Кризисные явления в разных проявлениях
Кризис принес на российскую землю не только негативные последствия. В результате удешевления рубля отечественным производителям теоретически должно было стать проще конкурировать в цене с зарубежными компаниями. Однако насколько это преимущество оказалось реализуемым на практике? На минувшей неделе корреспондент «Газеты недели в Саратове» посетил выставки «Нефть. Газ. Хим. 2016» и «Техноэкспо. 2016», где пообщался на эту тему со специалистами разных отраслей.
Бизнес-пластик
Отечественным производителям пластиковых конструкций кризис помог. Они смогли упрочить свои позиции. Так, по словам заместителя директора по развитию саратовской компании «ВСК Пласт» (производство ванн для гальванирования металла и очистного оборудования) Максима Болдырева, до кризиса между российскими и зарубежными производителями шла достаточно напряженная конкуренция. Особенно сильно показывали себя немецкие и итальянские компании. Конкуренция обострялась тем, что если по качеству пластиковых конструкций россияне не уступали иностранцам, то в обеспечении их электроникой проигрывали. Но в конечном итоге кризис сделал свое дело: зарубежные производители сдали позиции, чем российский бизнес умело воспользовался.
Однако не стоит считать, что вместе с этой победой сами собой исчезли другие проблемы российского предпринимательства. Например, в стране по-прежнему все сложно с оборотными средствами. «В банке под 23 процента деньги дают, мы это просто не тянем, – отметил Болдырев. – С этими ставками мы с немцами не можем конкурировать. То есть выживаем». Кроме того, загадочным образом нефтеносная держава не может обеспечить саму себя качественным пластиком. Собеседник привел в пример производство полипропилена: «Гранулы производятся только в России, из нефти. Мы эти гранулы продаем за рубеж и потом за рубежом покупаем пластик, который по характеристикам лучше, чем пластик нашего производителя».
По словам топ-менеджера, до сих пор заказчики в техзадании прописывают использование немецкого пластика, в крайнем случае – чешского. «Если мы немецкий пластик берем – он, во-первых, в пленке с двух сторон. Во-вторых, абсолютная геометрия соблюдена, – объяснил разницу собеседник. – В российском этого нет. Там пленка с одной стороны, и геометрия очень слабая. То есть бывает, что волнами приходит пластик. С ним тяжелее работать, остается больше обрезков».
Экономика расстояний
Недоумевает по поводу российского сырья и представитель московской компании, производящей рабочую обувь. «В России, хоть мы и считаемся нефтяной державой, нет производства полиуретана, – отметил руководитель продаж и организации производства рабочей обуви и обуви спецназначения ЗАО МОФ «Парижская коммуна» Александр Котов. – Все идет либо из Европы, либо из Южной Кореи». Зарубежные материалы стали одной из причин того, что в период кризиса российская спецобувь подорожала на 40-50 процентов. При этом российским обувщикам, как и производителям пластика, на рынке приходится конкурировать с европейскими, а также китайскими производителями. Хотя пока расклад сил смотрится не катастрофично: в прошлом году иностранная продукция занимала порядка 40-45 процентов отечественного рынка.
Стоит запомнить, что в общем и целом рабочую обувь дешевле изготавливать в Китае, чем в России. Однако на руку российским производителям играют расстояния, которые приходится пройти китайскому продукту по пути к российскому прилавку. Транспортировка логичным образом приводит к удорожанию товара, в результате чего некоторые виды обуви становятся дороже, чем отечественные аналоги. Это касается, например, обуви для работы в особо сложных условиях (для сталеваров, металлургов). «Готовое изделие в самом Китае может быть и дешевле, но перевозка – из-за веса и требований по коже, налоговым пошлинам – всегда была дороже», – отметил Котов. Тем не менее, по словам собеседника, в России работают всего две фабрики, выпускающие продукцию такого рода.
Кризис отразился на российском рынке спецобуви не только удорожанием продукции: сократились и заказы, в том числе – из-за сокращения рабочих мест на производствах. «Рынок, конечно, сократился, – отметил Котов. – Не только по обуви, а и по средствам индивидуальной защиты рынок просел процентов на тридцать – за счет реального сокращения рабочих мест, но в то же время и из-за урезания бюджетов, которые были бы выделены на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты». Зато теперь заказчики стали более расчетливыми и делают акцент на качество: выбирают обувь, которая прослужит рабочему дольше, даже если стоит дороже. В конечном итоге это все равно приводит к определенной экономии. «Это положительная динамика, – отмечает собеседник. – Да, уменьшается само количество [заказов], но в то же время идет процесс к улучшению качественной составляющей».
Разрыв качества
А вот на местном рынке металлорежущего инструмента (сверл и т.д.) продолжают доминировать европейские бренды. Как считает начальник отдела продаж компании «Проминструмент» Дмитрий Козорез, они завоевали доверие потребителя еще в те времена, когда в России с производством чего-либо было совсем туго. Конечно, кризис помог некоторым отечественным производителям отвоевать позиции, но о каком-то коренном переломе ситуации пока говорить рановато.
Несмотря на то, что российский инструмент стоит значительно дешевле зарубежного, он заметно более низкого качества. «В России, к сожалению, сейчас качество упало на порядок», – отметил Козорез. Отечественный продукт стал чаще ломаться, быстрее затупливаться и пр. Причина, по предположению собеседника, кроется в дефиците средств для закупки хорошего сырья.
Есть и еще одна причина высокого спроса на западный товар: оборудование, которое сейчас используется в России, часто работает только с инструментами конкретной фирмы. «Эти же компании производили станки и производят под них оснастку. И другая оснастка уже, грубо говоря, не подходит», – пояснил собеседник. По его мнению, хорошие перспективы у российского производителя металлорежущего инструмента появятся только тогда, когда промышленные компании начнут отказываться от западного оборудования. Заменить же иностранные комплектующие российскими аналогами мы пока не можем. В пример Козорез привел одну из отечественных компаний, которая вообще-то делает пластинки, но у них нет форм, чтобы сделать пластинки, взамен импортных. «Может быть, не умеют, не хватает знаний... Такое ощущение, как будто не получается или не хотим, ленимся, может быть, – искал причины отставания собеседник. – Сложно так сразу сказать. Но вот не делают наши заводы то, что делают за рубежом».
Активно заходят на российский рынок и китайские производители (компания, которую представляет собеседник, как раз сотрудничает с заводом в Китае). Даже после обвала рубля производство в Поднебесной стоит в разы дешевле, чем в России, что позволяет компенсировать в том числе и расходы на транспортировку. В Китае, по словам менеджера, относятся к делу «более добросовестно» и готовы брать заказы на любой кошелек: «Хочешь подешевле – получай похуже. Хочешь нормальное – заплати нормально».
Без бренда и конвейера
Схожая ситуация наблюдается и на рынке котлов. Как рассказал заместитель директора по продажам екатеринбургского завода «Агуна» (производство котлов для систем отопления и горячего водоснабжения) Ильдус Карамов, российский покупатель продолжает отдавать предпочтение котлам иностранного производства. Причина – в долгой и упорной работе, проделанной иностранцами для завоевания нашего рынка. К тому же зарубежные бренды у всех на слуху, и заказчикам привычнее с ними работать. «Их знают проектные организации. У них готовые проекты уже, технические решения», – отметил Карамов.
Некоторые заказчики склонны выбирать импортный товар просто потому, что он импортный. Кризис на расклад сил повлиял крайне незначительно: во всяком случае, иностранцы своих позиций сдавать не собираются. «Они готовы поступиться частью своей прибыли и дальше работать», – отметил собеседник. Тем более, многие иностранные компании уже освоили выпуск продукции внутри России. Зато за время кризиса заметно сузился сам рынок: заказчики предпочитают ремонтировать уже существующее оборудование, а не покупать новое. Реализация же новых масштабных проектов попросту откладывается.
Доминируют зарубежные компании и в сегменте домашних отопительных котлов. Как отметили представители стенда немецкой компании «Bosch» (имеет собственное производство в Энгельсе), в низкой ценовой категории этого рынка доминирует Южная Корея, в средней и высокой – все тот же «Бош». Иностранные компании выигрывают в конкурентной борьбе, потому что могут предложить более высокое качество при практически аналогичной цене. И хотя в России есть предприятия, которые собирают вполне качественные котлы, им сложно конкурировать с узнаваемыми брендами, работающими на рынке уже много лет. Кроме того, в российских котлах очень высока доля импортных комплектующих, поэтому кризис не помог переломить ситуацию.
Кстати, как отметил один из собеседников, на некоторых российских производствах даже нет конвейера: «Там просто стоят рабочие, которые друг другу передают эти котлы».
Российское измерение
Относительно неплохо чувствуют себя производители оборудования для газоанализа. «Если взять весь рынок приборостроения в сфере газового анализа за сто процентов, то у российского оборудования – примерно процентов шестьдесят», – отметил ведущий инженер ФГУП СПО «Аналитприбор» (г. Смоленск) Максим Галко. Цены на российские газоанализаторы существенно ниже, чем на европейские, а система сертификации для российских производителей – проще. Ремонт российской техники также стоит дешевле, достать запчасти для нее легче, и при необходимости заказчику проще наладить диалог с заводом-изготовителем. «И, конечно, красивое слово «импортозамещение» тоже в большей или меньшей степени помогает», – отметил собеседник. Более того, многие крупные компании работают по проектам еще 90-х годов, в которых предусмотрено использование отечественных приборов. Поменять все это – слишком кропотливый труд.
Однако российское оборудование было на отличных позициях и до кризиса, поэтому его влияние на ситуацию сказалось не слишком сильным. Другое дело, что в сложные годы спрос на приборы в целом несколько упал, однако не настолько сильно, чтобы «паниковать». «Если в 90-е завод смог выжить, создавая в конверсии плойки, приборы быта, маникюрные наборы, то после того времени нынешние проблемы уже кажутся не такими серьезными», – отметил собеседник.