И у цирка мы замкнём всю эту красоту!
Пешеходная зона в Саратове скоро будет самой длинной в Европе – восемь с лишним километров! Это если считать вместе с проспектом Кирова – от Чапаева до Радищева, плюс новая пешеходная улица – по Волжской и Октябрьской от Радищева до набережной, плюс сама Набережная Космонавтов. Ходи – не хочу. Набережная, кстати, тоже вырастет, а еще появится пляж в черте города – долгожданный! В итоге набережная дотянется до городского парка, из горпарка по улице Рахова пешком уже сейчас можно дойти до Мирного переулка. «И у цирка мы замкнем всю эту красоту», – подытоживает Вячеслав Володин – собственно инициатор проекта – на одной из обзорных прогулок.
В режиме реального времени
Пешеходная улица, которая начинается у Чапаева, а продолжается до самой набережной – это невоплощенная мечта еще из советского времени. Однако до последнего времени о том, чтобы эту мечту реанимировать, речи не шло. С предложением продлить пешеходную зону от Радищева до Набережной Космонавтов внезапно в середине лета выступил Вячеслав Володин. Тут же появились красивые картинки: на одной красным цветом была выделена улица, которую планируют превратить в пешеходную, на второй показаны образцы плитки, которой будут ее мостить, на третьей – вид будущей «пешеходки» в районе «Липок». На заборе у входа в парк эти картинки висели совсем недавно. Выглядит это все здорово, ничего не скажешь. И улица получается нарядная, и туристам, прибывающим к нам по Волге, хорошо. Можно идти по свежеуложенной плиточке, не опасаясь внезапных машин и не убивая свою обувь о корявые саратовские тротуары.
Длинная «пешеходка» – это еще и простор для освоения ее малым бизнесом – сувенирными лавочками, летними мини-кафе (прямо как в Европе), точками с фастфудом.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. И овраги стали вылезать сразу же, как только началось преображение улицы Волжской, а за ней и Октябрьской.
Первые работы по демонтажу старой плитки начались ближе к концу августа, тогда же поэтапно стали перекрывать улицу Волжскую. Сначала вешали знаки «кирпич» и «стоянка запрещена», но когда стало понятно, что дорожные знаки постоянным обитателям «мажорки» не помеха, просто перекрыли улицу бетонными блоками. И весь центр, как водится, сковали пробки.
В понедельник, 5 сентября, под охраной этих блоков рабочие снимали асфальт напротив издательства «Слово». Тротуарную плитку демонтировали практически до улицы Некрасова. Несмотря на то, что реконструкция пошла ударными темпами, закончить новую пешеходную зону планируют не раньше ноября.
Боком реконструкция улицы Волжской вышла не только автолюбителям: перекрытая по Волжской улица Соборная – это выезд машин пожарной части №1. Бетонные блоки перегородили улицу, ни о каком проезде спецтехники, как об этом сообщалось в пресс-релизе администрации города, речи не шло. Объезд блоков по проезду Котовского, где, по словам заместителя начальника отдела ГИБДД по городу Саратову Юрия Носова, уже сейчас наблюдается затрудненное движение, должен увеличивать время подъезда пожарной машины к месту возгорания как минимум на несколько минут.
– На комиссии по безопасности дорожного движения в дорожном комитете администрации города возникло решение запретить по Котовского остановку-стоянку автотранспорта, чтобы увеличить пропускную способность этой улицы, – разъяснил Носов.
Оперативно получить комментарий от Управления МЧС по Саратовской области по поводу того, столкнулись ли пожарные бригады с этой проблемой и если да, то как ее планируют решать, нам, к сожалению, не удалось.
Впрочем, заместитель главы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин уверяет, что, когда реконструкция закончится, такой проблемы не будет:
– Проезд по перекрестку Волжская/Соборная останется – для спецмашин. Для этого будет сделано специальное усиление дорожного полотна в этом месте.
Есть еще один вопрос – на улице Волжской паркуется довольно много автомобилей: офисный центр издательства «Слово», само издательство, магазины, кафе, детская поликлиника – люди там работают, люди приезжают туда по делам и оставляют свой автомобиль на обочине улицы Волжской. Теперь она пешеходная, ура! А где будут парковаться все эти автомобили? Скорее всего, автолюбители станут подыскивать место для своих железных коней на Некрасова, на той же Соборной, на Комсомольской, где и так вдоволь паркующихся. Причем не исключено, что в процессе остановку-стоянку автомобилей запретят и на этих улицах – для увеличения их пропускной способности.
Может быть, проектом предусмотрена отдельная парковка?
Кстати, о проекте. Такого документа еще не существует в природе. Точнее, его разрабатывают в режиме реального времени. Идея, озвученная «нашим земляком», обрела воплощение в схеме саратовских улиц, на которой была выделена будущая «пешеходка». И сразу же, сразу же в «Саратовгражданпроекте» взялись за дело. С тротуаров на Волжской уже сняли плитку, теперь соскребают дорожное покрытие с автомобильной дороги, а проект все еще дорабатывается.
8 августа на постоянно действующем совещании Андрей Гнусин уже представлял проект пешеходной улицы. На фотографиях четко видно, что по улице Волжской от улицы Радищева до Некрасова одна полоса для автомобильного движения остается. «Это для того, чтобы избежать негативных эмоций автомобилистов», – объяснил тогда Гнусин главе администрации города Валерию Сараеву. Однако вчера Андрей Вячеславович заверил нашего корреспондента, что все-таки улица Волжская будет целиком пешеходной, а вот на Октябрьской – от Волжской и до Набережной – полосы для автомобильного движения сохранятся.
Так же поэтапно прорабатывается и схема движения автомобильного транспорта. Так что вряд ли можно говорить о том, что проектом где-то могут быть предусмотрены парковки для тех автомобилей, которые до недавнего времени парковались на Волжской.
Скоростной трамвай до пешеходной зоны
Еще один интересный вопрос, который ставит перед горожанами продление «пешеходки» до набережной, пришел в голову руководителю регионального общественного движения «Жить здесь!» Александру Ермишину: каков сценарий попадания жителей Заводского и Ленинского районов в благоустроенный центр? На такие расстояния граждане могут перемещаться либо на личном, либо на общественном транспорте. Для личного транспорта в центре города парковок и так не хватает, а теперь мест, где можно оставить свой автомобиль, станет еще меньше. О перспективах развития общественного транспорта речи не идет, более того, «в результате уничтожения рельсов на улице Кутякова 11-й трамвай перестал рассматриваться жителями Солнечного в качестве способа подобраться к центру и этой самой пешеходной зоне на расстояние пешей доступности».
Хотя кто знает, может быть, и для трамваев зажжется предвыборный свет надежды. На прошлой неделе Вячеслав Володин посетил «Саратовгорэлектротранс». Об этом много писали информационные агентства нашего города. И вот что выяснилось: в Саратове 70% трамваев работает больше 25-ти лет. Последнее обновление троллейбусного парка проводилось в 2008-2009 годах. Генеральный директор СГЭТ Константин Касьянов заметил, что при всем том городу нашему необходим скоростной трамвай. А для этого необходима помощь.
Подвижной состав скоро худо-бедно обновят – из Москвы вот-вот поступят бэушные трамваи и троллейбусы. Но, по мнению Володина, надо комплексно развивать предприятие, модернизировать его, делать трамваи бесшумными. Для того, чтобы трамваи ходили неслышно, есть даже специальная технология укладки трамвайных путей. Один вопрос – а когда в Саратове в последний раз прокладывали новые трамвайные пути? Зато о том, что разбирают старые, слышно регулярно.
С ветерком до Москвы по железной дороге
Еще одной привлекательной идеей, связанной с транспортом, поделился наш земляк с журналистами. Это случилось в Ртищевском локомотивном депо, которое Володин посещал 31 августа. Он заявил, что после принятия ряда управленческих решений поезда из Саратова до Москвы смогут доезжать за 9-10 часов, а не за 15-16, как сейчас.
Это по-настоящему отличная идея. Чем быстрее и дешевле можно добраться из Саратова в столицу, тем более интересным и выгодным для бизнеса становится Саратов. У предпринимателей уже не будет нужды переводить свое дело в Москву, чтобы экономить время. Что такое десять часов в поезде – одна ночь! Рабочий день полностью сохраняется для работы – дорога не отъедает у него ни одного лишнего часа. Один вопрос – ряд управленческих решений, таких как электрификация части пути и увеличение мощности тяги поездов, – в чьей компетенции? Неужели Ртищевского локомотивного депо? Или же такие вопросы решает руководство «Российских железных дорог» или хотя бы руководство регионального управления? Между прочим, Ртищевское локомотивное депо относится даже не к Приволжской железной дороге, оно в подчинении у Юго-Восточной железной дороги, управление которой располагается в Воронеже. Кстати, на сайте «ЮВЖД» последняя новость, связанная с Ртищевском депо, датирована 2009 годом. В общем, не очень понятно, кто будет воплощать эту отличную володинскую идею.
Молы и два дебаркадера
Пляж – это, конечно, тайная боль всех саратовцев. Жить в городе на Волге, но каждое лето ездить купаться в соседний город, или на остров посреди реки, или же украдкой, рискуя нарваться на штраф, утолять жажду большой воды в солярии в Затоне, или на нелегальном пляже в Увеке, или на «бетонке» «у зенитки» – есть от чего расстроиться. И создание легального пляжа на Волге в черте города – идея, которая перманентно присутствует в умах рядовых саратовцев, общественников и чиновников. Тем более что раньше пляж в Саратове был – на месте старой набережной. А потом берега Волги одели в бетон, дно вдоль правого берега расчистили и углубили для удобства судов, и пляж стал призрачной мечтой и смутным воспоминанием. Поневоле позавидуешь ближайшим соседям с левого берега. Особенно Самаре – там практически Копакабана местных широт. Пляж тянется вдоль всего города, он широкий, чистый и разнообразно устроенный.
В проект новой набережной Саратова новый городской пляж был вписан давно: еще 26 января нынешнего года на заседании градостроительного совета Саратовской области обсуждали обустройство городского пляжа на новой набережной от ул. Провиантской до ул. 2-й Садовой – проект включал в себя пирсы для яхт. Так что те рисунки, которыми заполнены все ленты новостей, с двумя волнорезами и V-образными пирсами на них, придумывали хотя бы не наспех.
Впрочем, у будущего нового городского пляжа судьба все равно туманная. В том месте, куда собираются привезти песок и выстроить молы, в Волге затоплены два старых дебаркадера. Об этом, между прочим, сказал сам глава администрации Саратова Валерий Сараев. Сразу вспоминается ледокол «Саратов», который уже несколько десятилетий лежит на дне Волги под мостом у Энгельса и который Валерий Радаев пару лет грозится поднять со дна и сделать в нем музей. Беда в том, что денег на подъем ледокола в казне нет. Впрочем, под выборы деньги на подъем двух дебаркадеров могут и найти.
Есть, правда, еще одна проблема у будущего пляжа: он будет по течению ниже ливневого коллектора, что находится в Глебучевом овраге. А современные очистные сооружения там до сих пор не установлены. Еще в 2014 году тогда заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов говорил, что на очистные сооружения для коллектора Глебучева оврага требуется 1,2 млрд рублей, а в общей сложности на все ливневые стоки – около 9 миллиардов. На тот момент на подготовительные работы было выделено только 24 миллиона рублей. Игорь Сорокин в группе движения «Жить здесь!» писал 22 августа, что «на днях был на градостроительном совете, где прозвучало уточнение: готов проект, на который были потрачены федеральные деньги, однако денег на воплощение нет».
Вопрос – даст ли Роспотребнадзор разрешение на открытие пляжа, вода рядом с которым оставляет желать лучшего? Кстати, канализационный коллектор, тот, который раньше выходил под саратовский мост, был отведен как можно дальше от береговой линии. Но стоки оттуда тоже ведь идут вниз по течению?