Тестируем колечко

Оценить
В Саратовской области начали развивать религиозный туризм

На прошлой неделе редакция «Газеты недели в Саратове» получила приглашение на пресс-тур по «Малому золотому кольцу» Саратовской области, назначенный на 6 сентября. Маршрут обозначили так: несколько объектов в Саратове, Воскресенском и Базарно-Карабулакском районах. Аналогия с туром «Золотое кольцо России» (по древним городам нашей Родины, для знакомства с историей и культурой страны) напрашивалась сама собой. На месте оказалось, что этот маршрут – по культовым объектам Саратовской области. Проще говоря, религиозный туризм.

Полчаса на объект

В маршрут было включено семь объектов, в том числе старые и недавно выстроенные церкви, родники, святые источники и женский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района. Первые три храма расположились в Саратове – это Троицкий и Духосошественский соборы, а также храм Рождества Пресвятой Богородицы, что на Молочке в сосновом лесочке.

На каждый объект экскурсионной группе было отведено полчаса. В саду Свято-Троицкого собора, утопающем в розах, отец Михаил (Беликов) рассказывал об истории храма – оказывается, это самое древнее каменное строение по всей нижней Волге от Казани до Астрахани, исключая эти города. Сам собор, как церковно-приходская единица, кочевал вместе с Саратовом с берега на берег, пока вместе с городом не обосновался на своем теперешнем месте. Долгое время храм был деревянным, поэтому регулярно горел во время больших городских пожаров.

В 1697 году саратовцы захотели выстроить каменный храм: город рос, богател (поскольку был основным перевалочным пунктом для отправки в Москву промысловой рыбы ценных пород), жителей становилось больше. И существующая церковь не вмещала в себя такое количество прихожан. Да и храм в городе хотелось иметь поприличнее, покрасивее, да и понадежнее. К 1710 году храм был освящен, а старый деревянный храм просто разобрали (по словам отца Михаила – деревянные храмы разбираются и собираются так же просто, как конструктор лего) и вывезли за крепостной вал, где в Новой слободе собрали и освятили уже в честь Покрова Божьей Матери.

Вообще, лекция отца Михаила была очень занимательной – он говорил о посещении Саратова Петром Первым, о нашествии Стеньки Разина, о калмыцком хане Аюке, которого Петр катал по Волге на буере, и «хан весьма дивился тому, как лодка может плыть против ветра». Рассказал о том, как саратовцам удалось спасти Троицкий собор от разрушения, когда фундамент дал слабину. И что основные траты на себя взял купец Михаил Устинов (по словам отца Михаила, предок знаменитого британского актера Питера Устинова), которому принадлежал тот дом, в котором расположен сейчас областной музей краеведения.

Меньше истории

В Духосошественском соборе роль экскурсовода взял на себя протоиерей Сергий. В его речах было намного меньше истории, но намного больше религии. Однако же мы узнали, что храм этот вырос из деревянной молитвенной комнаты, освящал его деревянную версию Гавриил Иванович Чернышевский, тогдашний благочинный города Саратова – в 1844 году. Через 11 лет саратовский купец первой гильдии Петр Тюльпин, в память о единственном сыне, который умер, на свои средства воздвиг каменный храм. В советские годы здесь было зернохранилище, поэтому храм практически не пострадал. И даже сохранились те самые полы, которые укладывали еще при строительстве.

Вообще же отец Сергий много рассказывал о мощах святых, которые есть в этом храме. Все эти люди, чьи частички тут бережно хранят, пострадали за веру: были забиты камнями, расстреляны или привязаны к колесному пароходу. Рассказывая про последний случай, отец Сергий сказал, что господь явил чудо, и в душе затеплилась надежда, что священник, привязанный к колесу, все-таки выжил, но увы, чудо было в другом: тело святого выбросило на берег и его мощи теперь хранятся в Духосошественском соборе.

В церкви на Молочке, к сожалению, никого не было. И отец Кирилл, сопровождающий экскурсионной группы от саратовской епархии, взял на себя обязанности экскурсовода: в частности, он рассказал о том, что в новых районах Саратова острая нехватка культовых объектов, что их строительство, как поликлиник, школ и детских садов, нужно учитывать при планировке новых жилых районов. А также сообщил, что традиционные ценности, о которых в последнее время много говорят, это ценности православные.

На этом этапе мы покинули маршрут, примерно представляя себе, что ждет остальную экскурсионную группу дальше.

Туризм от ТИЦ

Маршрут «Малое Золотое кольцо Саратовской области» был разработан в Туристском информационном центре – эта структура работает при министерстве молодежной политики, спорта и туризма. Разработку сотрудники центра вели совместно с саратовской епархией. По словам сотрудницы ТИЦ Ирины Арчаковой, идея развития религиозного туризма присутствовала и у них, и у саратовского духовенства.

Пресс-выезд был первым «тестом» «Малого Золотого кольца», к октябрю туристический маршрут планируют доработать – сделать его двухдневным с ночевкой в Базарном Карабулаке.

Существует также маршрут «Большого Золотого кольца» – тоже по культовым объектам православной культуры. Он пролегает через Воскресенский, Базарно-Карабулакский, Вольский, Балаковский районы, длится три дня. При этом свободного от посещения храмов времени остается больше, и можно насладиться, например, красотами Хвалынска, где планируется одна из ночевок.

– Мы занимаемся разработкой туристических маршрутов по нашему региону по самым разным направлениям, – рассказывает Ирина. – Это и экологический, и событийный туризм. Мы и сами возим туристов по нашим маршрутам, и передаем эти маршруты региональным туроператорам, которых в Саратовской области около двадцати. Сейчас, например, мы занимаемся разработкой маршрута по следам немцев Поволжья «Долина Марии» – это история переселения немцев Поволжья и селения Мариенталь – сейчас это поселок Советское в Советском районе.