Художники против течения

Оценить
Двойное название, не двойные стандарты

Несмотря на то, что межрегиональная академическая выставка с необычным двойным названием «Красные ворота / Против течения» проходит в нашем городе не в первый раз, ее совсем нетрудно было бы потерять из виду в связи с большим количеством культурных мероприятий в сентябре. А зря – проект собирает лучших современных художников России.

Руководителем проекта является наш земляк – вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ – Константин Худяков. Константин Васильевич уже неоднократно говорил о том, что ему тревожно за современное искусство, в котором художник иногда забывает о важности техники. «Красные ворота / Против течения» – это своего рода попытка объединить современное актуальное искусство с академизмом, в хорошем смысле слова, против «негативных течений».

Начало

Передвижная выставка экспонируется в Саратове уже в четвертый раз. Впервые, еще под названием «Красные ворота», она была организована в 2001-2002 годах, а проектом руководил народных художник России Анатолий Учаев. Тогда в выставке приняли участие художники из пяти регионов Приволжского федерального округа, Москвы и Волгограда, но дальше дело не двинулось. Возрождение проекта состоялось уже в 2010-е: в 2012 и 2014 годах были проведены вторая и третья межрегиональные передвижные выставки. Расширилась и география: присоединились остальные регионы ПФО и Санкт-Петербург, а через сито конкурса прошло более 500 художников. В этом году еще лучше: к «Красным воротам» подключились авторы с Урала, Сибири, Крыма, Кавказа и городов Золотого кольца России. Из них были выбраны 31 финалист и лауреат премий Петрова-Водкина, Репина, Фешина, Нестерова и Церетели.

Против течения

По традиции все картины «плывут против течения»: в Саратове выставка экспонируется с 7 по 25 сентября, после чего отправляется в Тольятти (30 сентября – 12 октября). Следом Уфа, Казань, а в конце маршрута – Галерея искусств Зураба Церетели РАХ в Москве. Там выставка будет экспонироваться с 24 ноября по 20 декабря. К сожалению, Саратов увидит далеко не все работы. Заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе Радищевского музея Елена Слухаева рассказала, что это вызвано, в том числе, чисто техническими моментами – музей не сумел выставить около десятка полотен из-за их размеров. Кроме того, выставка будет пополняться по ходу движения «против течения». Таким образом, полная картина раскроется только перед москвичами. Впрочем, работы потом можно будет увидеть в изданном по итогам выставки каталоге. Как рассказал Худяков и заместитель председателя Поволжского отделения РАХ Светлана Кузнецова, при формировании саратовской экспозиции организаторам пришлось столкнуться с трудностями – кто-то не успевал прислать картины, не со всеми художниками получалось связаться, и были серьезные опасения, что выставка не получится такой, какой изначально задумывалась.

Темы и официальные лица

Что касается Саратова, то в экспозицию Радищевского музея и Боголюбовского училища (именно там 7 сентября была презентована выставка) вошло 180 работ 150 художников из десятка городов России. По традиции художникам заранее объявили список тем. В этом году выбраны следующие: Рай, Огонь, Воздух, Вода, Земля, День и Ночь, Время, Времена года, Катаклизм и Космос. На выставке все работы тематически разделены по секторам, при этом каждый новый сектор сопровождается экспликацией с подробным рассказом о теме. Впрочем, организаторы не стали скрывать, что при формировании экспозиции некоторые работы оказались не в тех блоках, где должны были висеть изначально. Отчасти это было вызвано техническими моментами.

На предшествующей презентации пресс-конференции президент музея Тамара Гродскова подчеркнула значимость выставки, которая объединяет саратовских живописцев с авторами со всей России. Худяков больше говорил о технических моментах. Например, о том, что проект рассчитан на 20 лет и будет продолжать проводиться каждые два года. Или что, к его величайшему удивлению, губернатор Валерий Радаев «с непонятной мне легкостью» согласился учредить премию Петрова-Водкина.

Они начинают понимать

Еще Константин Худяков отметил, что художники теперь не просто отправляют свои работы на конкурс, но и очень хорошо начинают понимать, что именно от них требуется, и даже ориентируются на заявленные темы. А в конце пресс-конференции добавил, что многие картины достойны остаться в стенах музея, но как уговорить художников подарить их?..

Непосредственно на презентациях выставки организаторы наградили участников, традиционной пламенной речью отметился заместитель председателя правительства по социальной сфере Иван Кузьмин. Кроме того, состоялась презентация сборника «Искусство и власть», куда вошли материалы с одноименной международной научно-практической конференции, проводившейся в октябре прошлого года. На экспозиции можно встретить работы самого разнообразного жанрового и тематического содержания: от зафиксированного на полотне кадра из сериала «Игра престолов» и «Жития В.И. Ленина» в стилистике древнерусской иконы – до фотографии ВДВшников в фонтане и признания в любви к своей группе «Рай» на Фейсбуке (синими буквами на белом фоне). На награждении авторов сертификатами Худяков иронизировал, назвав последнюю работу сложнейшей.

Плюс новый корпус

На пресс-конференции Тамара Гродскова подтвердила информацию о том, что корпус Поволжского института управления на Театральной площади может перейти Радищевскому музею: «Разговоры небеспочвенны – это совершенно определенно. Сейчас вопрос решается. Мы уже предположительно знаем, что там будет, но говорить об этом рано. И мы надеемся, что это здание будет принадлежать нам, так как оно очень удобно и находится близко к двум корпусам музея».

Напомним, что в июле на встрече Гродсковой и Кузьмина с депутатом Государственной думы Ольгой Баталиной обсуждался вопрос открытия в здании ПИУ Музея русского авангарда.