«Художнические» фильмы

Оценить
Кино ведь делают не только режиссеры и актеры

В нынешний Год кино мы не раз вспомнили добрым словом актеров, связанных с Саратовом, фильмы, которые снимались в нашем городе. А известны ли нам художники-саратовцы, работавшие для кино?

Николай Суворов родился в Саратове в 1889 году в семье портного, учился в Боголюбовском рисовальном училище, в 1918 добровольцем вступил в Красную армию, воевал до 1920 года. В начале 1920-х начал работать в саратовских театрах сначала помощником, а потом и художником-постановщиком. Суворову повезло, потому что ему пришлось сотрудничать с талантливым молодым режиссером Абрамом Роомом, возглавлявшим Высшие государственные театральные мастерские, существовавшие тогда в нашем городе. Художник оформил несколько сказочных спектаклей: «Несмеяна», «Соловей», «Принцесса на горошинке».

А творческий путь в кино Суворов начал в 1927 году, когда приехал в Ленинград и поступил на фабрику «Совкино» (так тогда называлась студия «Ленфильм»). Первые фильмы, над которыми ему пришлось работать, были сняты для детей. Во время съемок одного из них Суворов встретился с режиссером Владимиром Петровым и оператором Вячеславом Гордановым. В содружестве с ними художник принял участие в экранизации «Грозы» А.Н. Островского 1934 года и масштабном историческом фильме «Петр I», одном из лидеров советского проката 1937 года. Среди фильмов Суворова – признанная классика: «Чужая родня», «Поднятая целина», «Все остается людям». В 1950 году в составе съемочной группы он получил приз Каннского фестиваля за «Мусоргского», первую цветную киноленту, сделанную на «Ленфильме».

Будучи уже признанным мастером, Суворов, сохраняя великолепное ощущение времени своей юности, иронию и легкость, участвовал в съемках «Республики ШКИД».

С 1935 года на «Ленфильме» начал работать Владимир Калягин, родившийся в Саратове в 1892 году. Профессиональное образование Калягин также получил в Боголюбовском рисовальном училище, занимался чеканкой, проходил практику в мастерских Фаберже. Несколько его киноработ были сделаны вместе с Суворовым, в том числе хрестоматийный «Депутат Балтики». В фильмографии Калягина – «Член правительства», «Вратарь», «Детство маршала».

С «Ленфильмом» был связан и уроженец Саратовской губернии Виктор Савостин, проработавший там с середины 1930-х до 1963 года. Самые известные из его фильмов: «Максим Перепелица», «Большая семья», «Улица полна неожиданностей».

В Москве несколько саратовцев работали в мультипликационном кино. Художник Петр Мизякин на киностудии «Межрабпомфильм» был режиссером первого звукового цветного мультфильма «Меняю фамилию».

Мария Бендерская (Виноградова), выпускница Саратовского художественно-промышленного техникума, работала на той же киностудии с 1926 года. Сначала как режиссер и кукловод занималась объемной мультипликацией. Потом переключилась на графическую анимацию, потом опять вернулась к куклам, в 1940-е годы ушла с производства.

Лидия Резцова – также художник-мультипликатор довоенного поколения, чья фильмография включает более 130 работ, в том числе любимые и сегодня мультфильмы «Дюймовочка», «Кот в сапогах», «Слон и Моська», «Муравьишка-хвастунишка», «Снежная королева», «Кошкин дом». Резцова до 1928 года воспитывалась в саратовском детском доме «Красный городок», потом поступила в художественное училище, училась у П.С. Уткина, в 1931-1932 работала в Калмыкии, оттуда привезла альбомы с рисунками, благодаря которым и была принята на «Союзмультфильм».

В самом начале 1930-х три человека из Саратовского художественного училища начали работать в Москве на фабрике «Союзкино», позднее «Мосфильме». Это были Петр Клинг, Александра Соболевская и Алексей Кротков. Петр Клинг впоследствии работал на Новосибирской и Свердловской киностудиях, занимался учебной мультипликацией, снял такие фильмы, как «Переработка нефти и газа», «Автоматизированный рудник», «Новое в строительстве мостов». О судьбе Александры Соболевской пока ничего не известно. Жизнь Алексея Кроткова оборвала Великая Отечественная война.

Все, о ком было с благодарностью упомянуто, принадлежали к первому призыву художников, которые, участвуя в создании фильмов, не имея опыта и предшественников, методом проб и ошибок осваивали специфическую эстетику кино, кинодекорационного искусства.