Модерн с древнерусским акцентом
Это внушительное сооружение – самый большой по этажности на то время в Саратове доходный дом – было построено в 1913 году по проекту архитектора М.А. Пульмана на принадлежавшем владельцу мыловаренного завода Арсению Александровичу Ананьину обширном дворовом месте, выходившем на три улицы.
Вячеслав Давыдов, краевед
Арсений Ананьин, купец 2-й гильдии, бывший цеховой, выросший в преуспевающего предпринимателя, производил различные сорта мыла (пальмовое, кокосовое, ядрёное, мраморное, простое, туалетное), а также некоторые сорта масел, включая технический глицерин. Производство его, основанное в 1870 году, со временем достигло 80 тысяч пудов в год, удостаивалось наград на выставках 1889 и 1896 годов и приносило доход до 300 тысяч рублей в год.
После преждевременной смерти купца его наследники (сыновья Александр, Дмитрий, Леонтий и супруга Александра Алексеевна, жившие «одним капиталом») совместно с семьей купца и гласного городской думы А.И. Арно в 1903 году основали торговый дом «Ананьины и Арно» – «с целью приобретения и эксплуатации мыловаренного завода, производства мыла, глицерина и других жирных продуктов...».
Через десять лет вдова Ананьина, «учинив с Торговым Домом полный расчет... выходит из членов и передает свой вклад в 30 тыс. руб. сыновьям своим Александру и Дмитрию и вновь вступившему Леонтию по 10 тыс. руб.». Еще через три года, в 1916 году, супруги Арно вышли из товарищества, а фирма перешла в полную собственность торгового дома «Бр. Ананьины».
Домовладение Ананьиных состояло из двух разных домов под одним номером. Один из них – это доходный дом, построенный сыном Арсения Александровича Ананьина по улице Вольской. Вот что сообщали в 1913 году газеты: «Местный коммерсант Ананьин, родственник Красулина (саратовского купца-миллионера. – В.Д.), строит на углу Вольской и Часовенной улиц громадный дом с подъемными машинами и всеми последними техническими и строительными усовершенствованиями. Здание проектируется в 5 этажей. Ананьин ассигновал 1 млн рублей».
Каменный, пятиэтажный с полуподвалом, дом для начала ХХ века был действительно очень современным – с канализацией, водопроводом, электрическим лифтом. Окна первого этажа венецианские, из сплошного стекла, на фронтоне висел размером более аршина термометр Реомюра (его потом перевесили на фасад Крытого рынка, но уже со шкалой Цельсия).
Стиль новой постройки – модерн. На углу Вольской и Челюскинцев здание имеет грибообразный балкон. Центральная ось главного фасада также отмечена балконом и женской маской. Для здания характерно использование плавных, тягучих линий, во многом напоминающих приемы барокко. В то же время примененные для третьего этажа пологие арочные обрамления носят древнерусский характер.
Квартиры в этом доме снимали обеспеченные постояльцы: преуспевающие адвокаты, модные врачи, крупные чиновники Губернского Правления и Городской Управы, инженеры Правления РУЖД. Располагались здесь и конторы – например, «Агентурно-комиссионная контора Сальмоновича Ж.Л.» или Транспортного Общества во главе с П.И. Зебергом.
В мае 1918 года, когда в Саратове вспыхнул эсеровский мятеж, восставшие начали обстрел из артиллерийских орудий здания бывшего Крестьянского Поземельного Банка на Константиновской (Советской) улице, где размещался Губком партии большевиков и Губисполком Совета рабочих и солдатских депутатов. Первые залпы с Ильинской площади, от казарм Деконского (бывший военный медицинский факультет) дали перелет, и два снаряда попали в торцевую стену здания Ананьина, пробив в ней брешь со стороны Московской улицы. Эти следы от артобстрела заделаны собственником лишь несколько лет назад.
В 1920-х годах в описываемых зданиях, в частности, пятиэтажном, располагался Губземотдел и союз «Губсовтрест», позднее, по воспоминаниям старожилов, там же работал военный комиссариат Саратова. С 1930-х годов оба здания используются под жилые помещения. Первый этаж и подвальные помещения в обоих зданиях в настоящее время в аренде у различных торговых и услуговых фирм.