Не уменьшить, а замедлить
Недавно Федеральная антимонопольная служба России предложила разработать новую систему в сфере оплаты коммунальных услуг, поставив тарифы ЖКХ в зависимость от их качества. Вернее, даже не так... ФАС объявила о намерении снижать тарифы на жилищно-коммунальные услуги в тех регионах, где эти услуги имеют низкое качество. Или, наверное, лучше сказать вот так: ФАС решила увязать тарифы на ЖКУ с их качеством и при ежегодном повышении тарифов запрещать это делать в тех регионах, где качество услуг ЖКХ не удалось сделать достаточно высоким. А ответственными за качество жилищно-коммунальных услуг предлагается назначить губернаторов и именно с них потом спрашивать. На самом деле – все немного запутались.
Не все поняли, да и не старались
Так чего же на самом деле хочет ФАС, которая с лета прошлого года, помимо прочего, контролирует тарифную политику в России, в том числе и в сфере ЖКХ? Снижать тарифы или не разрешать их повышать?
Нам всем, и журналистам в том числе (мы же тоже люди), хотелось бы верить, что речь в этой инициативе идет о снижении тарифов ЖКУ в наказание за ненадлежащее их качество. Заголовки публикаций во многих федеральных и региональных изданиях свидетельствуют, что многие в это уже уверовали. А эксперты всех мастей успели пройтись по инициативе со своими разнополярными оценками. Одни, как водится, всецело одобряют и поддерживают – давно, мол, пора. Другие упрекают идею ФАС в нежизнеспособности, так как воплощение ее невозможно физически.
«То, что ФАС хочет придать значимость собственной работе, приобрести дополнительные рычаги воздействия на всех, – это однозначно. Но как она сможет снизить тарифы? Это в уме не укладывается. Это обыкновенный пиар, несерьезное что-то», – заявил, например, глава одного из ростовских ТСЖ.
«У нас цены на энергоносители каждый год растут, соответственно, должен быть и рост тарифов на услуги ЖКХ. В наших условиях топливно-энергетические ресурсы занимают в структуре тарифов 50-60%. Инициатива по снижению тарифов может воплотиться в реальность только при условии, если государство будет регулировать стоимость поставки топливно-энергетических ресурсов, а также цены на перевозки всеми видами транспорта», – заявил руководитель одной из якутских ресурсоснабжающих организаций.
«Да и как вообще они собираются проверять это самое качество коммунальных услуг?! – удивлялись эксперты. – Ну, тепло, предположим, не того качества подается, есть недотоп или перетоп, по приборам учета можно отследить, но как снизить потом тариф? А потом, за недотоп и сегодня же перерасчет делается, законом все уже предусмотрено...».
Ну ладно, председатели ТСЖ и директора РСО могут чего-то не понимать, решили мы и обратились в местные правительственные ведомства с вопросом: что хочет ФАС и как можно идею воплотить? Удивительно, но и здесь никто пока ничего не понимает и в деталях еще даже не разбирается.
В комитете по государственному регулированию тарифов Саратовской области нам сообщили, что данный вопрос в сферу их ответственности не входит. Про снижение тарифов за низкое качество они не слышали, а проекты, чьи бы то ни было, у них комментировать не принято. За позицией субъекта РФ по поводу инициативы ФАС нам посоветовали обратиться в минстрой – «это их тема».
В министерстве строительства Саратовской области, которое еще и министерство ЖКХ и в котором тоже не любят комментировать проекты, хотя всегда готовы исполнять прямые поручения, заявили, что за тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства у нас в правительстве отвечает комитет, а за качеством услуг ЖКХ следит Госжилинспекция. И кто-нибудь из них наверняка что-то должен знать про предложение ФАС и перспективы его воплощения.
Расти будут, но вместе с качеством
Разбираться, понятно, пришлось самим, и начали мы с внимательного чтения предложения ФАС. А там все русскими черными буквами по белому листу написано. Сразу скажем, что растиражированное впечатление о грядущем снижении тарифов за низкое качество услуг в сфере ЖКХ – обманчиво. Ничего такого нам в ближайшем будущем не грозит. Тарифы будут повышаться (в иных регионах, быть может, медленнее обычного), но и качество их, возможно, будет расти. И чем больше будет расти качество, тем сильнее начнут расти тарифы.
Согласно проекту постановления, который антимонопольная служба разработала и опубликовала на федеральном портале раскрытия информации и который сейчас как раз обсуждается в федеральном правительстве, губернаторов хотят обязать заключать с антимонопольной службой специальные соглашения «по достижению показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние отраслей тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также физическое состояние инфраструктуры».
То есть в этих соглашениях, согласно предложению ФАС, должны быть прописаны показатели качества обслуживания и модернизации оборудования ЖКХ, к которым регионы должны стремиться. А устанавливаться эти показатели будут исходя из текущего экономического состояния предприятий тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения и из степени изношенности действующей инфраструктуры. Полный перечень показателей качества услуг и оборудования, по плану ФАС, будет ежегодно актуализироваться и утверждаться правительством РФ.
Здесь же, в проекте постановления, сказано, что в зависимости от успешности выполнения соглашения к регионам при ежегодном изменении тарифов на услуги ЖКХ будет применяться понижающий или повышающий коэффициент. То есть если намеченных в соглашении с ФАС показателей качества тому или иному региону достичь не удастся, то коэффициент на повышение тарифов ему достанется понижающий. А значит, тарифы в таком регионе на ближайший год или вовсе не повысятся, или повысятся минимально и незначительно. О снижении уже действующих тарифов речи не идет.
Корректировать не значит снижать
В самой антимонопольной службе пояснили, что таким образом, через соглашения по достижению показателей качества, будет реализовываться принцип «тариф в обмен на инвестиции».
В соглашениях, как говорят в ФАС, будет «заложена планка», которой ресурсоснабжающая организация и администрация региона обязуются достичь.
«Каждая регулируемая организация и орган местной власти должны обосновать необходимость увеличения платы граждан и в последующем показать результаты работы», – говорит, в частности, начальник управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Алексей Матюхин.
«Изучив правоприменительную практику за последний год, мы выявили значительную «недорегулированность» в тарифной сфере. И вносимые нами законодательные изменения направлены на то, чтобы формирование тарифов в регионах носило прозрачный характер, чтобы в тарифах учитывались только те затраты, которые действительно есть, и не было бы необоснованного излишнего роста тарифов в коммунальной сфере», – добавил он.
А потом с пояснениями выступил и заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис. Он тоже отметил, что обсуждаемое предложение ФАС вообще не про снижение платежей.
«Сегодня за невыполнение подобных показателей уже есть ответственность. По закону тариф конкретной организации снижается, если она не выполнила свои инвестиционные обязательства либо целевые показатели по качеству. Установка аналогичных целевых показателей и для губернаторов – это наша инициатива, но речь шла не о «наказании» снижением тарифа, а, наоборот, о праве корректировать тариф (в сторону повышения. – Прим. ред.) в обмен на инвестиции и рост качества», – сказал он.
[кстати сказать] Руководитель ФАС России Игорь Артемьев пообещал бизнесу новую политику в сфере тарифообразования практически сразу после принятия новых полномочий. Назвав повышение тарифов в предыдущие годы «безудержной гонкой», он заявил, что основными принципами их расчета теперь будут «инфляция минус» и «тариф в обмен на эффективность», что предполагает индексацию тарифов естественных монополий при условии снижения ими собственных издержек. А потом ФАС начала доказывать следование этим новым принципам. Так, по данным ведомства, при инфляции в 12,5% в 2015 году рост тарифов на газ составил 2%, индекс платы граждан за услуги ЖКХ – 4%, услуги по транспортировке нефти – 5,76%. «Все тарифы установлены ниже инфляции», – подчеркнули в ведомстве. При этом ФАС пообещала бизнесу и компенсационный механизм, который заключается в дополнительных «инвестиционных» 2%, которые могут получить отельные регионы под конкретные проекты в области электроэнергетики, водоотведения, водо– и теплоснабжения. С помощью этого механизма, надо полагать, правительство надеется привлечь инвесторов в сферу ЖКХ. Напомним, по заявлению Минстроя РФ, до 2018 года в концессию планируется передать все унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Это около 4 тысяч государственных и муниципальных организаций, тысяча из которых признаны проблемными. После чего образование ГУПов и МУПов в коммунальной отрасли будет запрещено. |