Август шестнадцатого

Оценить
Времена изменились, новые технологии переворачивают мир, но в отношениях между властью и народом в России всё идет по-старому

Август для России всегда был месяцем катастроф, начиная, наверное, с гибели подводной лодки «Курск». И вот – впервые за долгие годы – обошлось. Однако последний месяц лета, традиционная пора отпусков, вовсе не был спокойным. Мы имеем в виду не предвыборную кампанию – в этом плане все традиционно, все предрешено. Единственное, что стоит отметить – катастрофическое снижение качества борьбы за голоса и души. Партия власти перещеголяла саму себя в раздаче обещаний и их неконкретности. Бессмысленные лозунги вроде «сможем сделать» без уточнения, что именно сделать, – заполонили рекламные щиты. Избирателям в который уже раз обещают молочные реки в кисельных берегах с новыми пляжами и проспектами. Люди и не верят уже, но тайная надежда теплится: а вдруг в этот раз не соврут. Еще – уже завершая тему выборов – надо бы отметить резкое снижение квалификации и даже грамотности политтехнологов. Символом может служить билборд кандидатки от правящей партии Татьяны Ц. «Только в перед». Впрочем, потенциального депутата можно и похвалить – за приверженность традиционным ценностям семейной жизни.

Месяц длиною в год

На самом деле август начался еще в июле. И даже раньше – в феврале. Именно тогда Алексей Дюмин сменил на посту губернатора Тульской области Владимира Груздева. До того генерал Дюмин двадцать лет отслужил в Федеральной службе охраны. Тогда этому назначению удивлялись, но тенденция еще не была заметна. Проявилась она в самом конце июля, когда временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области был назначен Евгений Зиничев, о котором известно только то, что он также служил в ФСО. В тот же день врио губернатора Ярославской области был назначен Дмитрий Миронов. Вот краткий отрывок из его биографии: «С 1990 по 2013 год проходил службу на различных должностях в КГБ СССР и органах государственной охраны Российской Федерации. Далее перешел на службу в МВД России, был помощником министра внутренних дел. В декабре 2015 года назначен заместителем министра внутренних дел РФ». И еще один назначенец того дня – врио губернатора Кировской области, сменивший арестованного Никиту Белых, Игорь Васильев. Обычно указывают, что исполнять обязанности губернатора Васильев отправился с поста руководителя Росреестра. В его биографии, правда, сказано, что с 1983 года он служил, но не уточняется где. Между тем в 1983 году, сразу после получения высшего образования, Васильев был принят на службу в КГБ. Именно там он познакомился с Владимиром Путиным, с которым служил в одном отделе. Итак, сразу четыре новых губернатора – и все из чекистов. Запомним этот факт и продолжим воспоминания об августе.

Нет, этот – не игрок

Самым значительным событием этого месяца стала отставка главы администрации президента Сергея Иванова. Полученный им взамен пост специального представителя президента по вопросам экологии говорит только о том, что у кого-то в Кремле (мы догадываемся – у кого) специфическое чувство юмора. Причин отставки столь высокопоставленного чиновника множество – но все они из области догадок. Самая популярная версия – Сергей Борисович сам тяготился своей должностью и работой и сам просил об отставке.

Более симптоматичным стало назначение на пост главы администрации тихого, доселе никому почти не известного Антона Вайно. Точнее, так: гораздо больше известно о деде Антона Вайно – Карле Генриховиче – бывшем первом секретаре ЦК компартии Эстонии. И многие аналитики сходятся во мнении, что новый глава администрации – чисто техническая фигура. Или, точнее, он не игрок на политической арене. В прежней администрации президента был один большой игрок – Вячеслав Володин, фактически задававший параметры внутренней политики страны в последние годы. Создание и разрушение политических партий, удивительные результаты выборов, назначение и снятие губернаторов – все это, как представлялось, было в руках Вячеслава Володина. Он не был даже чужд смелых экспериментов, ведь, как говорят, участие Алексея Навального в выборах мэра Москвы – тоже было идеей Володина.

Пойдешь налево. Пойдешь направо...

Сейчас Вячеслав Володин находится в отпуске в связи с участием в предвыборной кампании. Практически все время он проводит в Саратове, изумляя горожан все новыми и новыми предложениями – как выполнимыми, так и не очень. К примеру, пешеходную зону в центре Саратова создать, конечно, можно, одновременно превратив жизнь автомобилистов в кошмар, но вот добиться того, чтобы поезд до Москвы из Саратова шел не восемнадцать часов, а девять – это уже из области фантазий. Сделать-то в принципе можно, электрифицировав всю дистанцию и заменив пути, – но откуда деньги взять? И потом – подобные вопросы надо решать с руководством РЖД, а не с рабочими ртищевского депо. Но Володин убедителен, Володин вездесущ и, уверен, обеспечит своей партии куда больший процент голосов, нежели могли бы нынешние руководители области. Каждый шаг политика, отраженный в интернете, сопровождается восторженными комментариями вроде этого: «Для меня лично Володин – образец воспитанности, порядочности, любви к людям и своей Родине. Он делает и сделал для людей столько хорошего и полезного, сколько никто еще не делал! Как говорится, плохое к нему никогда не пристанет, как бы ни старались здесь злые комментаторы». (С форума ИА «Взгляд».) Очень вероятно, что это стараются проплаченные боты, ну а вдруг искренние почитатели талантов нашего земляка?

Вопрос, однако, в другом: а что будет делать Вячеслав Викторович, когда его отпуск завершится?

Останется первым заместителем главы администрации президента? Но одно дело быть первым замом соратника Путина Сергея Иванова, другое – тихого управленца Антона Вайно. Это две большие разницы. Вряд ли Вячеслав Володин будет на подобное согласен. Политические сплетники уже говорят, что первый зам покинул свой кабинет в администрации и обосновался пока в штаб-квартире «Единой России».

Самая распространенная версия: Володин – следующий спикер Государственной думы нового созыва. Эта версия была в некоторой степени легитимизирована газетой «Коммерсантъ». Согласно ей, нынешний спикер Сергей Нарышкин возобновит работу по основной специальности, то есть вернется в чекисты и возглавит Службу внешней разведки. Однако Нарышкин уже успел опровергнуть эти предположения. Понятно, наши политики, и Дмитрий Песков тому пример, готовы опровергать все, включая формулу «2 х 2 = 4», но Нарышкин говорил весьма уверенно.

Володин – премьер-министр вместо Дмитрия Медведева? Да, Медведева, говоря современным языком, сливают. Тиражируя его многочисленные неудачные фразы вроде «денег нет, но вы держитесь», но дело даже не в этом: в условиях углубляющегося кризиса во главе правительства нужен специалист-экономист. Вячеслав Володин таковым не является. Говорят о возможном возвращении Алексея Кудрина, даже о Сергее Глазьеве говорят, но это возможно лишь в том случае, если кому-то хочется не ужаса без конца, а быстрого и болезненного финала.

Журнал The New Times в большой статье о Вячеславе Володине «Прощание с матерым» предполагает даже, как кажется, невозможное: «Могут и в Саратов, в губернаторы сослать. У начальства странный юмор». Вернуть первого заместителя руководителя АП и главного идеолога Путина третьего срока туда, откуда он начал карьеру федерального политика, – действительно остроумная шутка». Но разве не шутка – назначение бывшего министра образования Дмитрия Ливанова спецпредставителем по торговым и экономическим связям с Украиной?

Пока понятно только одно – что все непонятно. И не только нам. Политический аналитик сайта Полит.Ру Василий Иноземцев пишет: «При всех его достоинствах, главными из которых являются энергия, работоспособность и натиск, господин Володин все-таки играет свою партию. То, насколько ему будет позволено играть ее и дальше, во многом определит политическую конфигурацию как до 2018 года, так и после. Можно вспомнить детскую считалку про десять негритят, которых стало девять, а уже, на самом деле, меньше. И это последнее назначение (Антона Вайно. – Д.К.) говорит нам о том, что немножечко расчистилась политическая поляна, а вот в какую сторону она расчистилась, для кого она расчистилась и кому будет позволено извлечь из этого максимальные дивиденды, покажет время. Будем надеяться, что до конца года мы начнем что-то понимать о том, зачем же в августе месяце были приняты те или иные кадровые решения».

Как бы то ни было, все возможные продолжения карьеры Вячеслава Володина означают сокращение его возможностей, за исключением премьерства, конечно. Да, де-юре председатель Государственный думы – один руководителей государства. Де-факто – начальник канцелярии, штампующей законы, которые поступают в парламент из других инстанций. И противники Вячеслава Володина, и его сторонники должны согласиться – на посту первого зама главы администрации у него гораздо больше возможностей влиять на политическую жизнь в России. Кстати, назначение с начала года четырех губернаторов-чекистов тоже свидетельство ослабления позиций первого заместителя. Согласитесь, в его кадровой колоде вряд ли могли быть генералы ФСО.

В чем может бывать причина потенциального «понижения в должности»? Шепотком судачат, что дело в чересчур больших политических амбициях Володина. Да, он амбициозный человек, но одновременно опытный политик, который никаких таких амбиций выказывать на публике не будет. Он так и не стал своим в Кремле? Он и не мог – не питерский и не чекист.

Секвестр центров силы

Наша гипотеза, что дело вовсе не в личности Вячеслава Володина, а в том, что президент проводит переформатирование системы власти. И еще один центр силы, а администрация, несомненно, была таковым, ему не нужен. При таком раскладе АП под руководством Антона Вайно станет тем, чем она и должна быть – канцелярией Путина. В качестве альтернативного центра силы сейчас называют Совет безопасности. И действительно, Совет не только безопасностью занимается. Его председатель Николай Патрушев, например, рассказывает о развитии арктического туризма. Там же, в Совбезе, родилась совершенно фантастическая идея о дирижабельном сообщении в Сибири и Арктике. Цена вопроса – 240-260 миллиардов долларов. Похоже, авторы идеи ничего не подозревают о состоянии российской экономики. Наконец, именно в Совбезе Владимир Путин обсуждает подготовку к Тихоокеанскому экономическому саммиту. Опосредованно все это имеет отношение к безопасности, но уж очень опосредованно. К тому же в Совбезе заседают в большинстве ментально близкие Путину люди – из органов госбезопасности. Впрочем, есть аналитики, которые отказываются верить в безоблачное будущее Совета безопасности и его главы.

Есть такое предположение, что к своему очередному сроку Владимир Путин хочет избавиться от прежних соратников и окружить себя молодежью – технократической и не амбициозной. Тот же The New Times пишет, завершая текст о Вячеславе Володине: «Один Кремль, и у Кремля – единственный голос, голос самого президента. Если эта логика верна, значит, скоро мы увидим отставку Николая Патрушева с поста секретаря Совбеза. Чрезмерная любовь к громким публичным заявлениям, пусть даже на сто процентов идеологически выверенным, может сыграть с ним плохую шутку».

В том же ключе рассуждает политолог Владимир Пастухов на портале Slon: «Нет особой нужды вооружаться политическим микроскопом, чтобы разглядеть очевидное: существенные перемены в облике русской власти. Плотность отставок и назначений стала значительно превышать среднестатистический для обычно консервативного в вопросах кадровой политики режима уровень. Скорые на выводы эксперты заговорили о том, что Путин активно меняет свое окружение. Не осталось незамеченным и то, что с переменой окружения стала меняться и сама природа власти: она приобрела привычный для России резко персонифицированный профиль». Попросту говоря, есть царь, и он решает все.

Интернет-челобитная

Август был богат и на другие события. Одно только назначение министром образования Ольги Васильевой (по взглядам – православной сталинистки) чего стоит. Но об этом как-нибудь в другой раз. Заметим только, что у министра культуры Владимира Мединского теперь есть единомышленник.

Хочется немного сказать об ином явлении. Краснодарские фермеры идут в тракторный поход, чтобы рассказать Путину правду о том, как их притесняют. И оказываются в изоляторе временного содержания. Оставшиеся на свободе записывают видеообращение к Путину. Собрались на Москву, но так и не дошли ставропольские обманутые дольщики – тоже хотели рассказать лично. Прогоревший бизнесмен Арам Петросян захватывает отделение банка тоже для того, чтобы что-то поведать президенту. Главный лозунг одной из идущих на выборы партий – «Расскажем правду Путину». О чем это говорит? По крайней мере о двух вещах.

О тотальном недоверии местным властям и о наивной – исконно русской – вере (вот она, скрепа!), что царь ничего не знает, что плохие бояре правду ему не говорят. Наступила архаизация отношений народа и власти. Сторонники восстановления исконно русских традиций должны быть счастливы. Почти как встарь – едет царский возок, по обочинам дороги на коленях стоят холопы, а на шапках у них челобитные. По царскому хотению один из свиты может взять челобитную, а может и не взять, зато плетью огреет. Примерно как сейчас участников тракторного марша. Ну да, времена изменились, новые технологии пришли. Теперь вместо челобитной можно видеообращение записать и в Сети его разместить. Одна печаль – не жалует Владимир Владимирович интернет.

P.S. Все политические аналитики сходятся во мнении, что сентябрь и октябрь будут еще интереснее августа.