Ранние страдания

Оценить
Ранние страдания
Члены жюри Любовь Бурина и Артем Зорин
Кино, фото и немного винила

По сравнению с прошлым годом в этот раз международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» начался необычайно рано. С другой стороны, именно в десятых числах сентября он всегда и проходил в Доме кино, так что график привычный. Не считая того, что в этом году показы начались не в будние дни, а в выходные – 10 сентября.

По традиции открывался фестиваль «Нашей кинофабрикой». В этом году он стартовал с мини-блока школьных фильмов. Впрочем, фильмами их можно назвать с большой натяжкой – пока это скорее видеоролики без внятного сюжета. Взрослые ленты, конечно, куда основательней и посвящены другим темам: 25-летию театра АТХ и саратовскому кинолюбительскому движению 70-80-х годов, Ивану Паницкому и саратовской гармонике и др. Впрочем, познакомиться с ними смогли только те, кто не пошел смотреть основную конкурсную программу – в этом году сеансы проходили с разницей всего в час.

От винила до Чернобыля...

Фестиваль открывала чрезвычайно интересная лента «Переверни пластинку» Романа Новескина и Степана Поливанова, рассказывающая историю винила в России за 45 минут. В этой ленте все идеально: и стильное воплощение, и сами истории про битников и диджеев, современный подпольный магазин пластинок и то, как записывали «на костях», то бишь на рентгеновских снимках. Еще здесь много говорят об эстетике винила, о том, как истинный аудиофил отличит винил от обычного mp3, и о том, как в свое время пошла мода на коллекционирование пластинок. Что примечательно, показываются разные точки зрения: как эстетствующих коллекционеров, так и циничных дельцов, впаривающих по-настоящему редкие и якобы редкие пластинки фанатам за безумные деньги.

Во втором блоке фаворитом многих зрителей стали «Бабушки из Чернобыля» (США/Украина) Холли Моррис – истории трех бабушек, не уехавших из Чернобыльской зоны отчуждения. Давно умерли их мужья, соседние дома опустели, а они все так же живут: ухаживают за огородом, собирают ягоды, рыбачат, изредка, на праздники, встречаются и могут даже рюмочку пропустить. Многие их знакомые, уехавшие из зоны, уже умерли, а они продолжают жить и работать. Иногда они, конечно, жалуются на боли в костях, но при этом на удивление живучи и здоровы. Это одновременно веселый и грустный фильм, который, увы, несколько проблематично смотреть без русских субтитров, потому что беззубые бабушки быстро тараторят на суржике.

В Греции все есть?

Второй день открывала самая длинная лента фестиваля – «Следующая остановка: Утопия» Апостолоса Каракасиса – полуторачасовой фильм про греческих рабочих завода, лишившихся в условиях кризиса работы. Следом за ним шла куда более лаконичная (24 минуты) «Любовь на миллион» – дипломная работа Дарины Умновой, выступившей одновременно продюсером, автором сценария, режиссером и оператором.

«Любовь на миллион» – очень женская лента: молодая красивая девушка Яна, как и многие, мечтала встретить своего принца на белом коне. Но дождалась только проходимца, который вечно попадал в какие-то дурацкие ситуации, требовавшие денег. Спустя какое-то время Яна познакомилась с сестрой мужа и узнала, что, оказывается, ее любимый человек до нее уже был женат. Только та девушка развелась с ним после первого кредита, а не как она – после четвертого. Яна воспитывает теперь дочку одна и печалится: да, папа, конечно, оказался подонком, но все-таки это не отменяет того факта, что девочка будет расти без отца. Может, найти обеспеченного мужчину, спрашивают ее подруги? Яна смеется – без любви я все-таки не могу. Поэтому она, по всей видимости, сама будет выплачивать оставшийся миллион рублей, о чем свидетельствуют нарочито огромные алые субтитры в конце фильма. Они, очевидно, подчеркивают «девчачесть» фильма.

Из других лент, увиденных нами, следует отметить картину Ирины Васильевой «Брат твой Каин» – жутковатую историю районного прокурора, соучастника убийства двух женщин. Цинизм ситуации заключался в том, что он сам же взялся расследовать это дело. Но в конце концов его поймали. Прокурор решил взять всю вину на себя и сказал, что не брат, а именно он убил женщин. Сначала ему назначили смертную казнь, но потом отменили из-за моратория. Заменили на 25 лет лишения свободы, что фактически означает пожизненное заключение, как говорят эксперты, потому что редко кто выходит из тюрьмы с таким сроком. На зоне бывший прокурор неожиданно обрел веру. Именно его преображению и посвящена большая часть ленты.

Радаев сверху

Самую большую аудиторию, впрочем, пока собрал фильм «Чужая работа» Дмитрия Шабаева, получивший приз за лучший дебют фестиваля «Кинотавр 2016» – лента про молодого таджика-гастарбайтера Фарруха, берущегося за любую работу в Москве, чтобы как-то помочь семье. Но он готов чем-то пожертвовать, чтобы стать актером. Правда, пока его опыт ограничивается только ролью дворников в сериалах. По злой иронии судьбы его личная жизнь неожиданно пошла по тому же сценарию, что и одна из его ролей. Это очень проникновенное кино, в котором герой фильма – не просто марионетка в руках режиссера, а живой человек, на которого Дмитрий, кстати, вышел совершенно случайно.

Перед показом фильм Шабаева прошла торжественная часть открытия фестиваля. Традиционно речью отметился зампред правительства по социальной сфере Иван Кузьмин – без него сейчас не обходится ни одно крупное культурное мероприятие. Он говорил о том, что хоть фестиваль проходит в тринадцатый раз, это вовсе не значит, что он станет несчастливым. После чего зачитал поздравление от губернатора, которое также попало в программу фестиваля наряду с текстом почетного президента «Сарстрада» Олега Табакова. Кстати, наш знаменитый земляк и в этом году, к сожалению, не доехал до фестиваля, хотя его визит планировался до последнего момента – в честь 50-летия ленты «Марк Твен против» Дом кино решил устроить показ фильма в воскресенье. Еще один специальный показ был приурочен к 50-летию Евгения Миронова – в малом зале Дома кино в воскресенье зрители могли посмотреть «Жену керосинщика» Кайдановского и «Любовь» Валерия Тодоровского – ранние киноработы Евгения Витальевича.

Фотографии, «Бригада» и Василий Уриевский

Татьяна ЗоринаПо традиции несколько мероприятий «Саратовских страданий» проходят за стенами Дома кино. В этом году первым стала презентация выставки «Объяснение в любви» (коллеги по съемочной площадке в объективе актера и фотографа Юозаса Будрайтиса)» в Доме работников искусств. На черно-белых снимках литовского артиста можно увидеть Евгения Леонова и Олега Янковского, Ингеборгу Дапкунайте и юную Елену Хангу, Ирину Мирошниченко и Орнеллу Мути. Работы предоставил Мультимедиа Арт Музей Москвы / Московский Дом фотографии, который регулярно сотрудничает с фестивалем. Директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина рассказала, что Будрайтис мог приехать в наш город, и несколько раз они общались на эту тему, но, к сожалению, не получилось.

Пожалуй, центральным событием второго дня фестиваля стала творческая встреча с Александром Велединским, сценаристом культового фильма «Бригада», режиссером экранизации романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», лауреатом премий «Ника», «Золотой орел», «Белый слон», фестивалей «Кинотавр» и «Окно в Европу». Александр Алексеевич честно отвечал, что не чувствует за собой никакого шлейфа вины из-за причастности к «Бригаде», по его словам, этот фильм просто зафиксировал реальность, а романтизировать 90-е он не собирался. Напротив, Велединский гордится этим проектом.

Особенный интерес зрителей вызвал разговор о том, что же надо делать, чтобы российское кино было лучше и у нас появилась нормальная система господдержки. Велединский вступил в дискуссию с несколькими участниками фестиваля, но прогнозируемо универсального ответа зрители так и не услышали, а Александр Алексеевич сокрушался, что пока в русском кино нет даже намека на появление своего «Бёрдмэна» Алехандро Иньярриту – одного из триумфаторов 2014 года.

В понедельник же один из участников дискуссии – историк кино Ирина Гращенкова – традиционно в рамках мероприятия «Немое кино. Живая музыка» представила фильм «Два друга, модель и подруга» (1927) Алексея Попова. Аккомпанировали доктору искусствоведения художественный руководитель филармонии Анатолий Катц и музыкант, актер и поэт Василий Уриевский.

Свою работу фестиваль завершит в среду, 14 сентября.