Не «стреляйте» в олимпийцев

Оценить
Выступления семи саратовских спортсменов в Рио-де-Жанейро оставили разные, порой полярные впечатления

Пятое место байдарочницы Киры Степановой оказалось лучшим из занятых саратовцами в Рио. Результат номер два наших земляков на Олимпиаде – седьмое место Ильи Захарова в синхронных прыжках с трехметрового трамплина. Итоговые позиции в протоколах Игр бадминтониста Владимира Малькова, триатлонисток Александры Разареновой и Марии Шорец – 27-я, 20-я, 25-я соответственно. Артем Чеботарев отправился на Олимпиаду в качестве капитана сборной России по боксу, но проиграл уже в 1/8 финала. А вот Людмилу Дмитриеву упрекнуть за 13-е место вряд ли повернется язык. Первая в истории саратовского парусного спорта участница Олимпиады сделала все что могла.

Вообще-то спортсменов, документально закрепленных за Саратовской областью, в Бразилии должно было быть девять. Однако бадминтонистка Наталья Перминова, которой наш регион хорошо помог в решающие месяцы олимпийского отбора, переехала на постоянное жительство в Самару, и оформить параллельный зачет на нее не удалось. «С носом» остался не только Саратов, но и Екатеринбург – где Наталья родилась, выросла и стала бадминтонисткой высокого класса.

Неприятная история приключилась с «академисткой» Юлией Поповой. Она выдержала нелегкий отбор (в результате которого отсеялась, в частности, другая саратовская чемпионка Европы Юлия Иноземцева) в восьмерке с рулевой, однако Международная федерация гребного спорта (ФИСА) не допустила эту лодку к Олимпиаде. Причина – двухлетняя дисквалификация за допинг, отбытая входящей Анастасией Карабельщиковой. Было это еще в 2009 году, но чиновники от гребли решили перестраховаться. Когда Спортивный арбитражный суд оправдал Карабельщикову, отменив «принцип двойного наказания», ФИСА нашла другую причину для недопуска экипажа до Олимпиады. Оказывается, Анастасия слишком мало допинг-проб сдала за рубежом – а к нашим лабораториям у Федерации доверия нет. По аналогичной причине не поехали в Рио еще несколько гребцов – в частности, саратовец Александр Богдашин, ныне живущий и тренирующийся в Краснодаре.

Чуть было не пострадала из-за проблем напарницы с антидопинговым законодательством байдарочница Кира Степанова. Она отобралась на Игры в двойке на 500-метровке, но второй член экипажа Елена Анюшина оказалась упомянута в так называемом «докладе Макларена». Российский экипаж из числа участников Олимпиады вывели, заменив на австрийский, но потом произвели обратную замену – Спортивный арбитражный суд Анюшину оправдал.

Надо отдать должное крепости нервов байдарочниц. Они до последнего верили в успех и не прекращали тренироваться. Прилетев в Рио за четыре дня до старта, успели акклиматизироваться и очень грамотно провели соревнование. В квалификационном заезде, в котором никто из участниц не выбывал, они в боевых условиях познакомились с трассой. В полуфинале испытали силы в борьбе за высокие места, потрепав нервы будущим бронзовым призеркам из Польши. В финале россиянки показали тот результат, которого от них ожидали – заняли место в пятерке сильнейших. До медали не хватило чуть больше секунды.

Если оперировать сухими цифрами, то результат номер два наших земляков – седьмое место Ильи Захарова в синхронных прыжках с трехметрового трамплина – по ряду причин нельзя оценить положительно. Во-первых, в турнире участвовало всего восемь дуэтов – и саратовец вместе с Евгением Кузнецовым из Ставрополя пропустил вперед всех более-менее конкурентоспособных соперников, оставив за спиной лишь слабеньких бразильцев. Во-вторых, россияне переоценили свои возможности, включив в программу прыжок с невиданным ранее коэффициентом сложности – и не справились с ним. В-третьих, не давали покоя их титулы – серебряные призеры предыдущих Игр именно в «синхроне» (в личных прыжках в Лондоне Захаров и вовсе «золото» взял). В-четвертых, дали слабину законодатели прыжковой моды – китайцы. Британцы с американцами воспользоваться этим сумели, а куда более титулованные россияне – нет.

Еще более скромным получилось выступление Захарова в индивидуальных прыжках с трехметрового трамплина. Если в «синхроне» он не получал за попытку меньше 51,6 балла, то лично сделал три прыжка на 42,5-50,4. После такого старта пробиться в полуфинал было очень тяжело, но Илья сумел собраться, а конкуренты наделали ошибок.

Казалось бы, тяжелая квалификация должна предельно мобилизовать олимпийского чемпиона. Однако мобилизации этой хватило лишь на два прыжка, после которых Илья входил в первую четверку. Третья попытка получилась скомканной, четвертая вообще не удалась. Не припомню, чтобы за прыжок на Олимпиаде судьи ставили ноль баллов. Ситуацию усугубило повреждение колена, из-за которого Захаров не лучшим образом исполнил и две заключительные попытки. Итог – последнее, 18-е место и сложности с системой дыхания, которую саратовцу пришлось проверить в медцентре Рио. К счастью, серьезных проблем обследование не обнаружило.

Чемпион мира по версии AIBA Pro Boxing Артем Чеботарев проявил себя как главный спикер сборной России по боксу. Одной из его самых запоминающихся цитат стало обещание «ответить за Исинбаеву». Ответ в исполнении саратовца получился не слишком вразумительным. Ему не удалось добиться преимущества над азербайджанцем Камраном Шахсуварлы. Бой 1/8 финала больше напоминал танец предельно утомившихся партнеров, которые при первой возможности «прикладывались» друг на друга. Да, инициатором подобного «бокса» был представитель Азербайджана. Но кто запрещал выстраивать тактику и стратегию так, чтобы, пусть на грани правил, нейтрализовать козыри соперника?

Минимум акцентированных ударов и самостоятельных передвижений по рингу отдали поединок на откуп судей. Те с перевесом в один голос отдали победу Шахсуварлы, за что были подвергнуты жесткой критике с российской стороны. «Заряженными» их называли и представители «команды Чеботарева», и болельщики, и даже тренер сборной России Эдуард Кравцов. К сожалению, за скобками остались ошибки самого Артема, не сумевшего навязать сопернику свою тактику. Вернувшись из Рио, спортсмен заявил о желании перейти в профессиональный бокс.

Результаты бадминтониста Владимира Малькова, триатлонисток Александры Разареновой и Марии Шорец – соответственно 27-я, 20-я, 25-я строчки рейтинга – могут вызвать раздражение у квасных патриотов. Буквально слышу их выкрики: «Зачем тратить деньги на такую дальнюю поездку и 20-е места?» Хочу возразить: даже для России в целом попадание на Олимпиаду в личном турнире бадминтонистов и полная (шесть человек) квота в триатлоне – само по себе достижение. В этих видах спорта мы, мягко говоря, не на лидирующих позициях. В отборочных рейтингах, которые составлялись на протяжении года, Мальков, Разаренова и Шорец не входили в ТОП-30. А по результатам Рио – вошли.

Мальков может записать себе в актив третье место в группе из четырех участников, уверенный выигрыш партии у многоопытного вьетнамца Тьен Мин Нгуена (21:15) и битву на равных в первом гейме с двукратным победителем Олимпиад, пятикратным чемпионом мира Линь Данем (18:21). Шорец хорошо провела велосипедный (19-й результат) и беговой (13-е время на одном из кругов) этапы, Разаренова бежала просто прекрасно (седьмое время). Выступить лучше им помешал недостаток соревнований наивысшего ранга, пропуском в который являются высокие места в рейтинге. Надеюсь, что в Рио Владимир, Александра и Мария получили бесценный опыт, который позволит совершить качественный скачок. Благо, новые старты в бадминтоне и триатлоне – совсем не за горами.

Первой в истории саратовского парусного спорта участнице Олимпиады Людмиле Дмитриевой и ее напарнице Алисе Кирилюк, чтобы войти в число десяти лучших по итогам всей квалификации, не хватило всего восьми баллов. Россиянок в первой гонке подвело волнение (фальстарт), во второй – протест немок, поддержанный австрийками. Плюс разбитая в третий соревновательный день лодка, которую спортсменки клеили своими руками. Саратовская-российская инфраструктурная безнадега настигла девушек в Бразилии.

Чтобы рассказ о выступлении саратовцев на Играх в Рио был полным, стоит упомянуть второе место в группе Перминовой (в плей-офф выйти не позволило), попадание в четвертьфинал балаковской волейболистки Яны Щербань (на которую вполне можно было оформить параллельный зачет) и вылет в первом же раунде бывшего саратовского «параллельщика» Алексея Якименко, принесшего нашему региону 12 лет назад «серебро» Афин. Эти результаты только подтверждают, насколько неоднозначной для области была Олимпиада-2016. И насколько полезной может быть – в плане опыта крупнейших стартов и извлечения из них уроков.