Нам не дано предугадать...
На этой неделе завершился телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Завершился в тринадцатый раз и на несколько грустной ноте, потому что именно такое настроение царило на церемонии закрытия в кинотеатре «Пионер» 14 сентября.
Рок уже не тот
Одним из главных героев второй половины «Саратовских страданий» стал режиссер, президент Гильдии неигрового кино Евгений Григорьев. Сначала он устроил специальный показ фильма «ПРОрок» – о современных екатеринбургских рокерах, а на следующий день, 13 сентября, его лента «Напротив левого берега» участвовала в конкурсной программе.
«ПРОрок» – грустный фильм с саркастическим названием, ведь никто из его героев до уровня культовой звезды, скорее всего, никогда не дорастет. Просмотр этой ленты вызвал бурную дискуссию в зале о судьбе рок-музыки, мотивах режиссера и проблемах современного поколения. А еще он стал поистине уникальным событием, потому что в Саратов Евгений привез черновую версию пока еще не вышедшей официально ленты. В своем конечном виде она будет довольно сильно отличаться от того, что увидели в Саратове.
Конкурсная же работа Евгения посвящена Ростову-на-Дону. Это цикл новелл, снятых подопечными Евгения, но фактически фильм показывает не только героев их работ, но и самих авторов. В итоге лента Григорьева была удостоена специального упоминания жюри. Сам Евгений на церемонии награждения присутствовать не смог, но прислал видеообращение, в котором поблагодарил жюри.
На веселой ноте
Пожалуй, самой жизнеутверждающей лентой фестиваля стал фильм постоянного участника «Саратовских страданий» Армана Ерицяна. Героями «Раз, два, три» стал танцевальный ансамбль «Избранные», состоящий целиком из пожилых людей. Герои этого фильма, несмотря на возраст, стараются не унывать, хотя многие из них одиноки. Особенно трогательной вышла история Михаила Зиновьева, который в восемьдесят с лишним лет решил поменять жизнь и выбросить весь хлам, который копился десятилетиями в его квартире. На церемонии закрытия Арман также сумел порадовать публику, дозвонившись до ведущего по телефону и неожиданно сыграв на губной гармонике. Его фильм получил приз главы администрации муниципального образования «Город Саратов» – «Из Саратова с любовью», а сам режиссер, находящийся сейчас в Македонии, пообещал и дальше принимать участие в фестивале.
Главным же триумфатором стал фильм Елены Ласкари «Татьяна и ее дети» – он взял сразу две награды: главный приз – приз губернатора Саратовской области «Саратовская гармония» и специальный приз зрителей, который вручают по итогам голосования. Как заметили организаторы, впервые мнение членов жюри и зрителей совпало. Сама же Елена уже не в первый раз побеждает в Саратове. В прошлом году ее работа «Дель и его Предел» получила приз информационных партнеров фестиваля.
Лента Елены посвящена многодетной матери-одиночке, переехавшей из Молдавии в Рязанскую область в поисках лучшей жизни. У нее четверо сыновей. Елена, к сожалению, как и многие режиссеры, не смогла приехать в Саратов, но в своем видеообращении рассказала, что ее героиня вышла замуж и нее теперь у нее все хорошо.
Как писать сценарии
Последние два дня фестиваля были необычайно богаты на публичные лекции. Во вторник мастер-класс для студентов Института филологии и журналистики провела член Немецкой ассоциации документалистов AG DOK, представитель German Documentaries в Восточной Европе Ира Корманнсхаус. Ровно через сутки в том же месте прошел мастер-класс сценариста, лауреата всероссийских конкурсов и фестивалей, солистки группы «Сухие» Насти Пальчиковой. Настя рассказывала студентам-журналистам об особой важности эмоций и состояний для сценариста, о важности прописанности текста сценария и о том, как он сам диктует выбор сцен. Наконец, говорила она и о своей деятельности: о том, что в скором времени на экраны выйдет фильм «Большой» Валерия Тодоровского по ее сценарию, и что этот человек отлично понимает, в чем заключаются тонкости сценариев. Другая лента, над которой работает Настя, это фильм «Ее звали Муму», который Пальчикова надеется привезти в Дом кино вместе с режиссером Владимиром Мирзоевым.
Также в среду главный редактор Киностудии им. М. Горького, преподаватель ВГИКа МГУ Андрей Апостолов читал лекцию «Русский след» – о советском кино на мировом экране, а за три часа до закрытия фестиваля в малом зале Дома кино прошел пресс-клуб с участием режиссеров и критиков, практически два часа обсуждавших понравившиеся работы.
На грустной ноте
Тринадцатые «Саратовские страдания» оставляют странное послевкусие. С одной стороны, есть два несомненных плюса – необычайная ровность программы, на что обратили внимание многие эксперты, и неожиданно увеличившееся число зрителей, что отметила на церемонии закрытия директор фестиваля Татьяна Зорина. С другой стороны, она начала речь с того, что в этом году фестиваль вышел грустным по настроению, связав это отчасти с тематикой самих фильмов.
Скорее всего, были и другие мотивы так говорить: на тринадцатом фестивале было достаточно мало режиссеров, а иностранцев, не считая Иры Корманнсхаус и выступавших в рамках фестиваля в филармонии немецких джазменов Evgeny Ring Quintet, не было вовсе. Все-таки иностранцы довольно сильно создают атмосферу. Есть и другой нерадостный повод для мыслей: вечно висящий дамокловым мечом вопрос о финансировании. Что будет дальше – покажет время. Во всяком случае, слова Татьяны Викторовны о том, что значимость «Саратовских страданий» будет оценена со временем, явно были сказаны не просто в пространство, как изящно выразилась сама Зорина.
Через какое-то время ее речь подхватил генеральный директор Нижне-Волжской студии кинохроники Андрей Наймушин, напомнив, что «Саратовские страдания» уникальны по формату и в соседних регионах аналогов не имеют, после чего выразил надежду, что следующий фестиваль пройдет не через 2-3-4 года. Будем надеяться и мы.
P.S. Помимо упомянутых ранее фильмов, призерами также стали: «Следующая остановка: Утопия» Апостолоса Каракасиса (приз министерства культуры), «Зуд» Марты Минорович (приз «Лучшему оператору»), «Переверни пластинку» Романа Навескина и Степана Поливанова (приз «За уверенный шаг в профессию» (дебют), «Перемирие» Константина Смирнова (специальный приз киноклуба «Волшебный фонарь» «За самое точное попадание в жанр»), «Одна такая» Светланы Проскудиной (приз за лучший фильм программы «Наша кинофабрика»), «Саратовские переборы» Евгения Борисова (специальный диплом Союза кинематографистов РФ «За верность традициям саратовской школы документального кино»), «Иван Паницкий. Вечное движение» Аллы Ткач (специальный диплом Союза кинематографистов РФ «За выразительность и театральность киноязыка») и «Не внешние признаки бытия» Сергея Кармеева (специальный приз ОАО «Саратовнефтегаз»).
P.P.S. Тех читателей, кого интересует, что происходило во время первой половины фестиваля, мы отсылаем к статье «Ранние страдания» в предыдущем номере газеты.