Провокация незаконных врезок

Оценить
Откуда у «Саратовводоканала» взялись расценки в сотни тысяч рублей – советуют узнать у Барака Обамы

После смены руководства муниципального предприятия «Саратовводоканал» цены на подключение потребителей к городской водопроводной сети значительно выросли. Однако чем объясняется такое удорожание – непонятно.

Прокуратура и срок

Наталья Ильчишина работает в сфере недвижимости и, в частности, оказывает услуги по оформлению документов при подведении коммуникаций к помещениям. Наталья рассказала «Газете Недели»: «в течение двух лет я наблюдаю, как беспорядочна и неудобна система оформления документов в Водоканале. Мне кажется, даже самому Водоканалу это невыгодно. Потому что оформление воды в течение 1,5-2 лет – это оттягивание времени. Так они сами себя лишают абонентов, которые платят за воду».

Например, предприятие не выдерживает установленные законом сроки: «У человека принимают заявление, после чего как минимум три месяца эти документы где-то в Водоканале ходят. Хотя, согласно закону, в течение 20 дней должны быть рассмотрены документы и, если все в порядке, выданы технические условия».

В какой-то момент Ильчишина даже написала заявление в прокуратуру – после того, как документы из Водоканала вернулись только через три месяца. «Прокуратура написала, что да, действительно было выявлено нарушение, что документы должны были быть выданы в течение 30 дней». В результате на Водоканал был наложен штраф.

Сметный вопрос

В конце прошлого года на пост генерального директора «Саратовводоканала» был назначен Сергей Винарский. После этого предприятие резко повысило расценки на подключение к водопроводным сетям. «Обычно стандартная средняя сумма, которая взималась до прихода Винарского, составляла где-то от 10 до 20 тысяч рублей, – пояснила Ильчишина. – Но в этот раз сумма составляла уже 320 тысяч рублей. И это с учетом того, что мы просили врезаться в ближайшие колодцы, до которых от нашего помещения – метров пять. Для примера: ранее стоимость врезки составляла около 15 тысяч рублей за 150 метров водопровода».

В Водоканале причину повышения цен ей объяснили изменением схемы функционирования организации: теперь все необходимые работы, включая геодезические исследования, делает сам Водоканал. Частные организации к их выполнению больше не привлекаются.

«Когда я спросила, почему такая большая сумма, в Водоканале ответили, что, мол, в прошлый раз вы же через частные организации это делали, а теперь это делаем мы», – объяснила Ильчишина. Если Водоканал больше не разрешает привлекать к проведению работ частные организации, то у заказчика просто не остается выбора.

Как сформировалась сумма, требуемая Водоканалом за подключение? Чтобы понять это, нужно изучить смету работ. Однако получить этот документ в «Саратовводоканале» Ильчишиной не удалось: «Когда я пришла в Водоканал подписывать договоры, в них содержались не все документы. Приложение номер один, в котором оговариваются техусловия подключения, людям просто не выдается. И так они работают уже давно, это не единичный случай».

В ответ на претензии Ильчишиной в Водоканале сослались на распоряжение областного комитета госрегулирования тарифов. Однако «когда мы пришли в комитет по тарифам, там нам дали отписку, что мы должны брать сметную стоимость в Водоканале», – вспоминает Ильчишина.

Когда собеседница вышла из себя и пригрозила чиновникам комитета придать эту историю огласке в СМИ, «человек, который сидел в юридическом отделе, мне так нагло ответил: «Мы вам смету не дадим». Вы, мол, еще президенту напишите, а лучше – обращайтесь к Обаме».

Ответ или нет?

«Согласно закону о защите прав потребителей, мы имеем право знать, за какие услуги с нас собирают эти деньги», – говорит Ильчишина. Не получив нужного ответа в инстанциях, она (от имени клиента, которому помогала в подключении к сетям) направила еще одно обращение в прокуратуру с просьбой проверить обоснованность формирования расценок. Прокуратура передала запрос в администрацию Саратова, которая предоставила Ильчишиной официальный ответ.

В документе за подписью замглавы администрации по городскому хозяйству Сергея Пилипенко (документ есть в распоряжении редакции) говорилось, что плата за подключение была утверждена распоряжением областного комитета госрегулирования тарифов №28/13-р от 30.06.2016 г. «с указанием стоимости технических мероприятий, необходимых для подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения». Однако, как считает Ильчишина, ответа по существу ей не предоставили: «Я читала распоряжение, на которое они ссылаются. Но там содержатся только общие положения. Я же требовала смету, где указано, на что конкретно пойдут эти 320 тысяч рублей... Водоканал постоянно жалуется, что им не хватает денег, что абоненты не платят. Так вот после таких «хитов» приходит мысль, что дело тут в чем-то другом. Что не очень-то они и заинтересованы в абонентах, потому что отпугивают их ценами, отношением, а также провоцируют на незаконные врезки – ведь это и дешевле, и быстрее».

Слово Водоканалу

В адрес МУПП «Саратовводоканал» редакцией был направлен запрос: изменились ли с приходом нового руководителя расценки на подключение потребителей к водопроводным сетям (и по какой причине); действительно ли к таким работам более не допускаются частные организации (и по какой причине); предоставляются ли абонентам сметы с подробным обоснованием стоимости работ (если нет, то по какой причине). В официальном ответе пресс-службы предприятия сообщается, что плата за технологическое присоединение к водопроводным сетям устанавливается Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в соответствии с законом («Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» и «иными нормативно-правовыми актами»). «Размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством РФ индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения», – поясняется в ответе.

Кроме того предприятие сообщило, что направляет в адрес заказчика проект договора с указанием размера платы за подключение, а также номера и даты решения комитета по тарифам, которым этот размер был установлен. «При необходимости заявитель может обратиться в регулирующий орган для получения копии данного решения», – отмечает пресс-служба. Помимо этого в документе поясняется, что если в условиях подключения прописана обязанность провести проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, подрядные компании привлекаются к ним на конкурсной основе в соответствии с законом.