А если солнце снизойдет?

Оценить
Что ждет Вячеслава Володина, стань он губернатором Саратовской области

Вся наша жизнь – это цепь планируемых событий и случайностей. И предугадать наперед, что будет завтра, послезавтра или, тем паче, через месяц, невозможно. Точнее так: планировать можно, но что планы сбудутся на сто процентов – это вряд ли. Потому что есть куча не зависящих от нас обстоятельств – погодные условия, обстановка на дорогах, общественные мероприятия. Вот, например, запланировали вы в ближайшее воскресенье съездить в отдаленный конец города. Например, из Заводского района в Ленинский, предположим, на строительный рынок. А тут ливень с ветром. Или тотальная пробка из-за нескольких идиотов, не поделивших дорогу. Или перекрытие всех транспортных артерий в связи с ремонтом всех дорог сразу или проведением каких-либо праздничных мероприятий. И ваши планы накрываются медным тазом. А это всего-навсего передвижение в границах одного города.

Что касается политики, то тут все еще сложнее. На продвижение по карьерной лестнице любого регионального политика оказывает влияние огромное количество явных и скрытых факторов. Начиная от выборов в Саратовскую городскую думу и заканчивая банальной поножовщиной в Перелюбском (Озинском, Алгайском – любом) районе. А между выборами и поножовщиной (дракой, аварией, затоплением или засухой) лежит такое количество факторов, что учесть их можно только в первом, очень поверхностном приближении.

А уж если речь идет о политике федеральном, то факторов влияния становится много больше. И учесть их невозможно по определению. Можно только предлагать варианты развития событий.

Вот, например, наш великий земляк Вячеслав Викторович Володин. Первый заместитель руководителя администрации президента, вершитель внутренней политики страны, кандидат в депутаты Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, главный человек в Саратовской области и прочая, прочая, прочая.

Что ждет его после 18 сентября? Возвращение на прежнее место работы? Карьерный рост? Спуск по карьерной лестнице? Никто не знает. Саратовского читателя, по большому счету, должен больше всего заинтересовать вариант прихода Володина к нам на царство. Нет, вероятность того, что Вячеслав Викторович возглавит Саратовскую область, ничтожно мала. Но она есть.

Денег мало

Давным-давно, когда Вячеслав Викторович Володин трудился вице-губернатором Саратовской области, он возглавлял комиссию по выбиванию долгов с предприятий. В те сложные времена – 1996, 1997 годы – практически все предприятия были должны или в Пенсионный фонд, или в бюджеты всех уровней. Регулярно директоров предприятий вызвали на заседание комиссии в правительство области, где сначала Валерий Давыдов, затем Вячеслав Володин, затем Владимир Марон жестко и нелицеприятно беседовали с проштрафившимися руководителями при большом скоплении народа и требовали от них сначала график погашения задолженности, потом – исполнение этого графика. Надо сказать, что Вячеслав Викторович вел заседание комиссии великолепно. Нет, не так блестяще, как безвременно ушедший Валерий Давыдов, но все-таки... Руководители-должники старались найти хоть какую-то копеечку и закрыть долги, потому как попадать на ковер и на язык к Володину было, мягко говоря, неприятно.

Сегодня ситуация с задолженностью предприятий более или менее нормальная. Предприятия налоги и иные взносы платят. Но денег этих для исполнения бюджетных полномочий катастрофически не хватает. Потому нужно развитие, расширение экономической составляющей. То есть инвестиции. А инвестиционный климат в регионе таков, что внешние инвесторы предпочитают обходить Саратовскую область стороной. Внутренние тоже пытаются улизнуть из региона.

Выхода из сложившегося тупика два. Первый – оздоровлять инвестиционный климат в области. Второй – привлекать внешних инвесторов волевым способом. Насильно. Но именно этот вариант, есть подозрение, для Володина-губернатора будет недоступен. Все из-за упущенной птицы-удачи. Это сегодня инвесторы не в силах отказать всемогущему федеральному чиновнику, а спустись он по карьерной лестнице – желающих вкладывать в регрессивный регион не найдется днем с огнем.

Короче, придется оздоровлять климат. Как это делать – ведь наверняка есть специалисты, которые затянут старую песнь про административные барьеры, чиновничий беспредел и прочие коррупционные схемы. Но, более чем вероятно, Вячеслав Викторович с этой задачей справится. Если, конечно, захочет. Но все равно ему придется несладко.

Проблем ворох, задач масса

По большому счету, любому новому губернатору региона придется решать вполне себе стандартные задачи. А именно – наполнение бюджета, выполнение майских указов президента, налаживание отношений с элитами. Но перед этим необходимо знакомиться с реальной ситуацией в экономике и социалке, проводить кадровые перестановки.

Начнем с реальной ситуации. Есть подозрение, что в нынешнюю избирательную кампанию Вячеслав Викторович узнал много нового о ситуации в своем родном регионе. Нет, наверняка господину Володину еженедельно или ежемесячно докладывали о том, кто куда, зачем, почему и сколько. Но, например, планировать пустить в село школьные автобусы – это одно, а узнать, что полоска на карте, обозначающая дорогу, не дорога вовсе, а козья тропа, по которой не то что автобус не проедет, внедорожник проберется с трудом, – это другое.

Или быть уверенным, что зарплата врачей в области, как и положено, в соответствии с дорожной картой исполнения указов президента, равна средней по экономике в регионе, – это одно, а выяснить, что доходы врачей и среднего медицинского персонала постоянно сокращаются, а демонстрируемые показатели – лукавство чистой воды, – это другое.

Или быть уверенным, что селяне получают невиданные субсидии и дотации, и вдруг узнать, что вся эта государственная помощь обкладывается изрядным оброком.

Догадываться, что региональные чиновники, с твоей подачи назначенные, слегка не дотягивают, – это одно. А узнать их реальный уровень профессионализма – это другое.

Увы, но такая ситуация у нас в области если не повсеместно, то почти везде.

По большому счету, обо всех проблемах, затыках, пробуксовках, особенно связанных с финансами, губернатору должны сообщать работники правоохранительных органов. Но во многих районах они давно и нежно дружат с первыми лицами районов. Так что тут придется все решать самому руководителю и назначать кураторов из правительства.

А с кураторами тоже проблемы. Потому как нынешний кабинет министров не выдерживает никакой критики. Впрочем, очень вероятно, что это с Радаевым умные люди работать не хотят, а в правительство к Володину выстроится очередь из желающих, среди которых придется устраивать кастинг.

Но, честно говоря, это вряд ли. У нас неудачников не любят и опасаются, а ведь сход по карьерной лестнице (а губернаторство Вячеслава Викторовича – это именно понижение по властной вертикали) – это упущенный хвост птицы-удачи.

Так что придется работать с тем человеческим материалом, который имеется в наличии. Нет, Вячеслав Викторович умеет заставить работать даже самых проблемных персонажей. Короче, здесь относительный порядок навести можно. Но Володина жалко.

Команда экстра-класса

Впрочем, из этой, казалось бы, патовой ситуации есть выход. Не секрет, что Вячеслав Викторович помог многим людям – трудоустроил, замолвил слово, просто ведет по жизни. Большая часть этих счастливчиков живет в Саратовской области. Но есть и те, кто отбыл на ПМЖ в столицу. И в большинстве своем наши земляки в Москве не потерялись, а, наоборот, нашли себя, достигли известных карьерных высот. И все они без исключения обязаны Володину. Вот из этих достойных людей Вячеслав Викторович вполне может сформировать свое правительство. И это будет правительство хай-класса.

Вице-губернатором в правительстве Володина может стать, например, Петр Глыбочко. Сейчас Петр Витальевич возглавляет медицинский институт имени Сеченова, является председателем совета ректоров медицинских вузов. Есть подозрение, что бюджет Сеченовки вполне сопоставим с бюджетом Саратовской области. Так что решать экономические задачи, не говоря уже о социальных, господину Глыбочко проблем не составит.

Зампредом, курирующим экономический и реальный сектор в правительстве, вполне может стать Максим Фатеев, который сегодня работает в федеральной Торгово-промышленной палате. Станислав Прокофьев – блестящий финансист, давно уже уехавший из области работать в федеральное казначейство, легко справится с обязанностями министра финансов. Александр Яковлев, долгое время ведущий дела торгпредства России в Казахстане, наверняка сможет возглавить министерство экономики. Минпром можно поручить члену Совета Федерации Михаилу Исаеву, который в саратовском землячестве в Москве ведает комиссией по предпринимательству. Руководить министерством строительства и ЖКХ можно назначить Дениса Филиппова, который уже прошел хорошую школу в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Ну а с обязанностями министра транспорта, без сомнений наверняка, справится нынешний губернатор Валерий Радаев. Опыт управления у него есть, с транспортом он когда-то работал.

Зампредом, ведающим социальной сферой, наверняка может стать Василий Максимов, великолепный доктор и депутат Госдумы. Ему в помощь можно бросить Дмитрия Морозова, который сейчас заведует кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии в медицинском университете им. И.М. Сеченова. Дмитрий Анатольевич запросто сможет руководить областным здравоохранением в должности министра.

На минобраз можно поставить Ивана Лобанова, который нынче ректор Московского института культуры, на минсоцразвития – Светлану Нечаеву, которая некогда уже работала в этом статусе и делала это хорошо. Министром культуры, безусловно, должен стать Михаил Брызгалов, министром спорта – Кадрия Ахмерова.

Идеологический блок легко освоит Мария Комарова, которая всю свою жизнь занимается этой сферой деятельности.

Понятное дело, весь агропромышленный комплекс надо отдать под начало Николая Панкова, который легко найдет себе помощников в сфере экологи, рыбалки и охоты. Панков же будет зампредом по АПК и министром сельского хозяйства.

Понятно, с такой командой в области можно будет навести порядок. Тем более что все названные люди будут вхожи во все московские кабинеты. Или как минимум будут знать туда дорогу.

Впрочем, всем им придется решать очень много самых разных задач.

А если солнце снизойдет?