Акценты сместились

Оценить
Россияне существенно сократили расходы на поход в магазины, но увеличили количество покупок в интернете

Траты россиян за лето заметно изменились. Такими выводами на минувшей неделе поделились сразу два аналитических агентства, изучавшие характер расходов россиян в сетевых магазинах и онлайн-торговле. Причем в одном случае (стационарной торговли) наблюдается существенное сокращение расходов, а в другом (интернет-шопинг) – существенный рост.

Выбирают супермаркеты

По данным исследовательского центра «Ромир», средний чек в российских магазинах в последнем месяце лета снизился на 2,4% по сравнению с июлем и составил 498 рублей. А если смотреть на данный показатель в разрезе года, то сокращение чека составило все 16%. Примерно столько в среднем россияне тратили два-три года назад, отмечают в агентстве.

Аналитики считают, что при столь низком среднем чеке и его продолжающемся сокращении можно делать вывод о том, что россияне теряют интерес к покупкам, причем во всех форматах стационарной торговли.

Сильнее всего, по результатам исследования, от этой экономии пострадали гипермаркеты, где величина среднего чека неуклонно сокращается с начала года. Однако только за август средний чек в гипермаркете потерял 68 рублей (8,3%). А в годовом выражении сократился на 23%, то есть почти на четверть. Причем, как отмечается в отчете, таких низких значений среднего чека в гипермаркетах не фиксировалось никогда ранее.

Супермаркеты тоже несут потери в величине среднего чека, но меньшие. В августе (по отношению к июлю) средний чек сократился на 24 рубля (-6,5%), за год – на 16%.

В дискаунтерах и магазинах традиционной торговли по итогам августа потери в размере среднего чека составили всего 1 и 5 рублей соответственно (по отношению к июлю). Однако в разрезе года величина среднего чека в дискаунтерах упала на 12%, а в магазинах традиционной торговли – на 20%.

В ходе этого исследования «Ромир» анализировал потребление 35 тысяч россиян и 13,5 домохозяйств в 181 городе с населением более 10 тысяч человек путем сканирования штрих-кодов всех купленных ими товаров.

Не до игр и сомнительных связей

Изучением расходов россиян в интернете занимался платежный сервис «Яндекс.Деньги». Были, в частности, проанализированы платежи, которые люди совершили на более чем 75 тысячах российских и иностранных сайтах, принимающих оплату из электронных кошельков, с банковских карт и другими способами.

Аналитики сервиса пришли к выводу, что этим летом россияне тратили меньше денег на домашние развлечения и больше на досуг вне дома. В целом по стране сократились расходы на компьютерные игры, соцсети и сайты знакомств. Зато заметно увеличился спрос на квесты и билеты в кино.

Траты на онлайн-игры летом 2016 года сократились более чем на треть, количество платежей на сайтах знакомств и в соцсетях – на 30% и 11% соответственно. В целом по стране средний чек игроманов этим летом составил 443 рубля, пользователей сайтов знакомств – 408 рублей, а соцсетей – 571 рубль.

Число платежей за билеты в кино выросло за прошедшее лето почти вдвое (по отношению к прошлому лету), а за участие в квестах – в полтора раза. В целом по России средний чек киноманов составил 649 рублей, поклонники командных развлечений тратили за раз гораздо больше – 3500 рублей.

А вот на отдыхе вдали от дома граждане, наоборот, экономили. Такой вывод аналитики сделали из сократившихся интернет-покупок авиабилетов (почти на треть).

Онлайн-шопинг при этом не только не пострадал, но и набрал обороты. В своем отчете «Яндекс.Деньги» сообщают, что активнее всего россияне покупали косметику и парфюмерию. За это лето пользователи совершили таких покупок почти в два раза больше, чем за прошлый летний сезон. В целом по России средний чек составил чуть больше 4000 рублей.

Увеличилось число платежей за одежду и детские товары в интернет-магазинах – примерно в полтора раза по отношению к лету 2015 года, за бытовую технику – на треть.

В целом по стране средний чек в интернет-магазинах одежды и обуви составил 625 рублей, товаров для детей – 2526 рублей, а бытовой техники – 3545 рублей.

«Интересно, что платежей по кредитам этим летом пользователи совершили меньше, чем годом ранее. Правда, средний чек вырос примерно вдвое – до 4160 рублей», – отмечается в отчете.