Рубль готов расслабиться и упасть

Оценить
Особенности национальной экономики в сентябре 2016 года

Российский рубль на минувшей неделе медленно, но верно слабел по отношению к доллару. До конца года процесс уже не остановится. Не потому, что кто-то решил махнуть на рубль рукой. И не потому, что ненавистные нам американцы решили нашу прекрасную российскую валюту свести к стоимости национальной валюты Зимбабве. Просто российской федеральной власти нужно одновременно больше рублей и больше долларов. И в нынешних условиях хозяйствования девальвация рубля – тот спасительный круг, который позволит федеральной власти продержаться на плаву хотя бы до конца года.

Плакали наши фонды

Резервный фонд, созданный правительством во времена избыточных цен на нефть, подходит к концу. Большинство экспертов прогнозируют, что если цена на нефть вдруг не обвалится еще ниже – его хватит до конца нынешнего года для затыкания бюджетной дыры в доходной части федерального бюджета, которая все продолжает расширяться. Недобор налогов составляет уже больше 1,5 триллиона рублей. В Резервном фонде осталось 2,5 триллиона рублей. Резервный фонд создавался как раз для того, чтобы в плохие времена, когда доходы от продажи нефти снижаются и в бюджете не хватает денег на исполнение социальных обязательств, подпитываться из него.

У федеральной власти есть еще Фонд национального благосостояния. В нем, если верить, официальной информации, находится около 5 триллионов рублей. Этот фонд создавался для финансирования больших государственных долгоиграющих проектов, которые впоследствии – предположительно – неоднократно окупят вложения. И вот этими деньгами «плюс» государство будет баловать следующие поколения. Им уже не достанется сверхдоходов от нефти, но у них будет эдакий материальный бонус от прошлых поколений.

В своих предвыборных речах яблочный оппозиционер Григорий Явлинский предлагает, правда, не думать о будущих поколениях, а инвестировать эти деньги с умом прямо сейчас, обеспечивая на доходы от этих инвестиций повышение ежемесячных пособий нынешним пенсионерам. Однако на деле эти деньги используются третьим способом.

Если верить эксперту Вадиму Жартуну, то «минимум на треть ФНБ состоит из таких сомнительных активов, как облигации Украины или вложения в инфраструктурные проекты». Остается около 3 триллионов рублей, из которых «около 1,3 триллиона рублей размещены на депозитах во Внешэкономбанке, ВТБ, Газпромбанке и еще нескольких кредитных организациях, то есть пущены в дело». Остальные средства ФНБ, как полагает Вадим Жартун, «размещены в Центробанке, который выдает эти деньги на аукционах РЕПО коммерческим банкам». «Это значит, что все наши резервы – виртуальные. Они как бы есть, но случись с экономикой что-то серьезное (например, нефть упадет до $20), они тут же исчезнут, как будто бы их и не было вовсе», – предупреждает он.

При этом все авторитетные эксперты в один голос утверждают, что цена на нефть до конца года еще снизится. Из-за того, что производители сланцевой нефти все время работают над уменьшением ее себестоимости, из-за того, что подготовлено к продаже нефти больше, чем нужно потребителям.

Бюджетные составляющие

Нефтегазовые доходы являются основным источником доходов в нашем российском бюджете. В последнее время идет наращивание продаж их физического объема. Но денег эти повышенные объемы в казну приносят меньше из-за просевшей цены.

Заместить выпадающие нефтегазовые доходы в бюджете могла бы промышленность. Но для этого нужно строить новые современные технологичные производства. Частный же бизнес на этом направлении умерил свое рвение. Инвестиции в расширение российской производственной базы падают. Хозяева заводов и фабрик чутко начинают улавливать, что спроса на их товары по выгодной для них цене – нет. Производство станков сократилось. Производство автомобилей сократилось. Президент Владимир Путин ставит на рост сельского хозяйства. В недавнем интервью иностранному авторитетному изданию он прогнозировал, что аграрная экономика России будет прирастать хорошими темпами. Но вот, например, в одном из последних обзоров Центра развития Высшей школы экономики сказано, что Саратовская область тянет вниз среднероссийский рост сельского хозяйства. Вместе с Саратовской областью в список регионов, мешающих достигать нашей стране желанных темпов побед, по итогам первого полугодия 2016 года включены Тамбовская область, Алтайский край, Омская область. Чувствуете, что что-то не так в родном королевстве?

Честных способов пополнения доходной части все меньше

Тупо включить печатный станок российская власть все же пока не посмеет. Банк России кровь из носу будет пытаться удержать инфляцию в приличных рамках до конца года. Хотя бы потому, что объявили банковские регуляторы перед всем миром, что они с некоторых пор не держат под контролем курс рубля по отношению к мировым валютам, а таргетируют инфляцию. Их критиковали, их высмеивали. И тут уж дело чести получается для Центробанка – не дать разогнаться росту цен. То есть держать под контролем количество рублей в экономике.

Но одно дело экономика, и совсем другое – недофинансирование бюджетных обязательств. Последний совет Минфина РФ был отчаянно смелым – поднять налоги на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ, страховые взносы. Правительство выслушало – и отправило Минфин думать дальше. Это хорошая новость, потому что поднимать налоги надо все-таки в период благоденствия страны, а не тогда, когда налогоплательщики то буксуют, то глохнут из-за шторма, без предупреждения устроенного политической властью. Рядовой российский гражданин может, конечно, думать, что ситуация в экономике выравнивается. Но правительство страны не имеет сейчас права на такое легкомыслие.

Нашим правителям должно быть ясно, что лидеры ведущих мировых экономик разрешат своим финансовым учреждениям выправить наше ухудшающееся материальное положение только в обмен на политические уступки. Наш лидер уступать первым лицам стран с лучшими мировыми экономиками пока не намерен. Деньги, кстати, могут найти в неожиданном месте. На днях появилась информация о том, что, возможно, новой Госдумой будет принят закон о конфискации у коррупционеров всего имущества. Но каждому мало-мальски знакомому с российским правосудием ясно, что от закона до настоящей конфискации путь долгий. А потом конфискованное имущество нужно еще продать. И заниматься этой продажей должна, без сомнения, какая-то новая сверхчестная правительственная структура.

Так откуда тогда возьмутся деньги для раздачи регионам, которые утонули по уши в долгах из-за разбалансированной межбюджетной политики?

Особо смелые «достучались до небес»

На минувшей неделе правительство РФ обнадежило российские регионы разнообразными обещаниями выровнять, в том числе и федеральными миллиардами, условия для социально-экономического развития. Помогать в первую очередь будут регионам с самыми большими долгами по отношению к собственным доходам. Но, похоже, что такими регионами скоро станет подавляющее большинство. Для справки: в мае 2016 года госдолг 12-ти регионов превысил 100-процентную отметку собственных доходов. В 2006 году таких регионов было всего два. За те же десять лет резко выросло число субъектов РФ, госдолг которых превышает 75% объема собственных доходов – с 6 до 55.

Дать регионам деньги решили после совещания 16 августа, когда председатель правительства Дмитрий Медведев выслушивал рассказы губернаторов разных областей о своем житье-бытье.

Губернатор Псковской области Андрей Турчак говорил о том, что если региональная власть в целях лучшего наполнения своего бюджета вынуждена отменять льготы, которые раздавались на ее уровне, то федеральная власть должна как можно быстрее отменить все те льготы по региональным налогам, которые она раздала со своего уровня – то есть за чужой счет. Потому что конкретно Псковская область из-за этого желания федеральной власти быть хорошей потеряла в 2015 году более 300 миллионов рублей. По словам Турчака, федеральный уровень власти, принимая законы, режущие региональные доходы, вместе с тем позволяет себе сокращать прямые дотации субъектам федерации. Так, у Псковской области, начиная с 2010 года, дотация уменьшилась на 1,3 млрд рублей.

Перекосы есть и в финансировании системы здравоохранения. Регионы вынуждены все больше и больше денег отдавать в эту сферу, в то время как федеральная власть продолжает снимать с себя материальную ответственность за здоровье людей.

Глава республики Марий Эл Леонид Маркелов считает, что вывести российские регионы из сложной экономической ситуации можно отменой неправильных законов. Например, если отменить норму, по которой предприятие, понесшее убытки, может в течение трех лет потребовать от региональных властей возврата налога на прибыль, то в Марий Эл с доходами станет лучше. За два последних года в республике по этому закону забрали из бюджета почти два миллиарда рублей.

Проблемы Еврейской области не сильно отличались от проблем других регионов. Губернатор Александр Левинталь честно признался, что «не хватает просто физически ресурсов для выполнения расходных полномочий». Перед региональной властью все чаще встает дилемма – заплатить зарплату людям или уплатить налоги. И вот в таких условиях губернатору как реагировать на то, что федеральный центр с какого-то времени посчитал, что регионы должны находить у себя 50% финансирования на исполнение разных госпрограмм. Даже 30% софинансирования требовать от насквозь закредитованных регионов нельзя, считает Левинталь. Для бедных регионов входной билет в госпрограммы должен составлять всего 5% софинансирования.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров предложил правительству просить у регионов всего 1% софинансирования для участия в госпрограммах. А еще предоставить финансовую помощь для покрытия не обеспеченных реальными источниками расходов региональных бюджетов.

«Очень часто голоса регионов по выработке правильной бюджетной модели, оптимизации региональных бюджетов не слышны, – отметил глава российского правительства Дмитрий Медведев и дал понять, что, похоже, они «достучались до небес». Денег регионам так или иначе пообещали давать больше.

Не хотим быть патриотами – сделают

В условиях низких цен на нефть, невозможности повысить налоги, затруднениях в получении международных кредитов, неизменности внешней политики, раздражающей западные страны, единственным способом наполнить федеральный бюджет деньгами остается девальвация рубля. За проданные нефть и газ экспортеры нефти и газа и бюджет получат неизменную сумму в долларах и евро, но гораздо большую – в рублях. На сколько можно позволить упасть рублю, будет считать Центробанк. Потому что для того, чтобы затормозить его падение, придется использовать золотовалютные резервы. Сейчас они составляют, если верить президенту, который на днях давал интервью влиятельному западному изданию, 400 миллиардов американских долларов. Бывали времена, когда Центробанк тормозил падение курса рубля, выбрасывая на валютный рынок по два миллиарда долларов. Если такая необходимость возникнет вновь, то 400 миллиардов, которыми так доволен президент, хватит ненадолго. А необходимость может возникнуть в том случае, если население вдруг почувствует, что все катится в тартарары и деньги лучше держать не в рублях на банковских счетах, а в долларах и под подушкой.

Разбазарив все золотовалютные резервы (этого, конечно, не будет ни в коем случае, но обострить ситуацию до схематичной нам никто не мешает), Центробанк вынужден будет сделать курс привлекательным – для того чтобы население заработало на возврате денег в банки, то есть на конвертации их в рубли. Когда-нибудь этот момент обязательно наступит. И есть большая вероятность, что ждать его осталось не годы, а месяцы или даже недели.

После выборов 18 сентября, когда народ вновь подтвердит свое доверие правящей партии «Единая Россия», представители которой опять прочно займут депутатские кресла в Государственной думе, народ будет вынужден принимать последствия своего выбора. У государственной власти выбора, кстати, тоже особого нет. Экспорт в стоимостном выражении падает быстрее импорта, который, как могут, тормозят, прикрывая чисто экономическое регулирование политическими лозунгами. Так, по данным федеральной таможенной службы, экспорт товаров за первое полугодие текущего года уменьшился на 29,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (со 181,6 млрд долл. до 127,7 млрд долл.), а импорт товаров за этот период снизился лишь на 9,5% (с 92,3 млрд долл. до 83,6 млрд долл.) к первому полугодию 2015 года. Переходить на отечественную продукцию российский народ пока не хочет еще и потому, что импортные товары из-за удерживаемого курса рубля пока не слишком поднялись в цене. Но если доллар будет стоить не 66 рублей, как сейчас, а 90 или даже 100, то импорт станет менее востребованным без всяких санкций. И начнет падать быстрее, чем экспорт, что для платежного баланса страны будет очень даже хорошо.