соусы. Печем хлеб, вручную лепим пельмени, вареники, – говорят представители магазина и делятся планами: – Скоро в полную силу заработает наш интернет-магазин. А вообще мы хотим создать сеть магазинов натуральных продуктов в Саратове».

Буквально в течение ближайшего года, как рассказали представители «Пятого урожая», они планируют открыть 15 розничных магазинов по городу и уверены, что те будут пользоваться вниманием покупателей.


[кстати сказать]

На самом деле не гарантируется ничего

Российский рынок продуктов с приставкой «эко» пока находится в стадии формирования, но, действительно, постепенно набирает обороты. По наблюдениям участников российского рынка, спрос на экологически чистую органику постоянно растет, ассортимент расширяется. Ежегодный рост рынка органической продукции в России в последние три года колеблется в пределах 5-10%.

До Америки и Европы, где все буквально помешаны на здоровом образе жизни, а в каждом супермаркете можно купить уже отделенные от желтков белки куриных яиц, к тому же произведенные на экоферме, нам еще очень далеко. В США, например, каждый житель в среднем ежегодно приобретает органическую продукцию на 110 долларов, в России – на один доллар.

Но в Америке и Европе «зеленый» рынок существует уже давно, там есть свои признанные лидеры, без которых не обходится ни один экоориентированный супермаркет. В России пока все гораздо скромнее, но, как говорят эксперты, перспективы к развитию есть, потенциал российского рынка огромен. Особенно как раз в части увеличения продаж органических продуктов питания (ведь есть же еще органическая косметика и бытовая химия). Спрос на них растет каждый год, несмотря на цены (довольно высокие, надо сказать), и не упал даже в нынешних кризисных условиях, когда доходы населения заметно сокращаются, а многочисленные исследования говорят о том, что люди стали экономить на еде. Согласно исследованию компании «Ромир», 58% россиян готовы покупать именно органические продукты питания и платить за них больше.

Исследование Союза органического земледелия показало, что 21% населения России хорошо знает, что такое органические и экологически чистые продукты питания и стремится покупать именно их. Из них 45% – молодые мамы, 30% – приверженцы здорового образа жизни, 10% – те, кто по состоянию здоровья вынужден есть здоровую еду, 10% – сегмент лакшери (премиум-класс), 5% – люди, для которых органика – дань моде.

Исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский отмечает при этом, что более 90% экопродуктов на российском потребительском рынке – импортного происхождения.

«Но это официальная статистика. В связи с тем, что в России до сих пор отсутствует нормативно-правовая база в сфере органического сельского хозяйства, нет четких критериев, что считать такой продукцией, – говорит эксперт. – По факту многие отечественные мелкие и средние фермеры производят ту же самую органическую продукцию, но не сертифицируют ее. После принятия закона, технического регламента и нацстандарта на органическую сельскохозяйственную продукцию они выйдут из тени, и рынок может вырасти до 300 миллионов долларов и больше (по итогам 2015 года н оценивался почти в 5 миллиардов рублей. – Прим. ред.)».

Другие эксперты, развивая тему отсутствия четких критериев, добавляют, что в вопросе определения экопродуктов путаются даже сами производители. Например, термин «фермерские продукты» вовсе не означает экологичности производства.

«То есть отнесение продукта к категории «фермерского» не гарантирует покупателю ровным счетом ничего. Фермерское хозяйство – это всего лишь организационно-правовая форма, а не способ ведения хозяйства», – отмечают специалисты.

Более того, по их словам, порядка 45% всей российской продукции, которая позиционируется как экологическая, на самом деле таковой не является. Есть, мол, даже такой термин – «гринвошинг». Он означает обман покупателя, когда на продукцию безо всяких на то оснований наклеиваются различные ярлыки, свидетельствующие о полезности и экологичности.

Проблема в том, что наказать таких производителей никак нельзя: в отличие от большинства развитых стран, в России до сих пор отсутствуют законы о сертификации органической продукции. На данный момент любой производитель может назвать свою сельхозпродукцию словами «органическая», «экологическая», «био» – вне зависимости от того, использует ли он пестициды, ГМО в растениеводстве или гормоны роста для откорма скота.