Трудовое воспитание, электронные книги и отмена ЕГЭ

Оценить
Веселые и грустные диалоги о нуждах школьного образования

Подавляющее большинство россиян считает, что в средних школах детям необходимы патриотическое воспитание и начальная военная подготовка. За это высказались 89 и 78 процентов россиян, принявших участие в проведенном накануне 1 сентября опросе «Левада-центра». Но не только навыкам, как Родину любить, должны обучать детей. «Газета Недели» выяснила, чего еще не хватает саратовским школам.

Незаменимых не бывает

Понедельник, полдень. У открывшегося накануне фонтана собралась толпа горожан. Дети-дошколята с визгом пробегают под взлетающими струями воды. Родители и бабушки с дедушками поглядывают за ними, отдыхая на скамейках. Кто-то фотографируется на фоне новой достопримечательности, свалившейся городу на предвыборную голову.

Найти здесь главных заинтересованных лиц непросто: учащиеся сейчас на уроках, их родители – на работе. Но все-таки мамы школьников нашлись:

– Как вы думаете, что нужно изменить в школах?

– Учителей надо заменить, – категорично отвечает женщина лет сорока, мама девятиклассника и первоклассника.

– Что вас в них не устраивает? Каких именно учителей нужно заменить?

– Всех. Это не разговор на пять минут... – вздыхает собеседница, представившаяся по имени Елена, – но подробно я не хочу сейчас об этом говорить.

А Ирина, мама пятиклассницы, выражает сожаление, что рюкзак школьника слишком тяжел:

– От такой тяжести неудивительно, что сколиоз у всех развивается. Мы все-таки в 21 веке живем – можно было бы ввести электронные учебники.

На лавку подсаживается пенсионер Михаил Степанович. Внуки его, как выяснилось, далеко – аж в Хабаровске, видит он их редко, но о школьной жизни знает хотя бы от знакомых.

– Поборы надо отменить! Постоянно с родителей берут на какие-то школьные нужды. Школа – это государственное учреждение, значит, государство должно обеспечивать. Не все же родители обеспеченные, правильно?! Для кого-то из родителей 200-300 рублей – небольшие деньги, а кому-то это удар по карману, – считает Михаил Степанович.

«Без ЕГЭ нормально закончил, не расходовал бы»

Лозунг «отменить, упразднить, ликвидировать ЕГЭ» поддерживает другой житель города, тоже дедушка: одному внуку Хамзата исполнилось 5 лет, второму 3 года.

– Это смертельно тяжелый экзамен. На грамоту он не повлияет, а нервы гробит. Смертельно тяжело, смертельно тяжело... – говорит с сильными восточным акцентом приветливый собеседник, называющий сам себя «чистокровным татарином». – А толку никакого нет от ЕГЭ. Вот хорошо, сдал человек ЕГЭ, нервотрепка. А из деревни приезжает такой же студент, договорится – он там же учится.

– Думаете, договориться можно? Коррупция, связанная с ЕГЭ, на ваш взгляд, развита?

– Уверен! Без ЕГЭ нормально закончил бы, не расходовал бы – а сейчас ищут человека, чтобы отдать кому-то, чтобы всё нормально было.

– А вы в новостях где-то слышали или лично знаете тех, которые купили ЕГЭ?

– Я сейчас, если захочу, примеров сто найду. Но я не говорю никому, доказывать не буду, свидетелем не пойду. Так что, сто процентов, не надо ЕГЭ! Даже, говорят, в правительстве решают, убрать или не убирать ЕГЭ. Но ничего, проживем! Лишь бы война не была. И не будет войны, потому что мы в России гордые, никого не боимся, всех победим!

– А хотели бы вы, чтобы в школах ввели военную подготовку?

– Военная подготовка – ничего, не помешает. Потому что когда-нибудь война все равно будет. Я не увижу войну, мои дети не увидят – а вот внуки, наверно, увидят. Поэтому подготовка нужна. Мужчинам к тому же нужна подготовка, если вдруг где-нибудь придется защищать женщин и детей. Вот если я смогу, я сотру в порошок кого-то за тебя, потому что ты – женщина, – отмечает Хамзат, указывая кивком в сторону фонтана, на место воображаемого противника.

«Запасайтесь желудями»

– Трудовое воспитание ввести бы им, чтобы труд любили и ценили, – отвечает на тот же вопрос бабушка семиклашки Татьяна Викторовна. Я замечаю:

– Слышала, появилось предложение, чтобы фермеры приходили на уроки технологии и рассказывали о труде на земле.

– Рассказывать – это не то. Нужно, чтобы они сами трудились, а не слушали рассказы. Чтобы мальчик умел гвоздь забить, шуруп закрутить, электрическую розетку починить, чтобы девочка кашу умела сварить, пуговицу пришить могла – как нас учили в наше время.

– Но сейчас, по-моему, всё то же самое делают на уроках технологии?

– Нет. Мой внук уже в седьмом классе, но ничего так и не учат пока делать.

– У меня у соседки внук есть – так их замучили поделками разными! – вступает в разговор сидящая рядом дама того же возраста, представившаяся Галиной Викторовной.

– Вот вам хорошо, а у нас вообще ничего не делают, – с сожалением отмечает Татьяна Викторовна.

– Да ничего хорошего, – возражает ее подруга. – Спрашивают с детей, а делают родители с бабушками и дедушками. Вот зачем это задают на дом? На уроке – я понимаю, ребенок может показать, что он сделал. А получается так, что ребенок за компьютером целыми днями сидит, а старшие поделки мастерят. А потом бабушка хвастается: «Ой, ребенок наш в Ленинском районе на конкурсе поделок занял первое место!». Я говорю: «Это ты заняла первое место, ты три дня сидела, а твоему внуку дали!». Отменять надо эти конкурсы между родителями!

* * *

Худощавый мужчина лет сорока пяти в белой рубашке и джинсах стоял сбоку от парадной лестницы театра и с задумчивым видом курил.

– Глуп тот человек, который придумал компьютер, – выдохнув из ноздрей дым, заговорил незнакомец. – Они ищут не ту информацию, которая нужна: ищут игры, порно... Подойдите к любому молодому человеку, спросите, что он читал. Я в детстве ходил в Пушкинскую библиотеку, учился в госуниверситете на физфаке, потом в Москве. Помню, сыну своему дал кроссворд – три слова отгадал из ста двадцати, и то чисто интуитивно отгадал, хотя он не женщина. Они не хотят работать, они хотят быстрых денег и много. Сын вырос, говорит: «И как ты работаешь за такие деньги?» Я: «Поехали куда-нибудь на вахту – в Сибирь, Сочи, Москву». Поехали. На второй день говорит: «Пап, работать после обеда я не выйду, поехали домой». Сейчас мой сын в тюрьме. Он наркоман. Второй раз сына посадил уже я. Потому что он дом превратил в притон. Ему дали по минимуму – один год, и то потому, что я попросил. А потом что будет?

– Как вы думаете, в чем была ваша ошибка?

– Ошибка? Мало ремнем порол – мне так менты сказали. Скорее всего, ошибка опять моя: я уехал на вахту на полгода, жена слегла в больницу. Сыну было 14 лет. С этого, скорее всего, всё началось: друзья, подруги, трехкомнатная квартира в центре города, полная свобода. Я же не думал об этом совершенно, как я мог об этом подумать?