Мобилизованы на грамоту
Восемьдесят пять лет назад, летом 1931 года, на земле саратовской развернулось грандиозное празднование победы над неграмотностью. Итоги действительно впечатляли. Если в 1927-1928 учебном году грамотные составляли 43 процента всего населения Нижне-Волжского края, то в 1930-1931 учебном году их было уже 94 процента. Сам же Саратов, являвшийся тогда краевым центром, был провозглашен городом всеобщей грамотности.
Этим событиям предшествовала длительная работа, развернувшаяся с принятием 26 декабря 1919 года декрета Совнаркома «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Согласно декрету все население от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, подлежало обучению грамоте. Для начала следовало учесть всех неграмотных и полуграмотных, то есть умеющих читать, но не умеющих писать. Поэтому Саратовское губернское статистическое бюро провело соответствующую однодневную перепись населения. Для переписи ему было разрешено привлечь «наличные силы старших возрастных групп, учителей и вообще работников просвещения». Так выяснилось, что в Саратове почти двенадцать с половиной тысяч неграмотных и около десяти тысяч полуграмотных граждан в возрасте от 14 до 50 лет.
Как это было свойственно тому времени, ликвидация неграмотности считалась еще одним сражением за укрепление новой власти. Отсюда и военная терминология документов. В постановлении губернского исполнительного комитета говорилось: «Все неграмотные, полуграмотные и малограмотные граждане обоего пола в возрасте 14-25 лет со дня опубликования настоящего постановления считаются мобилизованными на предмет обучения их грамоте и обязаны явиться в ближайшие школы грамоты». Гражданам, добровольно явившимся для обучения грамоте, предоставлялись льготы: внеочередное получение продуктов, внеочередной помол зерна, освобождение от трудовой повинности.
В течение первого года борьбы с неграмотностью в Саратовской губернии работало около шести тысяч школ грамоты, в том числе 32 татарских, 22 мордовских и 35 чувашских. В них преподавало около пяти тысяч учителей, из которых две трети составляли учителя-профессионалы и треть – привлеченные к ликбезу служащие, агрономы, учащиеся старших классов, грамотные крестьяне.
Страшная засуха 1921 года и ее последствия прервали начатую работу по ликбезу. Лишь в марте 1924 года создается общество «Долой неграмотность», привлекшее в свои ряды новые силы. К осени следующего года в губернии действовало 740 первичных ячеек общества, насчитывавших более двадцати тысяч членов. На средства общества удалось организовать 1244 пункта ликвидации неграмотности.
В 1928 году в связи с новым административно-территориальным делением возник Нижне-Волжский край, и ликвидацию неграмотности пришлось вести на гораздо большей территории. Значительную роль в этом сыграл Коммунистический университет, существовавший в Саратове в 1922-1932 годах. Комвузовцы обратились ко всему населению с призывом проводить ликбез на общественных началах, так как сил учреждений народного образования явно не хватало. Так родилось широкое общественное движение, получившее название «культурный поход», или кратко «культпоход».
Кульпоходники (они же культармейцы) являли собой пример служения общему делу. Не прерывая собственной работы или учебы, они бескорыстно отдавали свое свободное время ликбезу. Обучением было охвачено почти 250 тысяч неграмотных и малограмотных. Культармейцы, кроме того, читали своим подопечным лекции на общественно-политические темы, организовывали экскурсии в музеи, на предприятия, походы в кино. При штабе культармии действовал книжный фонд из 63 000 книг для обслуживания школ грамоты с помощью библиотек-передвижек.
«Саратовский опыт» одобрило руководство страны и рекомендовало к повсеместному внедрению. Нижне-Волжский край за невиданные успехи получил переходящее Красное знамя, торжественно пронесенное культармейцами по улицам Саратова.