Где твоя молодость, Молодёжный?

Оценить
О жизни в «сталинках», «лагутенках» и «восхитительных» домах

Саратов – весьма эклектичный город. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по проспекту Кирова, где модерн соседствует со сталинским ампиром и конструктивизмом. И даже рабочие поселки иногда удивляют своими пейзажами. К сожалению, зачастую это пейзажи отцветающего величия. В определенной степени это относится и к Молодежному поселку, в народе более известному как 68-й поселок.

Молодежный располагается между поселком Техстекло, Трофимовским мостом, проспектом Строителей и улицей Шехурдина. Фактически он разрастается от СНИИМ (Саратовский научно-исследовательский институт машиностроения), хотя сам институт, как и знаменитое «Кольцо НИИ», в состав поселка не входят. Молодежный – это улицы Бульварная, Ламповая, Осенняя, Студеная и три одноименных проезда, частично 2-я Прокатная. Еще это школы №75 и 102, восемь детских садов и дикое разнообразие архитектуры. И, конечно, люди, которые порой и ругают свой район, но все равно не покидают его.

Забытые кварталы

Молодежный поселок, как и многие другие поселки Ленинского и Заводского районов, строился после Великой Отечественной войны, в 1950-е годы. Здесь же располагались 2-й и 4-й кварталы, но названия не прижились. В сущности, не прижилось и официальное, но благозвучное «Молодежный поселок». Куда чаще здесь можно услышать «68-й поселок». 68-м он стал из-за завода приемно-усилительных ламп «Рефлектор» (ПУЛ). Поскольку завод был секретным предприятием, то назывался п/я (почтовый ящик) 68. Отсюда и название поселка, а заодно и одной из его улиц – Ламповой. Для рабочих завода строились дома, в том числе «лагутенки».

Петарды и проститутки

«Лагутенки» – это типовые панельные дома серии К-7, возводимые по проекту инженера Виталия Лагутенко, деда знаменитого музыканта Ильи Лагутенко. Они начали появляться после выхода знакового постановления ЦК КПСС 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец эпохе пышного сталинского ампира. Новые дома, не претендовавшие на эстетическую ценность (за что и получили в народе уничижительное название «коробки»), решали другие проблемы – они строились быстро и из дешевых материалов – жилищный вопрос стоял в те годы очень остро. Поскольку «лагутенки» рассматривались как временный вариант, срок их эксплуатации был чрезвычайно мал – 20-25 лет. Они должны были исчезнуть еще в 1980-х. Однако многие из них пережили Советский Союз и стоят по сей день – брошенные и разрушающиеся, внушая ужас местному населению.

Пожалуй, наибольшая концентрация «лагутенок» находится в районе 5-го квартала – там они создают впечатление мертвого города. Есть свои «лагутенки» и в Молодежном – одна в начале улицы Студеной, другая – на Ламповой, в непосредственной близи от двух детских садов, детской поликлиники и больницы. Через дорогу – школа №75 имени Дмитрия Карбышева (во дворе школы установлен бюст герою Советского Союза – к слову, единственный памятник в Молодежном поселке). По какой-то злой иронии судьбы многие «лагутенки» почему-то находятся аккурат напротив детских садов. Впрочем, оттуда родители сами забирают своих чад, а вот для школьников это соседство куда опасней – дети постоянно бегают к «лагутенкам», лазают по разрушающимся лестничным пролетам и кидают петарды. По словам местных жителей, там постоянно околачиваются асоциальные типы, а год-два назад был обнаружен труп мужчины. Летом отсюда нестерпимо несет из-за того, что нерадивые люди выкидывают мусор и справляют нужду прямо в здании или около него. При этом одна из жительниц дома напротив видела своими глазами, как зимой в «лагутенку» заходила толпа проституток. В другой раз она заметила, как молодежь тусовалась на крыше дома. Хотя, по ее словам, сделать это практически невозможно из-за провалов в лестничных пролетах.

Дом огорожен со стороны улицы забором, но ничто не мешает попасть туда со двора. Чем молодые люди и пользуются. Не останавливает их даже грязь. Даже сравнительного небольшого дождя, который прошел 1 сентября, хватило, чтобы превратить здешнюю дорогу в месиво, заставляющее мам переносить детей на руках.

По словам местных жителей, дом № 2 на Ламповой давно признан аварийным, и его снесут, если наконец решат проблему с предоставлением нового жилья трем оставшимся семьям. Пока предлагаемыми вариантами они не довольны.

К счастью, другие «лагутенки» в Молодежном были снесены куда раньше. Как пишет пользователь birca birca на сайте oldsaratov.ru, дом на Осенней, 4, был расселен и снесен после визита президента России Бориса Ельцина в 1997 году, пообещавшего лично проконтролировать этот вопрос. В 1998 году жители этого дома переехали в новострой на 6-м квартале.

Ненужный детский сад

Но, увы, это не единственные заброшенные в Молодежном дома. Во дворе домов по Шехурдина, 44 и 46 можно обнаружить разрушающееся здание бывшего детского сада № 87 (Бульварная, 2а), который прекратил функционировать в начале 90-х. Внутри здания упадок и разрушение. По словам местных жителей, здесь иногда ошиваются наркоманы. Добавляют «шарма» и два повалившихся на крышу дерева. Местные жители к этому месту относятся неоднозначно. Кто-то считает, что дом нужно снести и «что-то здесь построить», кто-то конкретизирует – нужно восстановить детский сад. Одно время на его месте планировалось возвести три многоэтажки, что вызвало бурю возмущения жителей двора, обратившихся за помощью к госдепу Ольге Баталиной. Она поддержала их инициативу. Многоэтажки так и не появились, а здание детского сада продолжает постепенно разрушаться.

Еще одно заброшенное здание находится в районе домов по Шехурдина, 60а и 62а. И тут же, в соседних дворах, находятся два детских сада и школа № 102.

Эклектика

К счастью, «лагутенки» – не единственная архитектурная достопримечательность поселка. Молодежный вообще очень эклектичен, и его внешний вид сильно зависит от степени близости к «лицевой» части. То бишь если смотреть на Молодежный с проспекта Строителей и Шехурдина, это вполне симпатичный поселок с приятными глазу, хоть и не слишком вычурными сталинками (не считая, пожалуй, дома по Бульварной, 4 – с очень красивым фасадом). «Сталинки» расположились, в основном, на Бульварной и в Студеных проездах. На Студеной можно даже встретить величественную котельную. В 90-е на ней взорвался котел и затопил местную автостоянку. Со временем здание начало приходить в упадок, но в прошлом году там все-таки поменяли окна и завезли новое оборудование.

Если удаляться от проспекта Строителей в сторону 2-й Прокатной, то постепенно начинается край «хрущевок». Они тоже приходят в упадок, хотя еще держатся, во многом стараниями жильцов.

Молодежный для детей?

Пожалуй, наиболее современная часть Молодежного поселка расположилась на Осенней и, частично, Ламповой. Здесь есть новострои, возведенные несколько лет назад. Например, дом по Осенней, 8, был сдан в 2013 году. Он стоит как раз напротив «лагутенки» на Ламповой и, к счастью, огорожен забором, хоть и не полностью – из-за того, что здесь регулярно прорывает трубу.

Отдельное внимание привлекают детские сады. Они довольно красивы и их здесь много (для сравнения: а микрорайоне Техстекло, значительно превосходящем по размерам поселок Молодежный, семь детских садов, то есть на один меньше). Особое внимание привлекает крупный детский сад № 73 «Чудо-остров» (2-й Студеный проезд, 6а) со своими необычными для этой местности неоконструктивистскими формами.

Да и было бы странно, если бы в Молодежном не делался акцент на создании благоприятных условий для подрастающего поколения. Пускай в большей степени эти инициативы уходят корнями в прошлое. Так, во дворе одного из домов по Шехурдина можно обнаружить облупившийся старый бассейн – в советские времена его заливали водой, и дети купались там летом.

В поселке состояние детских площадок в целом оставляет желать лучшего, хотя изредка попадаются и современные. Зато на удивление часто здесь ухаживают за дворами. В первую очередь, бабушки. По их словам, поселок сильно изменился не в лучшую сторону в последние 25 лет: дома не ремонтируются, дороги совершенно убиты, а трещины под ногами и колесами с наступлением осени превращаются в глубокие лужи. Вместе с тем меняется и лицо поселка – если раньше Молодежный воспринимался как место, где будет строиться новая жизнь, то сейчас она тут если не затухает, то приобретает нездоровые оттенки: появилось очень много асоциальной и агрессивной публики, как грибы растут пивные магазины (с одним из них борются местные жители, потому что он был построен напротив детской площадки). Вечером же здесь становится опасно ходить – причем не только из-за наркоманов, но и потому, что не везде есть фонари. Особенно это касается Студеных проездов и, как ни грустно, Ламповой.

Нынешнюю молодежь, кажется, это вполне устраивает. Гоповатого вида ребята, сразу же интересующиеся наличием у меня сигарет, уверяют, что район хороший, а ночью ходить здесь безопасно, особенно «если знать местных пацанов». А вот старшеклассницы, встреченные в районе «лагутенки» на Ламповой, говорят, что хоть район их в целом и устраивает («привыкли»), но они бы с радостью переехали в другой («в центр, в центр, там же чисто, магазинов много, красиво, Волгу видно»).

Примерно в этом же духе высказывается и наша сотрудница Ирина Курьянова, некогда жившая в Молодежном: «Этот поселок раньше не навевал уныние, а сейчас люди оттуда бегут. Правда, детские сады восстанавливают – это хорошо». Бабушки тоже с ностальгией вспоминают о молодости поселка: «Когда советская власть была, у нас в поселке был порядок: и асфальт между домами был нормальный, и дома вовремя ремонтировались. Как молодежь по Шехурдина ходит – не понимаем... А раньше везде цветы были, парк стоял, все убиралось на субботниках – мы все-таки к заводу относились». Бабушек я встретил на Студеной, 19. Улица в районе их дома резко сужается до одной полосы, и машины здесь не разъедутся. Асфальт, к слову, тоже давно не ремонтировался.

P.S. Можно еще много говорить как о специфических проблемах Молодежного поселка, так и о тех, которые высказываются везде (отсутствие капремонта, проблемы с водоснабжением и т.д.), но обойдемся без патетики – таких поселков, как Молодежный, утративших следы былого величия, в нашем городе предостаточно. Что не отменяет их проблем (одна из наших собеседниц как раз указывала на то, что строительство новых пешеходных зон вовсе не значит, что надо закрывать глаза на окраины). Лучше всего состояние поселка характеризует спортивная площадка школы № 102, на которой футбольные ворота почему-то вынесены за забор. Такими же вынесенными за пределы «прекрасной эпохи» оказались и жители Молодежного.


[кстати сказать]

Антон Морван, журналист:

68-й ПОСЕЛОК – СОВЕТСКАЯ АТЛАНТИДА

Молодежный поселок представляет собой типичную провинциальную окраину – износившуюся вместе с канувшей в Лету страной, советской Атлантидой. Некогда продвинутое поселение для рабочих высокотехнологичных производств, которые в послевоенные годы размещали в Ленинском районе, теперь эта местность тихо деградирует, представляет собой не только маргинализирующееся пространство, но и своего рода музей под открытым местом.

Для Саратова этот поселок уникален тем, что здесь присутствуют сразу несколько архитектурных пластов, отражающих историю советского зодчества и градостроительства: массив вальяжных «сталинок» (особенно интересным является здание котельной-дворца, создающее вокруг атмосферу какой-то питерской промзоны на Выборгской стороне Северной столицы), серых «хрущевок», а также более поздних панельных многоэтажек.

В настоящий момент 68-й поселок интересен тем, что здесь сохранились панельные пятиэтажки серии К-7, более известные как дома инженера Лагутенко. Два дома (один на улице Студеной, второй – на Ламповой) расселены и являют собой экстремальные «черные дыры» урбосферы. Жить в домах Лагутенко в последние годы было почти невозможно, и их обитатели долго ждали, когда же их расселят.

Но винить сами дома неправильно, естественно, виноваты чиновники, которые занимаются профанацией программы расселения из аварийного жилья. А тот факт, что эти панельные «динозавры» дожили до наших дней, лишь говорит о качестве возводимых в СССР домов-времянок, эксплуатируемых вдвое дольше, чем им отвели времени создатели.