Прокатили, не скатались

Оценить
Культура местного разлива

Пока власти старались провести до выборов побольше культурных и околокультурных мероприятий, а «Саратовские страдания» (Дом кино), «Четвертая высота» (ТЮЗ) и II Всероссийский фестиваль любительских театров кукол (областной Центр народного творчества) заставляли разрываться между собой любителей театра и кино, не затихала и более скромная культурная жизнь в городе. Этот обзор посвящен именно ей и анонсам грядущих мероприятий.

Новый театр!

Начнем с театров. Вернее, с театра «Аффект», который только-только появился: в минувшую пятницу мы попали на премьерный и пока что единственный в репертуаре спектакль. Располагается театр в жилом доме на Большой Казачьей, 59/65, между улицей Чапаева и Мирным переулком. У «Аффекта» уже есть свой манифест, в котором они позиционируют себя как альтернативный психологический театр. Альтернативный по отношению к «современному» искусству, моде и поп-культуре. А ориентируются они на Константина Станиславского и, по-видимому, Льва Додина.

Можно было бы с таким подходом ожидать традиционные постановки классики, однако первый спектакль, с которым «Аффект» решил познакомить публику, это «Медея» по Жану Аную. Ануя любят в Саратове – в репертуаре Театра драмы значится его «Антигона», а на недавнем фестивале молодежных театров «32 мая» в «Теремке» тепло была принята все та же «Медея» студенческого театра «Штурм». Впрочем, версии Алексея Усова («Штурм») и Алины Бондарь («Аффект») различаются сильно. Если Усов упирает на мистические компоненты (Медею играют три актрисы сразу, и она умеет останавливать время), то «Медея» бондаревская в куда большей степени тяготеет к реалистическому спектаклю.

Впрочем, «Медея» «Аффекта» на данный момент еще сыровата – видно, что некоторые актеры пока еще скованы в игре, а над какими-то компонентами сценического действа еще предстоит подумать. Но театр только становится на ноги. Следующая премьера состоится примерно через три месяца, но что это будет, пока держится в секрете.

Куда ты, теплоход?

Если у кого-то все успешно реализуется, то кто-то другой пробуксовывает. Так, фестиваль «Культура и время», посвященный мастер-классам, выставкам-ярмаркам и культурно-досуговой программе, так и не открылся в воскресенье в ФОКе при юридической академии. Организаторы обещают, что мероприятие все-таки проведут, но уже в другом месте – в «Кристалле» и «Манеже». Даты пока не называются.

А вот грандиозный проект экс-губернатора Дмитрия Аяцкова «Литературный теплоход» в рамках «Волжской волны» так и не состоится, даже несмотря на то, что 6 сентября «Приволжская книжная палата» и сам проект выиграли президентский грант для некоммерческих организаций. Спустя неделю после того события организаторы сообщили, что «по ряду объективных причин, в связи с поступившей нам последней информацией и возникшими проблемами по окончательной оплате фрахта теплохода организаторы «Литературного теплохода «Волжская волна – 2016» вынуждены сообщить следующее: «Литературный теплоход» переносится на 2017 год, а книжная ярмарка «Волжская волна – 2016» пройдет в Саратове с 6 по 8 октября». Впрочем, нет худа без добра: для издателей в этом году снизили цены на участие в ярмарке до 1500-2000 рублей и пообещали построить специально отапливаемые павильоны. Также «Приволжская книжная палата» обещает подготовить для конференций, круглых столов и презентаций настоящий конференц-центр с вместимостью до 200 человек.

Споры о переводах

Кроме этого на минувшей неделе также прошел ряд любопытных литературных событий: сначала, в четверг, в областной научной библиотеке состоялась презентация документальной книги депутата облдумы Николая Семенца «Жизненные вехи». Впрочем, к культуре она имеет куда меньше отношения, чем к политике. В субботу в музее Федина вновь прошел (спустя шесть лет после предыдущего) творческий вечер Александра Маледина – талантливого, но достаточно закрытого поэта, практически не выступающего и мало издающегося.

Впрочем, самым главным литературным мероприятием недели стали читки французского мастера поэтического перформанса Шарля Пеннекена в областной научной библиотеке и в кафе «Kare». Поскольку сам автор русским не владеет, чтение его стихов всегда разбавлялось переводом, который читали студенты театрального института. Руководящая курсом актриса драмтеатра Любовь Баголей, к слову, тоже приняла участие наравне со всеми. Шарль же, в свою очередь, не стал делать акцент на перформансе, гораздо больше он предавался экспрессивной читке своих замечательных стихов. С биографией Пеннекена присутствующих никто не знакомил, поэтому о чем-то важном зрители могли расспросить француза после концерта. А они интересовались, знаком ли Шарль с русской поэзией и его переводчиками, насколько большой интерес к стихотворениям существует во Франции. С переводчиками, кстати, вышел забавный эпизод. Один молодой человек, обратившись к Пеннекену, сказал, что хоть французским и не владеет, но чувствует, что русские версии его стихов не совсем точны, и решил показать свой универсальный перевод сразу для всего творчества Пеннекена, сыграв на рояле экспрессионистический набросок. Шарль его игру одобрил и согласился, что интонации его читки были очень хорошо переведены на язык нот.

Короткой строкой

Во вторник после летнего перерыва вновь заработает галерея ИМХО с выставкой «Драконы не дают обещаний», которая будет посвящена историческим и фэнтези сериалам.

· Не обойдется неделя без поэтических мероприятий. 22 сентября в арт-кабаке «Honky Tonk» выступит известный сыктывкарский поэт Mokko fm.

· В воскресенье культурно-исторический клуб «Наследие» в Парке Победы будет отмечать «Праздник Урожая. Осенины». Праздник посвятят собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию.

· 26 сентября, в понедельник, музей Федина предлагает принять участие в пресс-туре будущей квест-игры «Киносаратов». Сбор в 14.30 у Дома книги. Отметим, что ровно за неделю до этого, 19 сентября музей представил пресс-тур «Увидеть неувиденное: утраченные храмы Саратова».

При всем обилии культурных мероприятий главным и, увы, печальным событием недели стал уход на 90-м году жизни выдающегося саратовского художника Владимира Солянова. Его не стало 13 сентября – за пять дней до закрытия его последней прижизненной выставки «Путевые знаки» в Доме Павла Кузнецова.