Теперь по законам рынка

Оценить
Руководство ФАС лично разъяснило саратовским промышленникам новые принципы ценообразования в системе гособоронзаказа

Федеральная антимонопольная служба решила навести порядок везде, к чему имеет доступ. С прошлого года, напомним, ФАС получила полномочия в сфере тарифного регулирования, приняв обязанности Федеральной службы по тарифам, и сразу же начала менять правила ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере обращения с бытовыми отходами, в области транспортных перевозок и т.п. Кроме того, к ФАС в 2015 году перешли полномочия и Рособоронзаказа, и ведомство тут же занялось реформой ценообразования в системе ГОЗ. Отношения между заказчиком и предприятиями оборонно-промышленного комплекса обещают поменять полностью. Чтобы сократить затраты государства на оборонзаказ и одновременно вынудить (т.е. стимулировать) предприятия развиваться.

Рост цен и никакого развития

На минувшей неделе в Саратове два дня работали представители Федеральной антимонопольной службы. Приехали, говорят, специально, чтобы встретиться с руководством промышленных предприятий региона, занятых в гособоронзаказе, и разъяснить новые правила игры и позицию ФАС.

В Саратов приезжал Максим Овчинников – один из 11-ти заместителей главы ФАС Игоря Артемьева (каждый зам курирует одно узкое направление работы службы). И по словам Овчинникова, с такими рабочими визитами он и его коллеги выезжают в каждый регион России, где есть предприятия, работающие на ГОЗ. Потому что мало разъяснить промышленникам произошедшие изменения законодательства и требования ФАС (с этим могли справиться и территориальные управления ведомства), надо же еще ответить на волнующие промышленников вопросы. А с этим справиться могут только «федералы», причем ответственные лица. Представители областного минпрома, кстати, сообщили потом, что вопросов у саратовских промышленников было много, но в целом встреча была полезной и все вроде бы довольны.

На брифинге по итогам рабочего визита Максим Овчинников отметил, что полномочия регулятора в сфере гособоронзаказа для ФАС такие же новые, как и в сфере тарифообразования. Но войдя в курс дела и разобравшись в тонкостях обеих сфер, ведомство пришло к выводу, что рост тарифов и цен до сих пор шел слишком быстро (опережая инфляцию) и практически бесконтрольно.

Если говорить конкретно о гособоронзаказе, то та система, которая сложилась на сегодняшний день, никак не стимулирует предприятия к сокращению издержек – к поиску более эффективных поставщиков, дешевых комплектующих и логистики, к инвестициям в новые технологии. Наоборот, делает экономию невыгодной предприятиям, ведь чем выше издержки, тем выше себестоимость производимого продукта, тем больше денег по гособоронзаказу получает предприятие, тем больше, собственно говоря, у него прибыль.

«Действующие нормы толкают предприятия к ведению «натурального хозяйства», – признает Максим Овчинников. – Предприятия начинают выполнять непрофильные задачи, тратя на это большие деньги, например, ряд оборонных предприятий начали открывать у себя собственное литейное производство. А все потому, что при нынешней системе формирования прибыли в ГОЗ как раз выгодно наращивать собственные издержки, а не передавать исполнение каких-то работ на аутсорсинг (по действующим правилам, на свое сырье можно накинуть 20% цены, а на аутсорсинг – 1%. – Прим. ред.)».

В результате получается, что государство вливает колоссальные деньги в неэффективные предприятия. ФАС эту порочную систему намерена сломать. Тем более что зачастую издержки исполнителями ГОЗ раздуваются намеренно.

Типичные манипуляции

По словам Максима Овчинникова, руководители предприятий пытаются увеличить суммы накладных расходов, рисуя себе лишние операции. Например, когда в стоимость военной продукции включают расходы, не связанные с производством такой продукции – на содержание офиса, питание и прочее.

«Есть предприятия, которые создают и гражданскую, и военную продукцию. Производят все в одном цехе. Есть соблазн объединить затраты в контракте ГОЗ», – говорит Овчинников и поясняет, что это «классический пример надувательства госзаказчика».

Второй пример распространенной махинации касается кооперации. Если в отсутствие сопоставимых рынков ФАС не может сравнить одну подводную лодку с другой и вывести среднюю цену, то на уровне производства комплектующих такая возможность у регулятора имеется. И обнаруживается, что исполнители ГОЗ нередко отказываются от конкуренции и вступают в сговор.

В результате предприятия закупают комплектующие, сырье и прочее необходимое у аффилированных поставщиков по заведомо завышенным ценам. Например, в одном из расследованных дел цемент при строительстве казармы (заказ по линии Минобороны) закупался по цене, втрое превышающей рыночную. В среднем, по оценкам ФАС, стоимость контрактов гособоронзаказа на 15-20% выше аналогичных сделок, заключенных в условиях рынка.

Типичным случаем является определенная договоренность компаний еще на стадии распределения заказов, при формировании стартовой цены. По словам Максима Овчинникова, руководители предприятий между собой определяют, кто какой лот заберет, и «конкуренты» подают заявку с завышенной ценой своего предложения.

Собственно, разъезжая по регионам и встречаясь с руководителями промпредприятий, представители ФАС как бы между делом хотят предупредить их, что все эти схемы и манипуляции ведомству известны и вычислять их антимонопольщики научились.

«Если ситуация привлекла внимание, мы приходим «на рассвете» (проверка предприятия без предупреждения. – Прим.ред.), скачиваем всю переписку, доказываем сговор, – говорит Максим Овчинников. – На самом деле мы долго готовимся: следим за организациями, выявляем людей, готовящих документацию по антиконкурентному соглашению, и примерно знаем, где что искать. На Западе 95% картельных сговоров раскрывается по программе освобождения от ответственности. Его гарантируют первому сдавшемуся участнику сговора. И в России это не исключено, мы тоже получаем добровольные признания».

В обмен на эффективность

С другой стороны, запугать промышленников ФАС себе задачи не ставит. Наоборот, по словам Максима Овчинникова, все изменения в сфере закупок по государственному оборонному заказу внедрять планируется как можно менее болезненно для промпредприятий. Поэтому подходы к ценообразованию в гособоронзаказе ФАС согласует с органами ФСБ и прокуратуры – «чтобы они были общими, чтобы предприятия не лихорадило от контролеров».

«Мы хотим поменять правила игры таким образом, чтобы у предприятий появились стимулы к снижению издержек и повышению собственной эффективности, – сообщил Овчинников. – Главное, чтобы было комфортное состояние компаний на рынке, чтобы были сильные стимулы для инвестиций и для того, чтобы в долгосрочной перспективе мы имели сильную отрасль. И мы для себя уяснили одну вещь, что одними только санкциями – то есть большой дубиной – мы развивать отрасль не сможем».

Реформа ГОЗ, как известно, предусматривает упразднение института единственных поставщиков в конкурентных сферах деятельности, снижение административных барьеров входа на рынок, развитие системы института военных представителей, внедрение удобных инструментов проведения электронных торгов, в том числе и в закрытой сфере. А также, как растолковывал Максим Овчинников саратовским промышленникам, различные подходы к различным категориям продукции в зависимости от условий ее обращения на товарных рынках.

«Нельзя распространять унифицированные принципы ценообразования на все типы продукции ОПК, приравнивая продукцию массового производства к уникальной, – подчеркивает Максим Овчинников. – В зависимости от характеристик продукции необходимо применять различные методы, которые стимулировали бы предприятия снижать издержки».

Говоря о мерах поддержки ОПК, представители ФАС подчеркивают, что ключевым принципом здесь будет выступать уже коронное фасовское «поддержка в обмен на эффективность». То есть никакой «бесплатной» раздачи денег.

Кроме того, по словам Максима Овчинникова, ФАС ставит перед собой задачу сделать оборонную промышленность привлекательной для частных инвестиций. Как отмечает представитель ведомства, пока что среди крупных инвесторов предприятий ОПК нет ни одного бизнесмена из топ-100 инвесторов списка «Форбс». И это тоже показатель эффективности отрасли: частный инвестор, заинтересованный в прибыли, не заинтересован в ОПК, где главной целью сегодня является только удовлетворение заказчика любой ценой.