Кино-театр

Оценить
Как выглядят спектакли в зародыше?

Каждый год саратовские театралы немного приоткрывают внутреннюю кухню для широкого зрителя: показывают ему эскизы спектаклей. А потом вместе со зрителем ругают или хвалят режиссера и актеров, иногда и авторов. При этом режиссер вынужден их слушать. Право голоса имеет абсолютно любой человек. Это действо называется Творческая лаборатория «Четвертая высота» и проходит она в ТЮЗе. Если в 2014 году «Четвертая высота» отмечала свой первый юбилей – десятую по счету лабораторию, то в этом году 10-летие отмечает сам проект.

Некогда Олег Лоевский, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского ТЮЗа и известный театральный критик, загорелся идеей проводить такие творческие лаборатории. Саратов стал одним из первых городов, которые подхватили эксперимент, ставший вскоре популярным. Помимо общедоступности еще одной характерной чертой проекта является то, что ставят эскизы современные иногородние режиссеры (но с местными актерами) по современной драматургии. На эскиз дается ничтожно малый срок: четыре – четыре с половиной дня. Поэтому неудивительно, что некоторые актеры выходят на сцену со шпаргалкой и время от времени туда подсматривают. После обсуждения зрители голосуют, решая дальнейшую судьбу эскиза: «Продолжить работу с включением в репертуар» (зеленый талон), «Было интересно, но только как эскиз» (желтый) или «Забыть, как кошмарный сон» (красный). Впрочем, как шутит Лоевский, голосование ничего не решает, и театралы сами выбирают, что потом ставить, а что нет.

В этом же году в связи с юбилеем организаторы решили вместо современной драматургии обратиться к классике. К тому же пять лет назад с успехом прошел «Шекспировский фестиваль», на котором интернациональная команда работала только с текстами британского писателя, и эксперимент был признан удачным. 13 и 14 сентября на сцене ТЮЗа зрители увидели три эскиза: «Дворянское гнездо» Тургенева, «Пиковую даму» Пушкина и «Белые ночи» Достоевского.

Какой сезон-то?

Спектаклям предшествовала пресс-конференция. На ней говорили не только о лаборатории, но и планах театра, который открывает... то ли 98-й, то ли 99-й сезон. Художественный руководитель Юрий Ошеров и директор Анатолий Барсуков не могли прийти к единому мнению, но сошлись в том, что в 2018 году ТЮЗ будет отмечать столетний юбилей. По словам Ошерова, планов у них громадье: «Успеть бы одолеть, осилить все это с божьей и административной помощью». Насчет административной помощи Юрий Петрович, по всей видимости, говорил о новом министре культуры Татьяне Гараниной, которая сменила на этом посту Ивана Кузьмина, переквалифицировавшегося в заместители председателя правительства. Татьяна Анатольевна, в свою очередь, поблагодарила театралов за работу и предложила привлекать к проекту в будущем какие-то другие театры, чтобы чему-то научиться и у них.

Что же касается планов непосредственно театра на будущее, то, по словам Ошерова, сейчас репетируется три спектакля: «Король-олень» в постановке Алексея Логачева, Артем Кузин поставит «Черную курицу» Погорельского, а Сергей Аронин будет работать с современной драматургией – «Выпускным» Александра Демихина. На отдаленное будущее планируется еще три спектакля: «Последний папа» по современной польской пьесе, Роман Феодори представит премьеру по одному из произведений Гоголя, а Ошеров обещает поставить масштабный детский спектакль «Снежная королева».

Нестандартная классика

Подводя итоги обсуждению эскиза «Белые ночи», Лоевский сказал, что этот спектакль напоминает нам, что мы «ходим на творческую лабораторию», то есть смотрим на экспериментальные формы, которые нужны и важны. На первый взгляд, постановка классики несколько противоречит духу проекта, заточенного на современность. С другой стороны, появляется отличная возможность осовременить любимые произведения.

В этом плане наиболее радикальный стоит назвать постановку выпускника ГИТИСа Кирилла Вытоптова, который показал своих героев через призму кино. Мечтатель и Настенька знакомятся в кино, где Мечтатель работает киномехаником. Любопытно при этом, что режиссер отнесся к первоисточнику очень бережно: герои действительно говорят языком Достоевского. В остальном же – полный эксперимент: почти все действие спектакля происходит на фоне кадров из киноклассики, например, «Носферату» или «Выживут только любовники». Начинается же спектакль вообще с «Титаника». Из-за этого, как позже отметят зрители и критики в обсуждении, иногда чувство меры терялось: кино перетягивало на себя внимание, и спектакль отходил на второй план. Впрочем, как заметил Лоевский, это все можно подправить.

Эскиз Георгия Цнобиладзе, выпускника Петербургской академии театрального искусства, ученика Льва Додина, – более консервативен. Его «Пиковая дама» временами своеобразно трактует героев Пушкина, но только временами. Самые главные изменения коснулись главных героев – Германа и старой графини. Герман стал более заурядным, нервным, а сухая старушка превратилась в царственную матрону, которая скорее напоминает Екатерину II. При этом в спектакль великолепно переносится мистика повести, а сценография и технические возможности сцены использованы просто блестяще.