Воронеж: власть без забора

Оценить
Беглый взгляд на столицу Черноземья

Поездка на море на машине предполагает ночлег в пути, ведь преодолеть около 1300 километров без остановок – сложная задача для автолюбителя. Мы решили сделать остановку, совместить необходимую для отдыха задержку в пути с посещением нового для себя города. Выбор был ограниченным, чтобы не сильно отклоняться от оптимальной траектории: Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар. Выбрали Воронеж.

Я мало что знала об этом городе, более того, он казался мне менее привлекательным (если не сказать более убогим), чем родной Саратов. Почему-то я думала, что Воронеж меньше Саратова. И это действительно было так до демократических перемен в стране на рубеже 90-х, к началу которых население города достигло 900 тысяч человек. В Саратове, кстати, в 1990 году было на 7 тысяч больше, если верить Википедии. Но в десятые годы население в Воронеже стало неуклонно расти, и в 2013 году перевалило за миллион.

У нас же после минимума постсоветской истории, в 2007 году, когда население Саратова снизилось до 831 тысячи, численность города росла и уменьшалась, сейчас она немногим более 840 тысяч. Со своими претензиями на миллион человек, что было (было!) в конце 80 – начале 90-х, Саратов давно распрощался. А тогда мы реально ждали, что город перешагнет миллионный рубеж и у нас появится метро. И саратовцы будут покупать колбасу производства Энгельсского мясокомбината в своем городе, а не кататься за ней в Москву на 9-м поезде. Не сбылось. Имеется в виду население, а не колбаса, ее-то как раз в магазинах появилось больше и выбор разнообразнее. Произошедшая в Саратове деиндустриализация, отъезд многих знакомых и продолжающийся отток способной молодежи – на фоне этого стало казаться, что аналогичная ситуация и в других крупных российских городах.

Оказалось, в Воронеже не так. В чем секрет, что этот город стал, как говорят специалисты по градоустройству, привлекательным для «человеческого капитала»? Это мы пытались понять в течение летнего вечера по пути на черноморский курорт.

Столица Черноземья и колыбель российского флота

В Воронеже много широких улиц, на которых транспорт движется в шесть рядов. Стараюсь оправдать отсутствие таких улиц в Саратове тем, что Воронеж во время Великой Отечественной был основательно разрушен бомбардировками, и улицы прокладывали заново, у нас же их заложили в 1812 году.

Много впечатляющих зданий, масса памятников и городских скульптур, многие из которых появились в последние годы. Центральная улица города – проспект Революции – как нить, на которую нанизаны достопримечательности. Это не только исторические здания, увешанные мемориальными досками, но и уютные скверики с клумбами и милые городские скульптуры. Есть традиционные – мемориал Победы – и не очень. Такие, как солдат-письмоносец с фронтовыми треугольниками или Белый Бим Черное ухо. Воспоминания детства о прекрасном фильме про преданную собаку, при просмотре которого было пролито немало слез. Автор книги о Биме Гавриил Троепольский – уроженец Воронежа.

Воронеж: власть без забора

Здесь же главный храм Воронежа – величественный Благовещенский собор, огромный, белый, с множеством куполов (построен вновь в 2009 году взамен разрушенного во время оккупации), управление Южной железной дороги – грандиозный сталинский ампир со шпилем, за которым притаилось здание художественного музея – ярко-зеленое с белой затейливой отделкой, удивительный образец провинциального барокко.

По пешеходной улице Карла Маркса (на самом деле уютный бульвар) шагу не ступишь, не увидев памятник: Высоцкий, Маршак. Чего-то мы не увидели, но это повод еще раз приехать в Воронеж. Где еще найдешь «Котенка с улицы Лизюкова» или сидящую на стуле загадочную «незнакомку»?

Как многие российские города, Воронеж провозгласил себя столицей. Черноземья. А еще этот город считает себя колыбелью российского флота. Здесь Петр I начал строить первые российские корабли. Один из самых больших – 58-пушечный парусный линейный корабль «Гото Предестинация» был спущен на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года на воронежской верфи. В 2014 году историческое судно было воссоздано, сейчас оно пришвартовано к Петровской набережной. Не побоюсь назвать его главной достопримечательностью Воронежа. Хоть город и не является туристическим центром, билеты для посещения этого плавучего музея надо заказывать заранее. Нам удалось полюбоваться им только снаружи.

Саратов – тоже колыбель. Газпрома. И стела соответствующая установлена в Елшанке, на месте первого промышленного месторождения. Туда не только турист, редко какой саратовец доберется.

Элитки с архитектурными изысками и «учительские» дома

Бродя по городу, мы встретили немало церквушек. Расположен город на одноименной реке и на Воронежском водохранилище. Широкий водный простор, город по обоим берегам. Дополнительный плюс. Правый берег обрывистый, дома теснятся по склону, с берега выглядит очень живописно. На левом берегу массовое строительство, но дома не как в Саратове – раскрашенные разными цветами параллелепипеды, считающиеся элитной застройкой. Видно, что к проектам прикладывали руку архитекторы, здания разные, в наличии архитектурные придумки и примочки, так радующие неизбалованный глаз саратовца, привычного ко всяческого рода «Лазурным» и «Изумрудным».

Много круто уходящих в город улочек, старая застройка соседствует с новой, но в исторической части 25-этажные монстры не строятся. Поэтому создается впечатление милой патриархальной провинции, сменяющееся на центральных магистральных улицах ощущением, что ты в реально большом городе. В скверах, таких как Кольцова или Петровском, ухоженные клумбы – розы, колеусы, петуньи, бегонии. Гуляют мамаши с колясками, фланирует молодежь. Особенно поразил газон в Кольцовском сквере вокруг большого фонтана. Травка нежная, ровная, английская королева позавидует. Вот бы нам такой в сквере на Рахова, где пространство между деревьями давно утоптано.

Воронеж: власть без забора

Ну и еще к теме застройки. На минувшей неделе воронежские информагентства сообщили, что в сентябре будут заселены «учительские» дома, один – на 356 квартир, другой – на 336. В декабре прошлого года сдан «учительский» дом на 296 квартир. Помните такой проект «Учительский дом»? Это когда региональные власти выделяют земельные участки, а муниципальные помогают с проведением инженерных коммуникаций, обеспечивая тем самым низкую стоимость квадратного метра. У нас про этот проект много говорилось три года назад, даже выделялись территории на поле несбыточных надежд НИИ Юго-Востока, и его благополучно завалили. А в Воронеже более тысячи молодых учительских семей обзавелись жильем, стоимость квадратного метра не превысила 30 тысяч рублей. И теперь заместитель председателя Совета Федерации РФ Галина Карелова, осмотревшая вместе с губернатором Алексеем Гордеевым дома учительского кооператива, предлагает распространить воронежский опыт на всю страну.

Конечно, много заводов в Воронеже закрылось, но, в отличие от Саратова, здесь не похерили авиационный завод: выпускают широкофюзеляжные самолеты Ил-96. Наряду с сохранившимися предприятиями появляются новые. В их числе глобальный центр эксплуатации сетей компании Nokia Networks, который стал пятым в мире и первым в России. Более полутора десятка вузов. Понятно, что люди едут в город учиться и находят потом себе работу, остаются здесь жить.

«Народный маршрут» – фишка Воронежа

Ни разу во время прогулки мы не увидели трамваев. Оказалось, в Воронеже борьба с трамваями велась более успешно, чем в Саратове, от них избавились в 2009 году. Как и у нас, тут ведутся разговоры о создании скоростного трамвая.

Пассажирские автобусы большой вместимости, которые мы видели, в основном были российские «ЛиАЗы». В жару окна были наглухо закрыты. Ясное дело, кондиционеры в салоне работают. О ГОСТе, применяемом к нам саратовскими транспортными чиновниками (температура в салоне равна уличной плюс 3 градуса), в Воронеже, полагаю, не знают. Этот нюанс красноречиво говорит о том, что власти проявляют заботу о горожанах.

И еще в Воронеже есть так называемые «народные автобусы». Шестнадцать бесплатных «народных маршрутов» связывают отдаленные части Воронежа с центром города, финансируется это благое дело за счет областной казны. В конце августа воронежские ленты сообщали, что пассажирское автотранспортное предприятие №3 получило 25 новых низкопольных «НефАЗов». Они будут курсировать по «народным маршрутам» (узнать автобус можно по букве «н» в номере). Губернатор обещал дальнейшее развитие программы «Народный маршрут». Пока такие автобусы курсируют нечасто, интервалы от получаса. Но есть график движения, и пенсионер, экономящий каждую копейку, «народного» автобуса дождется. Обновление муниципального автопарка влечет требование к частным перевозчикам о покупке новых машин.

Как и везде, частные перевозчики плачутся о низкой рентабельности и лоббируют повышение цен за проезд. Пока долоббировались до 15 рублей в дневное время и 20 в ночные часы.

Воронежу не повезло в туристическом плане, у него нет такого преимущества, как Волга с туристическими теплоходами. Но это не мешает городу расти и развиваться. В многочисленных рейтингах он занимает довольно высокие места. Например, в рейтинге регионов по благосостоянию семей по итогам 2015 года Воронежская область расположилась на 36-м месте, годом раньше была на 40-м. Саратовская область стабильно занимает 58-е место. Валовый региональный продукт в расчете на душу населения у наших соседей составляет 304,3 тыс. рублей, у нас – 225,3. В чем секрет такого уверенного роста Воронежа? Может, там более инициативное и умелое руководство? Или жители этого города трудолюбивее и умнее, чем мы?

P.S. Кстати, правительство Воронежской области забором от народа не огорожено.