Дешевое призвание

Оценить
Раз в неделю обязательно происходит что-то такое, что будоражит широкую общественность. То олимпийский скандал, то паралимпийский. То премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной раз принимается резать правду-матку.

Раз в неделю обязательно происходит что-то такое, что будоражит широкую общественность. То олимпийский скандал, то паралимпийский. То премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной раз принимается резать правду-матку. И общество от этого приходит в нервное состояние.

На какой-то встрече под названием «Территория смыслов» Дмитрий Медведев ответил на вопрос дагестанского учителя. (В скобках заметим, что нашим областным начальникам стоило бы присмотреться к этому названию. А то у нас территория развития, территория лидерства, а вот о смысле ни одного слова. Бессмысленная какая-то получается территория.)

Ну так вот, и спросил молодой дагестанский педагог премьера, почему учитель получает в пять раз меньше, чем полицейский сержант. Премьер популярно объяснил, что работа в школе – «это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Какой именно бизнес премьер предложил недовольным зарплатами педагогам, не сообщается. По всей видимости, это «Роснефть» или «Газпром». Не мог же Дмитрий Анатольевич предложить учителям идти на рынки или в ларьки.

Почти тут же министр образования Дмитрий Ливанов доложил, отчего-то не самим педагогам, а депутатам от «Единой России», что заработная плата учителей достигла ста процентов от средней по региону и продолжает расти. Конкретный дагестанский случай он расследовать не стал. Тем более что мы люди опытные и понимаем, что если директор школы получает 50 тысяч, а начинающий учитель – 10, то в среднем каждый получает по тридцать.

И понятно, что почти никто не обратил внимания на то, что дагестанский педагог обиделся, что полицейский получает в разы больше учителя. Это – со стороны педагога – вопиющее непонимание текущего момента в нашей стране. Текущий момент заключается в том, что полицейских, нацгвардейцев, чекистов и охранников должно быть всё больше, и получать они должны тоже всё больше, а учителя перебьются. Правда, Дмитрий Анатольевич выразился более утонченно, мол, это призвание, а за работу по призванию можно и копейки получать. Впрочем, призвания тоже бывают разными, например, у сына коллеги Медведева вице-премьера Шувалова призвание владеть авиационной компанией. А самолет этой компании сдавать в аренду папе, чтобы он мог летать в отпуск на Мальдивы или возить на конкурсы собачек корги.

Когда поднялся весь этот шум вокруг премьерских слов, то газета «Коммерсантъ» провела свое исследование. «“Ъ” выяснил, что во многих государствах зарплата педагогов выше выплат полицейским. Это характерно и для развитых, и для развивающихся стран. В Греции они, например, больше на 61%, в Нигерии – на 35%, во Франции – почти на треть (на 28%), в Швейцарии – на 23%. В США разница составляет 10% в пользу учителей».

Конечно, не тот факт, что учителя во многих странах получают больше полицейских, возбудил общественность. Многим показалось, что премьер-министр унизил учительское сословие. Его слова истолковали так, что те, кто работают по призванию, должны довольствоваться копейками. Нашлись энтузиасты и разместили в интернете петицию об отставке Дмитрия Медведева. За двое суток петиция набрала 200 тысяч подписей, но в Кремле заявили, что внимание на акт народной воли обращать не будут. И – о странно! – петицию оправляли на имя Владимира Путина. Теперь уже сама петиция вызвала обсуждение. Стали думать, чьи это происки и так далее – в привычной манере российской конспирологии. Например, нашли такое объяснение: Дмитрий Медведев является лидером «ЕР», и вся эта история раздута для того, чтобы отобрать голоса у ныне правящей партии. Как будто у нас нет избирательных комиссий, где заседают как раз учителя. Все же знают, что обеспечивать нужные итоги голосования – второе призвание российских педагогов.

Но у меня есть другое объяснение словам премьера. Может, помните, Медведев некоторое время работал президентом страны. И тогда прославился, сделав открытие, что свобода лучше, чем несвобода. На этом его открытия были исчерпаны. Но вполне может быть, что тогда Дмитрий Анатольевич готовил очередную фразу на века: «Правда лучше, чем неправда». Публично он ее не произнес, но действует в строгом соответствии с этой установкой. И когда пояснял крымским пенсионерам, что денег нет, но надо держаться. И сейчас. Это же хорошо, когда в руководстве страны есть человек, который стремится говорить правду – ясно и конкретно. Кстати, его старший партнер по некогда существовавшему тандему не так конкретен. Владимир Путин посоветовал недавно россиянам активно брать ипотеку под 11 процентов. Потому что инфляция и так далее. Что это за «так далее», Путин объяснять не стал. А вот Медведев на его месте, возможно, прояснил бы.