И снизошел асфальт предвыборный на город...

Оценить
Не было, не было в Саратове денег на ремонт дорог, и вдруг – чудо! Деньги откуда-то взялись, и ремонт идет полным ходом

Случилось невероятное: в Саратове ремонтируют дороги. Масштабность сего действа не может оставить равнодушным даже совсем ленивого обывателя. Корреспондент «Газеты недели в Саратове» прогулялся по улицам, где вовсю кипит ремонт, и узнал мнение саратовцев о происходящем.

Вячеслав Коротин

«Раньше и этого не делалось, – говорит автомобилист с десятилетним стажем Василий. – На моей памяти впервые так взялись за дороги. Раньше ямы латали – и на этом расходились. Короче, просто из года в год деньги на ветер пускали. Или по карманам раскладывали. Летом залатают, а весной на этом же месте яма в два раза больше. Теперь же чуть ли не несколько слоев асфальта снимают. Конечно, это хорошо! Может, наконец-то будем ездить по нормальным дорогам».

Также полностью поддерживает начинание саратовских властей и разнорабочий Аслан, который приехал в наш город из одного из государств Средней Азии. Для него ремонт в таких масштабах означает наличие работы, а следовательно, и заработной платы. «Вот не понимаю я людей. Плохие дороги – ходят со скисшими лицами. Дороги стали ремонтировать – все равно ходят и фырчат. Они хотят как в сказке – потер лампу, вылез джинн и в следующую минуту сделал им дороги. Ан нет! Так не бывает! Вот потерпите немного, и все будет хорошо!» – рассуждает мой собеседник на ломаном русском языке, то и дело пытаясь перейти на более понятный ему говор. Аномально жаркое лето, от которого изнывают все, Аслан не считает работе помехой: «Мне приходилось и в более жаркую погоду трудиться».

«Главное, постоянно быть в курсе, на какой улице идет ремонт, как далеко продвинулись рабочие. Ничего плохого в ремонте не вижу, вот только почему нельзя было ремонтировать дороги как-то постепенно, в порядке очередности? Меньше было бы пробок, – делится своим мнением таксист Владислав. – Пассажирам, которые в автобусе стоят в пробках, не позавидуешь. Жара, духота. Одним словом, ужас. Понимаю, что на горизонте выборы маячат, вот и хотят выпендриться. До дня «икс» времени остается меньше и меньше, а работу-то показать надо. Сейчас из-за ремонта дорог даже не знаешь, с какой стороны пробку объехать».

Ремонт дорог отразился и на водителях автобусов, маршруток, и, собственно, на пассажирах. «Как-то водитель автобуса разогнался и на полной скорости влетел на участок, подготовленный к ремонту – асфальт старый стали снимать. Там перепад в несколько сантиметров. Все пассажиры подскочили чуть ли не до потолка, кто-то едва не упал, – жалуется пассажирка 75-го автобуса, чья макушка чуть было не соприкоснулась с потолком красненького ISUZU. – Они ездят по одним и тем же улицам раз по десять на дню, а то и по двадцать. Ну неужели нельзя запомнить, что вот здесь и вот здесь нельзя разгоняться? А то где не надо они стоят по полчаса, ждут у моря погоды, а тут решил разогнаться. Гонщик недоделанный! Тем более, они все по телефону калякают без остановки. Обмениваются информацией о том, где пробки, где лучше объехать. Почему бы не поговорить о том, где ремонт идет и где бы надо ездить поаккуратнее».

А вот другая пассажирка автобуса считает, что вместо части дорог лучше бы отремонтировали придомовые территории: «Сделали несколько лет назад дорогу, ведущую на завод «Контакт», по 2-му Московскому проезду. Так вот теперь эта дорога – трасса для гонщиков. Переходя ее, я раз пять смотрю в каждую сторону. А ведь вдоль нее и два детских садика, и школа, а лежачего полицейского по частям разбирают уже который год. Так ни на одной из центральных улиц себя не ведут. Больше пользы было, если бы несколько дворов привели в порядок».

Но, как известно, всем не угодишь. Делают – пускай делают. И на том спасибо!

Никогда у нас дороги не сделают!

Жители города – о связи саратовских проблем с импичментом президенту

ДаниилДаниил, студент, велосипедист:

ЛУЧШЕ СЕЙЧАС, ЧЕМ ЗИМОЙ

Рад тому, что дороги наконец стали ремонтировать. И хорошо, что в августе – это лучше, чем если бы ремонтировали зимой. Надеюсь, на велосипеде будет чуть проще передвигаться по городу. Хотя до появления велосипедных дорожек еще далеко.

Олег, инженер:

БЫВАЕТ ЧТО-ТО ХУЖЕ, ЧЕМ ДОРОГИ В САРАТОВЕ

На Чапаева теперь совершенно по-другому: если до этого был только ямочный ремонт и всё превратилось в кочки, то теперь идет прекрасная ровная дорога! Я как водитель не мог не заметить этих положительных изменений.

Смотрел недавно передачу, где авантюристы решили доехать из Красноярска в Европу. Оказалось, что бывает что-то хуже, чем дороги в Саратове – например, дороги вблизи Омска.

Лидия ВикторовнаЛидия Викторовна, пенсионерка:

РЕШИЛИ НЕМНОЖКО ПЫЛЬ В ГЛАЗА ПУСТИТЬ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ

Я редко хожу пешком, обычно езжу на общественном транспорте. Сейчас заметно стало, что принялись усиленно ремонтировать дороги. В прошлом году только латали дыры, а в этом – куда ни глянь, везде ремонт, ремонт, ремонт... Только как они делают – качественно или нет – это вопрос, ответ на который мы скоро увидим.

Вы знаете, я вот только что проводила свою сестру, которая гостила у меня месяц. Пока болтали утром на разные темы, она мне сказала: «До выборов это делается. Как только выборы пройдут, ремонт остановят и скажут, что нет больше денег». Почему? Нас уже приучили к тому, что все воруют. Воруют кто как может и сколько может, поэтому веры уже никому нет, везде обман. Короче, решили немножко пыль в глаза пустить к сентябрьскому дню выборов.

ВикторВиктор:

ЗИМА БУДЕТ – ВСЁ РАЗЛОМАЕТСЯ

Ремонт дорог – дело хорошее, вот только надолго ли?! Пробки, слава богу, меня не волнуют – я пешком хожу. И ремонтировать надо было в начале лета. Сейчас зима будет – все разломается. Слышал, что к выборам сделали такой презент – мне на них наплевать, я никогда не голосую. Участвовать в выборах бессмысленно, ведь ничего от нас не зависит.

Владимир ВячеславовичВладимир Вячеславович, работающий пенсионер:

ПУТИН О НАС НЕ ДУМАЕТ, И ГУБЕРНАТОР ТОЖЕ

У меня строго отрицательное мнение по ремонту дорог. Что они делают – быстренько из дешевых материалов заменяют полотно. Через пару месяцев оно снова рассыплется. Нет, никогда у нас дороги не сделают! Это же одна из двух вечных российских проблем! Я не знаю, о чем там Путин думает... А он не думает о нас абсолютно, и наш губернатор тоже. Что он там на вертолете летает. Максимум до правительства доедет. Он же не едет по тем дорогам, по которым мы едем. Возьмем, например, элитную турбазу в Сабуровке, где я работаю: туда приезжают вип-персоны, множество иностранцев, а дорог – нет.

Путина надо убирать уже, и Медведева не переизбирать. Вот Миронов какую-то программу предложил, более-менее мне его цели понятны. Слышал и про Мальцева, но думаю, что никакие его импичменты президенту не осуществимы. Естественно, Путин пойдет и на четвертый срок. Для него искусственно сделают результаты выборов. Претендентов будет много, но он их не допустит. У него поддержка сильная: силовики, олигархи – у всех рыло в пуху. Он и нацгвардию для чего создал – чтобы не было переворота, чтобы сразу подавить восстание. Хорошего ничего нас в будущем не ждет.

Соответствует нормам. Но каким?

Ремонт дорог Саратова оценивают эксперты

Сергей АндроновСергей Андронов, директор Поволжского учебно-исследовательского центра «Волгодортранс», кандидат технических наук, доцент:

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОН СООТВЕТСТВУЕТ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ

Учебно-исследовательский центр «Волгодортранс» проводит строительный контроль ремонтных работ улиц Саратова. Никаких нарушений на данный момент нами не выявлено. Используемый асфальтобетон соответствует техническим заданиям к контрактам. Он отвечает всем современным требованиям, в том числе связанным с повышенной нагрузкой автотранспорта на автомобильные дороги. Регламентируется качество самого материала, качество его укладки, требования к геометрии (ровность и уклоны).

Что касается времени проведения ремонтных работ. В соответствии с нормативными требованиями существует определенный температурный интервал для укладки асфальта. В Саратовской области он сохраняется до конца сентября. По этой причине все ремонтные работы, которые ведутся сейчас, совершенно уместны.

Вадим НикишинВадим Никишин, кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортное строительство» СГТУ им. Гагарина:

ЦЕЛЕСООБРАЗНО ЗАРАНЕЕ ПЛАНИРОВАТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Можно отметить, что на основе визуальных наблюдений существенных дефектов при выполнении ремонтных работ не наблюдается.

Сейчас благоприятный период для проведения ремонтных работ. Наверно, было бы уместно начать ремонт раньше (например, в мае, не обязательно дотягивать до августа) – но выбор именно этого периода связан со сроками проведения конкурсных процедур по ремонту дорог. С другой стороны, напряженность на улицах города не столь критичная – это, судя по всему, связано с тем, что люди еще находятся в отпусках, на дачах. Если бы такой масштаб ремонтных работ сохранился в сентябре, вероятны были бы серьезные проблемы. К тому же в сентябре начнет ремонтные работы МУПП «Саратовводоканал», и наложение одного на другое серьезно усложнило бы жизнь города.

Если говорить об очередности, то обычно, прежде чем выполнять ремонт, проверяется пропускная способность улиц. Большинство улиц города явно перегружены. Конечно, затруднение движения сейчас есть, это создает неудобство для граждан. При ремонте целесообразно заранее выбирать возможные пути объезда, планировать очередность выполнения работ, что позволит более эффективно использовать существующие дороги и улицы.

Игорь ОвчинниковИгорь Овчинников, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ им. Гагарина:

КАЧЕСТВО РЕМОНТА ДОРОГ ПРОВЕРЯЕТСЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ХАРАКТЕРИСТИКАМ, НЕ УЧИТЫВАЮЩИМ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ РАБОТЫ

На последнем заседании общественного совета при минтрансе области я отметил, что как бы качественно ни проводился ремонт дорог, он проверяется на соответствие тем характеристикам, которые не гарантируют долговечность работы. Мне ответили, что некоторые дороги у нас сделаны настолько качественно, что стоят вот уже 5-7 лет и более. Но по норме-то они должны стоять намного дольше! И то, что они простояли пока треть срока, еще ни о чем не говорит.

Я поднимал и иной вопрос: говорил о том, что нужно вкладывать деньги в науку, если есть желание получать достаточно точные данные о том, как ведут себя эти установленные конструкции. Сейчас мы проверяем результат работ на соответствие устаревшим нормативным документам, которые, опять-таки, не учитывают долговечность. Слово «долговечность» при испытаниях либо не произносится, либо произносится в завуалированной форме: например, «насколько изменятся прочностные характеристики материала» и т.д. Остро испытывается недостаток подходящего оборудования. Людей тоже не хватает, потому что молодежь в науку не идет. Сейчас наукой занимается мое поколение, потому что мы либо работаем в нескольких местах ввиду нашего высокого профессионализма, либо, как говорят, пенсия позволяет кушать, а работа воспринимается в качестве хобби.

Если считать каждую яму в отдельности

Что ремонтируют и сколько это стоит

Несмотря на то, что у горожан могло сложиться впечатление, будто в Саратове одновременно решили поменять покрытие на всех дорогах и тротуарах, ремонту подлежат только 24 объекта. Весной планировали, правда, что отремонтируют 31 отрезок дорог и тротуаров на общую сумму 1,3 млрд рублей. Получилось чуть меньше, зато в два раза дешевле – 600 миллионов рублей.

Дина Болгова

Хотя это, конечно, смотря как считать. Глава администрации Саратова Валерий Сараев, в частности, посчитал, что в этом году на имеющиеся 600 миллионов рублей будет отремонтировано 160 объектов улично-дорожной сети города. А вот специалисты городской администрации, сведя всю информацию о проводимом ремонте дорог в понятную и наглядную таблицу, указали там только 24 объекта. Четыре последних, правда, значатся как «ямочный ремонт на отдельных участках», так вот если считать каждую яму, то, наверное, все 160 объектов и набежит. И даже больше. На минувшей неделе дорожники отчитывались о проведении ямочного ремонта на 215 участках улиц. Ремонтируются дороги не капитально (когда асфальтовое покрытие снимается полностью, заменяется основание, а потом укладывается новое дорожное полотно). Нынешний ремонт городских дорог предполагает замену только верхнего слоя асфальта и латание дыр.

Источником финансирования нынешнего «года дорог в Саратове» являются областной и федеральный бюджеты.

Из областного бюджета на ремонт саратовских улиц выделено 100 млн рублей. На эти деньги за лето отремонтирована улица Плодородная (от ул. Ударной до ул. Танкистов) протяженностью 1,3 километра и общей площадью 11 тысяч квадратных метров. Стоимость работ на этом участке составляет 10,3 млн рублей. За счет областных субсидий ремонтировались также улица Огородная (от Ново-Астраханского шоссе до 5-го Динамовского проезда, 1,7 км, 35 млн руб.), и улица Степана Разина (от Вокзального проезда до Большой Казачьей, 1,3 км, 20 млн руб.). Ремонт улицы Чапаева (от Ильинской площади до Московской, 1,9 км, 34,7 млн руб.), единственной из перечисленных, где предполагается также и ремонт тротуаров, тоже ведется за счет областного бюджета.

Из федерального бюджета в Саратов на строительство и ремонт дорог спущено в общей сложности 1,2 миллиарда рублей. Из них 700 миллионов имеют целевое значение – строительство подъездной дороги к новому аэропорту в Сабуровке, а оставшиеся 500 миллионов разрешили потратить на ремонт городских дорог и тротуаров.

Первый межбюджетный трансферт «на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства» в размере 200 млн рублей саратовские власти решили потратить на ремонт одиннадцати улиц и отдельного куска тротуара.

Эти деньги направлены на замену асфальтового покрытия Московского шоссе (от Песчано-Уметского тракта до ул. Шехурдина), улицы Большая Казачья (от Горького до Аткарской), улицы Жуковского (от дома № 24А до ул. Танкистов), улиц Высокая и Бабушкин Взвоз – целиком, но без тротуаров, улицы Рахова (от 1-й Садовой до Большой Казачьей и от Большой Казачьей до Соколовой), улицы Горького (от Рабочего переулка до проспекта Кирова), улицы Панфилова (от 2-й Прокатной до Буровой).

Вместе с тротуарами на те же деньги ремонтируются улица Слонова (от Астраханской до Степана Разина) и улица Советская (от Чапаева до Астраханской). Еще один кусок тротуара должен быть отремонтирован по улице Московской – от Горького до Чапаева – и то только по нечетной стороне. Покрытие проезжей части на Московской чинить в этом году не будут. Его вот только меняли в 2012 году, и оно пока вроде неплохо держится.

Назначение второго межбюджетного трансферта в размере 300 миллионов рублей – «неотложные аварийно-восстановительные мероприятия по ремонту и содержанию автомобильных дорог». Проще говоря, ямочный ремонт. Чиновники, правда, заверили, что на ямочный ремонт уйдут не все 300 млн рублей, а чуть меньше 200 млн. На оставшиеся деньги заменят верхний слой дорожного покрытия проезжей части на улицах Радищева (от Чернышевского до Волжской), Соколовой (от Шехурдина до Университетской), Чернышевского (от Соколовой до Мельничного проезда) и Большой Горной (от Радищева до Вознесенской).

Кроме дорог в Саратове этим летом ремонтируются 100 дворов и облагораживаются 25 скверов и парков. Эти работы ведутся в рамках инициированного Вячеславом Володиным проекта «Наш двор». Деньги на его реализацию – 300 миллионов рублей – Саратову дала Москва. Но в бюджет города они попали через областной бюджет.

Буквально в четверг пресс-служба губернатора Саратовской области Валерия Радаева объявила, что из столичного бюджета Саратов получит еще 120 миллионов, на которые будут строиться пешеходная зона от проспекта Кирова до Набережной Космонавтов и первая очередь пляжа на саратовском берегу Волги (в районе новой набережной).

Нагроможденье громадья

Но каких-то не тех планов, какие нужны горожанам

Обычно больших выборов население ждет с нетерпением – теперь уж точно и дороги починят, и дворы благоустроят, и город, глядишь, приберут. В этот раз на Саратов тоже пролился дождь из денег, но только вот падают эти деньги куда-то не туда.

Анна Мухина

А у нас во дворе есть площадка одна

«Наш двор» – это такой проект благоустройства саратовских дворов, инициатором которого выступил «наш земляк» Вячеслав Володин. Конкретно наш двор – на Барнаульской – не остался в стороне: написали заявку на благоустройство. Под прошлые выборы партия власти масштабно асфальтировала внутридворовые дороги. В тот год и в нашем дворе положили новый асфальт. Но только нашему дому асфальта чуть-чуть не хватило, то есть от первого до четвертого подъездов хватило, а от четвертого до седьмого – нет. В этом году, естественно, председатель сделала стойку на слово «благоустройство» и подала заявку в проект «Наш двор» – чтобы, значит, доделали асфальт как полагается. Оказалось, что в этом году под «благоустройством» понимается установка детских площадок.

С площадкой, правда, тоже было не все так просто: за демонтаж асфальтового покрытия и одной старой советской горки в администрации района (по словам председателя нашего ТСЖ) запросили 200 тысяч рублей. Председатель хотела отказаться от площадки, но в документы залезла, а там черным по белому сказано: демонтаж старой площадки осуществляется за счет средств проекта «Наш двор». И теперь стоят в нашем дворе яркие и безопасные современные детские аттракционы. Рядом со старыми, которые ставили еще на позапрошлых выборах. А асфальта нет как нет.

В соседнем дворе, куда благоустройство пятилетней давности не дошло вообще, тоже такую площадку установили. В пыли и бурьяне, на укатанной машинами каменной земле стоит новый детский городок, сияет, радует глаз. И таких по области, пишут, 400 штук уже.

Это чья бьет струя?

Фонтаны – это тоже инициатива нашего земляка (кто-то недавно пошутил, что «наш земляк» – это такая должность у Вячеслава Викторовича, на которой он периодически работает). Новый фонтан – один. Тот, который у ТЮЗа. Он пока за забором, но к 1 сентября его откроют. Территорию вокруг благоустраивают – в пятницу привезли рулонный газон на те клумбы, что в начале лета разворотили очередным строительством. Название для фонтана будут выбирать горожане. Это тоже Володин предложил. Ведь жить тут саратовцам, а значит, им и решать – как будут называть новый фонтан у ТЮЗа.

Наш земляк, видно, не знает, что саратовцев новые фонтаны радуют регулярно. Они, правда, появляются стихийно, практически из ниоткуда, но по высоте струи, бывает, бьют рекорды. Этим летом, 16 июня, паблик «Типичный Саратов» в социальной сети «Вконтакте» опубликовал видео тридцатиметровой струи теплой воды, бьющей на 4-м Магнитном проезде. Столб воды, вздымающийся выше окружающих его девятиэтажек, объяснялся просто – порыв на тепломагистрали во время гидравлических испытаний. А неделей ранее на перекрестке Чернышевского и Провиантской из-под земли забил «спящий гейзер» – вода била из люка, заливая проезжую часть. И это, так сказать, самые заметные фонтаны, порадовавшие горожан нынешним летом. Ручьи, роднички, речушки, фонтанчики радуют саратовцев круглогодично, то тут, то там прорывая ненадежные водоканальские и прочие трубы.

А еще один – каскадный – фонтан реконструируют на Октябрьской. Там как раз вот-вот появится новая пешеходная зона.

Одобрена экспертами

Новая пешеходная зона, точнее, продолжение пешеходного проспекта Кирова, – это тоже проект сами-знаете-кого. Проект возник как будто из воздуха: такую инициативу – о продлении пешеходной улицы от консерватории до набережной – в Саратове никто и никогда не обсуждал. Но стоило нашему земляку предложить, как все общественники из Общественной палаты области и все эксперты (не очень понятно, какие, в новостях пишут, что проект одобрен экспертным сообществом, но фамилий не называют), тут же высказались «за» и кинулись его воплощать. Нет ни схемы движения транспорта – личного и общественного – в объезд новой пешеходной улицы, ни расчетов транспортных потоков и как на них повлияет воплощение нового проекта. Никаких публичных слушаний по поводу такого изменения облика города тоже не было.

До ноября обещают пешеходку продлить до самой Набережной Космонавтов. Будет самая длинная пешеходная зона (не улица, почему-то, а зона) в Европе. А на новой, продленной еще дальше, набережной сделают пляж. Тоже к ноябрю сдадут первую очередь.

Работы по реконструкции уже начались, на площади у «Липок» даже сняли всю плитку. При этом по самому проспекту ходить невозможно – покрытие «плывет», отчего вся пешеходная улица горбата. Про тротуары на Чапаева вообще не слышали – а это центр города! Аллея роз с выщербленными плитами и пустыми клумбами являет собою жалкое зрелище. Но новая пешеходная зона нам категорически необходима. Как та детская площадка в голом, пыльном, неухоженном дворе.


[кстати сказать]

Слабо замахнулись!

Эка невидаль – пешеходная зона от Волги до Крытого! А до Техстекла не хотите?

Зря крутите пальцем у виска. Ведь была такая идея – в числе других фантастических идей губернатора Аяцкова. Саратовцы в те занятные времена привыкли к неожиданностям, так что нисколько не удивились, а тут же начали прикидывать воображаемый маршрут долгой туристической прогулки.

Сергей Сергиевский

Значит, приземляется ваш самолет на Казачьем острове (международный аэропорт и тогда строить задумывали, только в другом месте), туристы переправляются на берег – вплавь или на лодках местных джентльменов удачи (о мосте к острову речь отчего-то не шла, видно, с подъездными путями у новых аэропортов всегда не ладится). А может быть, ваш теплоход причаливает к стенке речного вокзала (да, тогда такое бывало). И пошли – пешочком, пешочком... Можно по Бабушкиному взвозу, а можно и по Октябрьской, Волжской, далее по проспекту, по улице Вавилова до скверов на Астраханской или Рахова, там по тенёчку до Сенного, затем налево по Большой Горной – там тоже бульварчик вдоль трамвайных путей.

Рысцой! И не стонать!

Вот вы уже на проспекте 50 лет Октября. И по тамошним посадкам гуляем, гуляем, не останавливаемся! Что значит скамеек не видно? Еще рывок – и 3-я Дачная у ваших ног... Ну а уж оттуда до Техстекла рукой подать.

Как усталые, но довольные туристы возвращаются на свой самолет или теплоход? «Воображайте, воля ваша! Я не намерен вам помочь».

Известно, что история, осуществившись сначала в виде трагедии, по прошествии времен повторяется в виде фарса. Как же может повториться история пешеходной зоны, которая и начиналась-то совершенно фарсово?